|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕПЛОХОД "ВАНДАЛ" (Россия, 1903 г.)
М. Грицук
Начинающим судомоделистам хочется сделать не просто неподвижный макет, а
самоходную модель, причем желательно с электромотором. Такую модель сделать
самому сложнее, чем резиномоторную, но это возможно и в домашних условиях.
Нужно только правильно выбрать прототип корабля, чтобы он был несложен в
изготовлении и не требовал дефицитных материалов. Модель нефтеналивного
теплохода "ВАНДАЛ" отвечает этим требованиям и способна выступать на
соревнованиях судомоделистов в классе ЕК-600 (самоходная модель гражданского
судна длиной до 600 мм).
В 1902 году "Товариществом братьев
Нобель" было заказано Сормовскому заводу
(г. Нижний Новгород) три металлические
баржи "САРМАТ", "ВАНДАЛ" и "СКИФ"
грузоподъемностью по 800 тонн для перевозки
нефти и керосина от города Рыбинска до
Санкт-Петербурга по Мариинской водной
системе (впоследствии реконструированной и
носящей сейчас название водный путь Волго-Балт). Пропускная способность деревянных
шлюзов ограничивала размеры и осадку
судов, корабли должны были, проходя через
шлюзы Мариинской системы, свободно
плавать по Онежскому и Ладожскому озерам,
на которых волнение и штормы ничуть не
слабее, чем в Балтийском море. Эти суда
также должны были свободно проходить и по
изобилующей мелями и перекатами Волге до
самой Астрахани. Это были, по современным
меркам, первые суда класса "Река-море".
Сормовчане успешно справились с поставленной задачей, суда были построены и в 1903
году успешно испытаны.
На "ВАНДАЛЕ" были установлены три
"нефтяных двигателя", как тогда называли
дизели, по 120 л.с. каждый. Двигатели были
нереверсивные, то есть не могли менять
направление вращения, а коробки передач
из-за сложности изготовления не
использовали, и поэтому для передачи
мощности от двигателей к гребным винтам
впервые была применена электропередача.
Дизели приводили в действие электрогенераторы, те вырабатывали электрический ток, а
он вращал электромоторы. При такой
передаче терялось около 15% мощности, но
зато приобреталась высокая маневренность по
ходу. Скорость и направление вращения
гребных винтов регулировалась ручкой
реостата, почти как в трамвае.
Такие дизель-электрические установки
получили впоследствии широкое распространение на ледоколах, морских и речных
паромах, то есть таких кораблях, где
требуется постоянное изменение оборотов и
направления вращения винта.
Технические характеристики
Длина наибольшая ... 75,1 м.
Длина по перпендикулярам ... 73,8 м.
Ширина наибольшая ... 9,7 м.
Осадка в полном грузу ... 1,88 м.
Водоизмещение ... 1158 т.
Грузовместимость ... 750 т.
Мощность двигателей ... 360 л.с.
Скорость: порожнего судна ... 8 уз.
груженого судна ... 7,4 уз.
под парусами ... до 5 уз.
Экипаж ... 27 чел.
|
Теплоход "Вандал":
1-четырехлапый якорь,
2-кат-балка,
3-кнехт,
4-световой люк,
5-кофельнагельный бугель,
6-газоотвод вентиляции танков,
7-приемный грузовой патрубок,
8-парус (кливер),
9-степс заваливающихся мачт,
10-парус (крюйсель),
11-световой люк электромеханического отделения,
12-ходовой огонь,
13-битенг,
14-киповая планка,
15-люк румпельного отделения,
16-вентиля приемной нефтяной арматуры,
17-горловина бортового танка,
18-световые люки машинного отделения,
19-поддон для швартового троса,
20-фальшборт,
21-вымпел,
22-выхлопная труба дизеля,
23-ходовая рубка.
|
ПОСТРОЙКА МОДЕЛИ
Модель лучше всего выполнить в
масштабе 1:150, тогда ее можно сделать
самоходной на одном моторчике ДИ-1-2 или
любом другом от детских электрических
игрушек. Для моделей в классе ЕН-600
правилами допускается уменьшение
количества винтов в отличие от прототипа.
В качестве источника питания лучше все-
го использовать батарею из 2-4 аккумуляторов
типа ЦНК-0,45 или батарею из пальчиковых
элементов, соединенных последовательно.
Конструкция дейдвуда описана в "МК" №2
за 1998 г. Гребной вал — из кусочка
велосипедной спицы, гребной винт вырезается
из жести и припаивается к гребному валу
примерно так же, как для подлодки "ЛЕМБИТ" (см. этот номер).
Выключатель самодельный или от игрушки.
Корпус модели можно сделать долбленым
из древесины лиственных или хвойных пород
без пороков и сучков. Он пропитывается
олифой так же, как и корпус "МОНИТОРА"
("МК" №2). Палуба выпиливается из фанеры и
тоже пропитывается олифой, в ней
прорезаются люки для моторчика и батареи.
Сверху люки закрываются надстройкой.
Если нет электромоторчика, то модель
можно сделать и резиномоторной так же, как
рекомендовалось для "МОНИТОРА" в "МК" №2 за 1998 г.
ОКРАСКА МОДЕЛИ
СЕРЫЙ: надстройки, фальшборт. ЧЕРНЫЙ:
надводный борт, кнехты, китовые планки,
брашпиль, якоря, кат-балки, битенги, горловины
танков, вентили и трубопроводы приемной
нефтяной арматуры, приемный грузовой патрубок, выхлопные трубы дизель-моторов.
КРАСНО-КОРИЧНЕВЫЙ (СУРИК): подводная
часть корпуса, перо руля, главная палуба.
трапы. БЕЛЫЙ: леерное ограждение, световые
люки, надписи названия судна, мачты, жилые
помещения на баке и корме, ходовая рубка.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЦВЕТ ДРЕВЕСИНЫ: палуба мостика.
|
Скачать чертежи для печати
Источник:М. Грицук. Первый в мире теплоход "Вандал" (Россия, 1903 г.) / ж. "Моделист-корабел" № 5, 1999, 14-15 с.
Scan: ???
Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2024 |
|