|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Спортивные модели
|
МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА "П"
Пожалуй, ни один вид спорта не окружен таким ореолом романтики, как парусный. Да и действительно, что может быть прекраснее стройной и изящной яхты, легко бегущей по голубым волнам? Свежий бриз обдувает лицо яхтсмена, каскады брызг разбегаются от форштевня, мелко дрожат тугие паруса.
А ведь самая ближайшая дорога к рулю яхты-то запуск построенных вами моделей, изучение на них силы ветра, приобретение способности "чувствовать" ветер.
Модель класса "П" является прототипом яхты класса "Звездный". Этот класс с 1911 года принимает участие в международных соревнованиях.
Модель проста по устройству, быстроходна и легко управляема.
Длина модели наибольшая - 750 мм, ширина наибольшая - 185 мм, осадка - 180 мм, сред. надвод. борта - 40 мм.
Высота вооружения над палубой - 908 мм, площадь парусов - 20 дм2. Водоизмещение - 1,8 кг.
Перед постройкой необходимо на ватман или кальку перенести все чертежи, изображенные на рисунке 1, увеличив каждое их размеренно в 4 раза. Затем с помощью копировки чертежи переводятся на фанеру толщиной 4 мм. Далее лобзиком вырезают килевую раму и рамки шпангоутов шириной 5 - 6 мм. В шпангоутах выпиливают пазы для продольного набора.
Стрингеры, кильсоны, мидельвейсы и привальные брусья делают из сухой прямослойной липы или сосны.
После изготовления деталей основного набора приступают к сборке корпуса. Для этого берут стапель-доску, которая должна быть длиннее модели на 10 -15 мм и шире ее на 5-10 мм.
Монтаж осуществляют следующим образом. В килевую раму на клею вставляют шпангоуты и транец. Потом остов корпуса кладут палубой на стапельную доску и крепят кусочками дерева килевую и шпангоутные рамки. В пазы шпангоутов на клею устанавливают стрингеры, усиленные стрингеры, мидельвейсы и привальные брусья. Установку начинают с палубы, После просыхания клея каркас модели обрабатывают напильником и наждачной бумагой.
Наружной обшивкой модели могут служить картон или два слоя ватманской бумаги. Бумагу накладывают на набор и наносят на нее контуры по каждой половине днища, бортов и палубы. Внутреннюю сторону обшивки густо смазывают клеем. Когда клей затвердеет, наносят второй слой клея, прижимают обшивку к набору и прихватывают ее тонкими гвоздиками. Как только клей высохнет, корпус изнутри окрашивают 2 - 3 раза масляной или нитрокраской. Затем из картона или миллиметровой фанеры вырезают палубу и на клею ставят ее на набор.
Для изготовления балласта 19 выстругивают из дерева шаблон, смазывают его маслом и выдавливают обе половинки в мягкой глине. Когда форма затвердеет, в нее заливают расплавленный свинец. Обе части балласта обрабатывают напильником, сверлят в них отверстия и крепят гвоздями к килю 20.
Очень важно, чтобы поверхность подводной части корпуса была гладкой.
Прежде всего корпус зачищают наждачной бумагой. Далее грунтуют масляной (олифа с небольшим количеством тертой масляной краски) грунтовкой или нитрогрунтовкой (нитроклей). После этого модель шпаклюется. Шпаклевку наносят резиновым шпателем (куски листовой резины толщиной 4-5 мм) или ножом. Шпаклюют модель 2-3 раза. Просохшую поверхность шлифуют наждачной бумагой с керосином.
Из белой полоски целлулоида наклеивают на днище ватерлинию 21 шириной 1-1,5 мм и приступают к окраске. Обычно надводную часть красят в белый цвет, а подводную - в красный или зеленый.
К палубе на носовом мидельвейсе шурупами привертывают штаг-путенс. В нем сделаны отверстия, за которые крепят рапсовый угол стакселя. Меняя место крепления галса, можно перемещать центр парусности модели. На среднем мидельвейсе устанавливают степс мачты 3; при перемещении по нему шпора мачты будет перемещаться и центр парусности.
В корме на усиленных стрингерах ставят утки 15 для гика-шкота 14.
Мачта 17 делается из сосны или алюминиевой трубки. На ее нижний конец надевается шпор 16.
Гик 8 с оковкой монтируют к мачте на вертлюге. Мачту, гик и краспицу 13 покрывают лаком.
Надев на мачту краспицу и шпор, ее ставят на место, крепят шпор шпилькой, накладывают штаг 5, ванты 12 и ахтерштаг 18 и соединяют их с путенсами 1, 10, 22 талрепами 11.
Паруса шьют из шелка, сатина, отбельной бязи или других легких, но плотных тканей. Перед раскроем ткань смачивают, сушат и гладят, затем раскладывают на столе, расправляют и крепят кнопками. По рисунку из бумаги в натуральную величину делают выкройку, накладывают ее так, чтобы задняя шкаторина шла по направлению ткани, и вырезают с запасом 7-8 мм по периметру. Запас дважды загибается и подрубается на швейной машине. К шкаторинам из лески толщиной 1,5 мм нитками пришивают ликтрос 6. В углы паруса с обеих сторон наклеивают боуты (треугольники из ткани), предварительно заложив в верхний угол фал, в галсовый угол - галсы и в шкотовый - шкоты. Паруса прихватывают леской 7 к мачте и гику. Галсовый угол крепят к штаг-путенсу 2, а стаксель-фал - к мачте.
Когда модель готова к спуску, подветренный гика-шкот крепят за утку, а стаксель-шкот 4 пропускают сквозь отверстия в вант-путенсе. На топ (верхний конец) мачты ставится вымпел 9.
При первых запусках на различных курсах относительно ветра регулируют постановку парусов. На шкоты накладывают марки из ниток, чтобы в дальнейшем ставить паруса по этим отметкам. От тщательной регулировки при разных скоростях и на
правлениях ветра зависит успех на соревнованиях. После того как вы освоите модель класса "П", можно переходить к постройке более сложных моделей других классов.
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ЯХТЫ
№ детали |
Наименование детали |
Кол-во |
Материал (размеры в мм) |
1 |
Штагпутенс (планка) |
1 |
Латунь 0,8—1,2 мм |
2 |
Гаки |
7 |
Проволока 1,2—1.5 мм |
3 |
Степс (планка) |
1 |
Латунь 0,6—0,8 мм |
4 |
Стаксель-шкоты |
2 |
Леска 1—1,3 мм |
5 |
Форштаг |
1 |
Леска 1,5—2 мм |
6 |
Ликтрос |
- |
Леска 1,3—1,5 мм |
7 |
Слаблинь |
- |
Леска 1—1,3 мм |
8 |
Гик |
1 |
Сосна, липа |
9 |
Флюгарка |
1 |
Медная фольга |
10 |
Вантпутенсы (планки) |
4 |
Латунь 0,8—1,2 мм |
11 |
Талреп |
6 |
Проволока 1,3—1,5 мм |
12 |
Ванты |
4 |
Леска 1,5—2 мм |
13 |
Краспица |
1 |
Авиафанера 3,5—4 мм |
14 |
Гикашкоты |
2 |
Леска 1,3—1,5 мм |
15 |
Утка |
2 |
Латунь, алюминий |
16 |
Шпор |
1 |
Медная трубка диаметром 10 мм |
17 |
Мачта |
1 |
Сосна |
18 |
Ахтерштаг |
1 |
Леска 1,5 мм |
19 |
Балласт |
1х2 |
Свинец 2х550 г |
20 |
Киль |
1 |
Фанера 4 мм |
21 |
Ватерлиния |
- |
Нитка на клею |
22 |
Штагпутенс |
1 |
Латунь, алюминий |
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источники информации: В. Лясников. Поднять паруса!/ ж. "Военные знания" №1, 1966, 43-44 с.
В. Лясников. Бедокрылая класса "П"./ ж. "Моделист-Конструктор" № 2, 1966, 16-19 с.
Модель яхты класса "П". / Юные корабелы. -М.: ДОСААФ, 1976. - 240-241 с.
Scan & OCR: MasterRU
|
|
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|