ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Спортивные модели


МОДЕЛЬ ЯХТЫ КЛАССА "П"

      Пожалуй, ни один вид спорта не окружен таким ореолом романтики, как парусный. Да и действительно, что может быть прекраснее стройной и изящной яхты, легко бегущей по голубым волнам? Свежий бриз обдувает лицо яхтсмена, каскады брызг разбегаются от форштевня, мелко дрожат тугие паруса.
      А ведь самая ближайшая дорога к рулю яхты-то запуск построенных вами моделей, изучение на них силы ветра, приобретение способности "чувствовать" ветер.
      Модель класса "П" является прототипом яхты класса "Звездный". Этот класс с 1911 года принимает участие в международных соревнованиях.

Модель проста по устройству, быстроходна и легко управляема.
Длина модели наибольшая - 750 мм, ширина наибольшая - 185 мм, осадка - 180 мм, сред. надвод. борта - 40 мм. Высота вооружения над палубой - 908 мм, площадь парусов - 20 дм2. Водоизмещение - 1,8 кг.

      Перед постройкой необходимо на ватман или кальку перенести все чертежи, изображенные на рисунке 1, увеличив каждое их размеренно в 4 раза. Затем с помощью копировки чертежи переводятся на фанеру толщиной 4 мм. Далее лобзиком вырезают килевую раму и рамки шпангоутов шириной 5 - 6 мм. В шпангоутах выпиливают пазы для продольного набора.
      Стрингеры, кильсоны, мидельвейсы и привальные брусья делают из сухой прямослойной липы или сосны.
      После изготовления деталей основного набора приступают к сборке корпуса. Для этого берут стапель-доску, которая должна быть длиннее модели на 10 -15 мм и шире ее на 5-10 мм.
      Монтаж осуществляют следующим образом. В килевую раму на клею вставляют шпангоуты и транец. Потом остов корпуса кладут палубой на стапельную доску и крепят кусочками дерева килевую и шпангоутные рамки. В пазы шпангоутов на клею устанавливают стрингеры, усиленные стрингеры, мидельвейсы и привальные брусья. Установку начинают с палубы, После просыхания клея каркас модели обрабатывают напильником и наждачной бумагой.
      Наружной обшивкой модели могут служить картон или два слоя ватманской бумаги. Бумагу накладывают на набор и наносят на нее контуры по каждой половине днища, бортов и палубы. Внутреннюю сторону обшивки густо смазывают клеем. Когда клей затвердеет, наносят второй слой клея, прижимают обшивку к набору и прихватывают ее тонкими гвоздиками. Как только клей высохнет, корпус изнутри окрашивают 2 - 3 раза масляной или нитрокраской. Затем из картона или миллиметровой фанеры вырезают палубу и на клею ставят ее на набор.
      Для изготовления балласта 19 выстругивают из дерева шаблон, смазывают его маслом и выдавливают обе половинки в мягкой глине. Когда форма затвердеет, в нее заливают расплавленный свинец. Обе части балласта обрабатывают напильником, сверлят в них отверстия и крепят гвоздями к килю 20.
      Очень важно, чтобы поверхность подводной части корпуса была гладкой.
      Прежде всего корпус зачищают наждачной бумагой. Далее грунтуют масляной (олифа с небольшим количеством тертой масляной краски) грунтовкой или нитрогрунтовкой (нитроклей). После этого модель шпаклюется. Шпаклевку наносят резиновым шпателем (куски листовой резины толщиной 4-5 мм) или ножом. Шпаклюют модель 2-3 раза. Просохшую поверхность шлифуют наждачной бумагой с керосином.
      Из белой полоски целлулоида наклеивают на днище ватерлинию 21 шириной 1-1,5 мм и приступают к окраске. Обычно надводную часть красят в белый цвет, а подводную - в красный или зеленый.
      К палубе на носовом мидельвейсе шурупами привертывают штаг-путенс. В нем сделаны отверстия, за которые крепят рапсовый угол стакселя. Меняя место крепления галса, можно перемещать центр парусности модели. На среднем мидельвейсе устанавливают степс мачты 3; при перемещении по нему шпора мачты будет перемещаться и центр парусности.
      В корме на усиленных стрингерах ставят утки 15 для гика-шкота 14.
      Мачта 17 делается из сосны или алюминиевой трубки. На ее нижний конец надевается шпор 16.
      Гик 8 с оковкой монтируют к мачте на вертлюге. Мачту, гик и краспицу 13 покрывают лаком.
      Надев на мачту краспицу и шпор, ее ставят на место, крепят шпор шпилькой, накладывают штаг 5, ванты 12 и ахтерштаг 18 и соединяют их с путенсами 1, 10, 22 талрепами 11.
      Паруса шьют из шелка, сатина, отбельной бязи или других легких, но плотных тканей. Перед раскроем ткань смачивают, сушат и гладят, затем раскладывают на столе, расправляют и крепят кнопками. По рисунку из бумаги в натуральную величину делают выкройку, накладывают ее так, чтобы задняя шкаторина шла по направлению ткани, и вырезают с запасом 7-8 мм по периметру. Запас дважды загибается и подрубается на швейной машине. К шкаторинам из лески толщиной 1,5 мм нитками пришивают ликтрос 6. В углы паруса с обеих сторон наклеивают боуты (треугольники из ткани), предварительно заложив в верхний угол фал, в галсовый угол - галсы и в шкотовый - шкоты. Паруса прихватывают леской 7 к мачте и гику. Галсовый угол крепят к штаг-путенсу 2, а стаксель-фал - к мачте.
      Когда модель готова к спуску, подветренный гика-шкот крепят за утку, а стаксель-шкот 4 пропускают сквозь отверстия в вант-путенсе. На топ (верхний конец) мачты ставится вымпел 9.

      При первых запусках на различных курсах относительно ветра регулируют постановку парусов. На шкоты накладывают марки из ниток, чтобы в дальнейшем ставить паруса по этим отметкам. От тщательной регулировки при разных скоростях и на правлениях ветра зависит успех на соревнованиях. После того как вы освоите модель класса "П", можно переходить к постройке более сложных моделей других классов.

СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ЯХТЫ

№ детали
Наименование детали
Кол-во
Материал (размеры в мм)
1
  Штагпутенс (планка)
1
  Латунь 0,8—1,2 мм
2
  Гаки
7
  Проволока 1,2—1.5 мм
3
  Степс (планка)
1
  Латунь 0,6—0,8 мм
4
  Стаксель-шкоты
2
  Леска 1—1,3 мм
5
  Форштаг
1
  Леска 1,5—2 мм
6
  Ликтрос
-
  Леска 1,3—1,5 мм
7
  Слаблинь
-
  Леска 1—1,3 мм
8
  Гик
1
  Сосна, липа
9
  Флюгарка
1
  Медная фольга
10
  Вантпутенсы (планки)
4
  Латунь 0,8—1,2 мм
11
  Талреп
6
  Проволока 1,3—1,5 мм
12
  Ванты
4
  Леска 1,5—2 мм
13
  Краспица
1
  Авиафанера 3,5—4 мм
14
  Гикашкоты
2
  Леска 1,3—1,5 мм
15
  Утка
2
  Латунь, алюминий
16
  Шпор
1
  Медная трубка диаметром 10 мм
17
  Мачта
1
  Сосна
18
  Ахтерштаг
1
  Леска 1,5 мм
19
  Балласт
1х2
  Свинец 2х550 г
20
  Киль
1
  Фанера 4 мм
21
  Ватерлиния
-
  Нитка на клею
22
  Штагпутенс
1
  Латунь, алюминий


ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источники информации: В. Лясников. Поднять паруса!/ ж. "Военные знания" №1, 1966, 43-44 с.
В. Лясников. Бедокрылая класса "П"./ ж. "Моделист-Конструктор" № 2, 1966, 16-19 с.
Модель яхты класса "П". / Юные корабелы. -М.: ДОСААФ, 1976. - 240-241 с.
Scan & OCR: MasterRU

© ReSim Laboratory   2004-2015