|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Радиоуправляемые судомодели
|
МОДЕЛЬ ФИГУРНОГО КУРСА КЛАССА F3-V (А. Наумова)
С. Байдеряков,
г. Ульяновск
Модели класса F3-V являются одними из наиболее популярных как
среди взрослых спортсменов, так и среди
судомоделистов-школьников. Многих из них наверняка
заинтересует разработка Александра Сергеевича Наумова -
мастера спорта СССР международного класса, неоднократного
чемпиона и призера чемпионатов СССР.
Корпус модели изготовлен из стеклопластика методом выклейки в
матрице. Технология этого процесса обычная. Матрица
смазывается разделительным составом (мастика для полов
"Эдельвакс", крем для бритья, мыло) и просушивается. В
углубления под реданы укладываются стекложгуты, пропитанные
эпоксидной смолой, затем вся матрица укрывается тремя слоями
стеклоткани толщиной 0,1, 0,2 и 0,2 мм, также пропитанными
смолой (соотношение смолы, идущей на пропитку, и сухой
стеклоткани по весу 1,2:1).
При изготовлении верхней выклейки корпуса сразу же формуется
посадочное место под крышку радиоотсека. Делается это
следующим образом.
Из стеклотекстолита толщиной 0,4 - 0,7 мм вырезается крышка
радиоотсека, смазывается разделительным составом и
просушивается. При формовке верхней выклейки крышка
укладывается между вторым и третьим слоями стеклоткани так,
чтобы задний конец ее слегка выглядывал. Поверх третьего слоя
в районе крышки укладывается четвертый слой толщиной 0,2 мм,
вся конструкция накрывается пятимиллиметровым оргстеклом и
придавливается грузом. После отверждения смолы груз и
оргстекло удаляются, выклейка освобождается из матрицы, из нее
выдвигается крышка и вырезается лобзиком люк. К нижней
выклейке - днищу приформовывается стеклотекстолитовый транец и
шпангоуты. Шпангоуты - сандвичевой конструкции:
"стеклоткань-пенопласт-стеклоткань". В транце и заднем
шпангоуте предусматриваются отверстия под стеклопластиковую
трубу - канал глушителя.
В верхней выклейке вырезаются также окно воздухозаборника и
крышка моторного отсека. Крышка навешивается на петлях и
фиксируется в закрытом состоянии защелкой.
После установки всей "начинки" модели и подгонки шпангоутов и
транца верхняя и нижняя выклейки склеиваются эпоксидной
смолой. Готовый корпус покрывают краской ЭП-140.
В качестве силовой установки используется двигатель ОПС-3,5
рабочим объемом 3,5 см3. Двигатель установлен на мотораме,
которая крепится к корпусу через резиновые амортизаторы. Чтобы
извлечь двигатель с моторамой из модели, достаточно отвернуть
один винт.
Гребной вал - из проволоки ОВС ф 4 мм. Дейдвуд - трубка из
нержавеющей стали ф 8Х1, к ней припаян припоем ПСП-45 кронштейн
из нержавейки толщиной 1 мм. Верхняя и нижняя втулки дейдвуда
бронзовые. Ступица гребного винта вытачивается из стали. В
ступице фрезеруются пазы и впаиваются лопасти из листовой
миллиметровой нержавейки. Закрутка лопастей осуществляется на
шаговой плите по угольникам, после чего лопасти окончательно
профилируют и полируют. Винт ф 44 мм и шагом 50 мм. Топливный
бак емкостью 150 см3 спаян из жести и подвешен в корпусе
модели на амортизаторах. Хороший бак получается из
полиэтиленового флакона емкостью 150 - 200 мл. Технология его
изготовления неоднократно приводилась на страницах "М-К". Для
управления оборотами двигателя на модели используется
радиокарбюратор. Можно регулировать обороты двигателя и с
помощью управляемой иглы жиклера.
Необходимо обратить внимание на точность отслеживания моделью
управляющих сигналов, посылаемых моделистом. Для этого
необходимо убрать люфты на ручке передатчика аппаратуры
радиоуправления и, главное, убрать люфты в механической части
модели в системе "рулевая машинка - тяга - руль поворота".
В заключение следует отметить, что модель А. С. Наумова
показала хорошую устойчивость и управляемость как на спокойной
воде, так и на волнении. В качестве силовой установки можно
использовать и отечественные двигатели. С двигателем КМД-2,5
модель способна проходить дистанцию за 30 с, что позволяет
достигать результатов международного класса.
Этот же корпус допустимо использовать и при изготовлении
модели класса F3-E с электрическим двигателем.
|
Компоновка и проекция "корпус" модели класса F3-V мастера спорта СССР международного класса А. Наумова:
1 - флагшток,
2 - леерное ограждение,
3 - кнехты,
4 - киповые планки,
5 -цепной стопор,
6 - шпиль,
7 - люк,
8 - вьюшка,
9 - артустановка,
10 - вентиляционный грибок,
11 - боевая рубка,
12 - штыревая антенна,
13 - бортовые отличительные огни,
14 - сигнальный прожектор,
15 - скоб-трап,
16 - контейнеры ракет,
17 - мачта,
18 - топовый огонь (белый),
19, 21, 22 - радиолокаторы,
20 - сигнальный рей,
23 - клотиковый огонь,
24 - ящик для сигнальных флагов,
25 - репитер гирокомпаса,
26 - воздухозаборник,
27 - радиолокационная станция,
28 - гакобортный огонь (белый),
29 - руль,
30 - гребной винт,
31 - выкружка,
32 - дейдвудная труба,
33 - электромоторчик (4,5 В),
34 - ватерлиния,
35 - стеллаж ракетного контейнера,
36 - скула,
37 - якорь,
38 - цепной клюз.
|
Изготовление люка радиоотсека:
1-4 - слои стеклоткани,
5 - крышка,
6 - органическое стекло,
7 - матрица.
Узел подвески моторамы:
1 - днище,
2 - смесь рубленого стекловолокна и эпоксидного связующего,
3 - стакан (Д16Т),
4, 6 - резиновые амортизаторы,
5 - моторама,
7 - втулка,
8 - винт М3,
9 - гайка.
|
СОРЕВНОВАНИЯ В КЛАССЕ МОДЕЛЕЙ F3-V проводятся на дистанции,
схема которой изображена на рисунке. Здесь же показана и
последовательность прохождения ворот моделью. Створ первых
ворот является стартом и финишем модели.
За "чистое" прохождение всех ворот спортсмен получает 120 баллов. Оценка
за скорость прохождения дистанций определяется по формуле:
N = (150-Т)/5,
где: Т - время прохождения дистанции в секундах.
Например, при "чистом" прохождении дистанции за 50 с спортсмен получает 140
баллов (120+20). Если спортсмен задел за буек моделью или
проскочил мимо ворот, то из общего результата вычитаются
штрафные баллы (см. табл.).
|
№ ворот |
Штрафные баллы |
за непрохождение ворот |
за касание буя |
1 |
6 |
2 |
2 |
6 |
2 |
3 |
9 |
3 |
4 |
12 |
4 |
5 |
9 |
3 |
6 |
6 |
2 |
7 |
6 |
2 |
8 |
6 |
2 |
Схема дистанции для соревнований скоростных судомоделей фигурного курса и последовательность прохождения ворот гоночной дистанции::
1-8 - номера проходимых моделью ворот, 9 - стартовый мостик, 10 - столик шумометриста.
|
Источник: Пластиковая прослеживает курс /ж. "Моделист-конструктор" № 1, 1989, 24-25 с.
Scan, Edit & OCR: А. Мятишкин
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|