А. Соколов
Соревнования океанских катеров - зрелище увлекательное! Тут и захватывающий драматизм
гонок, и радужные веера брызг, и восторженные зрители. Не менее интересно наблюдать и
за гонками радиоуправляемых судомоделей. Здесь почти все, как в мире большого спорта:
скорости, азарт, радость победы и досадные аварии.
Предлагаем вашему вниманию модель гоночного катера, внешние обводы которого повторяют
катамаран, построенный специально для морских гонок.
В конструкции используется электродвигатель типа «Mabuchi-540» или аналогичный по размерам
и мощности, оснащенный двухлопастным гребным винтом диаметром 35 мм и шагом 47 мм. Питание
осуществляется от аккумуляторной батареи 7,2 В/1,2 Ач. Управление - с помощью двухканальной
пропорциональной аппаратуры. Обороты двигателя изменяются регулятором хода, а направление
траектории движения - рулевой машинкой.
Для изготовления модели катера потребуются липовые или сосновые рейки размером 3x3x1000 мм
(10 штук), куски фанеры 600x280x1,2 мм и 245x55x3 мм, полоски электрокартона 600x100x0,5 мм
(8 штук). Для склеивания деталей рекомендуется использовать эпоксидную смолу.
Постройка корпуса начинается с разметки на заготовке из 3-х мм фанеры поперечного набора
шпангоутов нижней части (1 - 6) и дополнительных переборок верхней части (7 - 11). Детали
выпиливаются и обрабатываются по разметке. На заготовке из фанеры толщиной 1,2 мм также
размечаются, а затем вырезаются боковины поплавков. На плоском сборочном стапеле крепятся
монтажные брусья с разметкой положения шпангоутов корпуса (сечением не менее 5x5 мм). На
них нитроклеем закрепляются детали 1-6 (положение корпуса - вверх днищем). Затем эпоксидной
смолой боковины поплавков склеиваются с установленным поперечным набором. После отверждения
смолы монтируются рейки сечением 3x3 мм, образующие обводы днища между поплавками, а также
углы скул и борта. Наклеиваются днище туннеля, днища и борта поплавков, вырезанные из
электрокартона. Собранная часть корпуса снимается с монтажных брусьев. Все внутренние
полости и детали трижды тщательно покрываются жидким двухкомпонентным паркетным лаком.
В корпусе судна монтируются дейдвуд и трубка-подшипник оси руля поворота. Сам руль
вырезается из латуни толщиной 1 мм и припаивается к стальной оси диаметром 3 мм. Сверху
корпуса вклеиваются подпалубные рейки сечением 3x3 мм и настилается палуба из электрокартона,
также покрытая изнутри лаком.
На палубе нитроклеем крепятся переборки верхней части корпуса, затем они соединяются друг
с другом рейками сечением 3x3 мм. Полученный каркас оклеивается электрокартоном. Полукруглые
детали гаргрота кабины предварительно отформовываются
из электрокартона на подходящей оправке. Собранная верхняя часть аккуратно отделяется от
модели - она станет крышкой люка для доступа к двигателю и оборудованию. Фонари кабин
вытягиваются из пластиковых бутылок из-под прохладительных напитков. Ребра по бокам
поплавков наклеиваются из полосок электрокартона шириной 1 мм.
Двигатель крепится на мотораме, изготовленной из 4-мм дюралюминия и зафиксированной двумя
саморезами на шпангоуте 4.
Для монтажа батареи питания и аппаратуры радиоуправления потребуются дополнительные
деревянные детали, которые устанавливаются по месту. Все элементы надстройки изнутри
покрываются паркетным лаком в два-три слоя, а снаружи вся модель окрашивается водостойкими
эмалями в три-четыре слоя. В верхней части корпуса вклеиваются три трубки диаметром не
менее 10 мм для подвода в двигательную зону охлаждающего воздуха.
Если на катере установлен двигатель и электропитание, по характеристикам сходные с
упомянутым оборудованием, то продолжительность хода в заезде составит около 8-10 минут.
Балансировка заключается в подборе места положения центра тяжести по длине корпуса.
Микрокатер должен идти в режиме чистого глиссирования, не проявляя тенденции к задиранию
или опусканию носа.