|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Радиоуправляемые судомодели
|
ПРОСТЕЙШАЯ МОДЕЛЬ КЛАССА F1-Е
В. Арташев
Давно миновало время, когда строительство радиоуправляемых было
прерогативой только опытных, классных моделистов. Сегодня даже
новички, приходящие записываться в кружок, на вопрос, чем они
хотели бы заниматься, неизменно отвечают: "Скоростными радиоуправляемыми".
Однако желание желанием, но ведь надо кое-что и уметь.
Начинать свой путь в судомоделизме с создания техники,
копирующей аппараты ведущих спортсменов, попросту невозможно.
И дело даже не в сложности изготовления буквально каждого узла
современного микрокатера. Главное - сверхтребования к двигателям
внутреннего сгорания, которыми оборудуется большинство радиоуправляемые.
Существует, однако, класс, как бы предназначенный для начинающих,
глиссеры с электродвигателями. Конечно, юному судомоделисту не сразу
удастся изготовить "суперчемпиона". Но и с микрокатерами, снабженными
выпускаемыми отечественной промышленностью мотоустановками, с питанием от
обычных сухих элементов, можно добиться неплохих результатов.
Как раз о подобной модели мы и расскажем сегодня. Все материалы для
ее изготовления доступны, постройка и эксплуатация просты, несложна и
наладка. За основу при разработке обводов радиоуправляемой взята
публикация в югославском журнале "АБЦ технике"; переработанная
конструкция приспособлена под отечественную мотоустановку и элементы питания.
Работа над моделью начинается с раскроя листов фанеры толщиной 1 мм
по чертежам, выполненным на миллиметровой бумаге в натуральную величину.
Обратите внимание: заготовки деталей должны располагаться так, чтобы
направление слоя (волокон) на "рубашке" фанеры совпало со стрелкой на чертежах в журнале.
Затем выпиливают все заготовки, а из палубы лобзиком с мелкозубой
тонкой пилкой убирают крышку отсека. Палубу через калиброванные
прокладки толщиной не менее 30 мм устанавливают над ровной доской-стапелем.
Затем "начерно" закрепляют шпангоуты. По краю разреза заготовки корпуса
сверлят отверстия диаметром 1 мм с шагом примерно 10 мм и стягивают края
тонкой медной проволокой или прочной ниткой. При подгонке элементов
корпуса, возможно, придется подрезать обводы шпангоутов; на чертежах
они даны с запасом по высоте, обрезаемым только после полной сборки катера.
Убедившись в плотной стыковке всех деталей, швы проливают свежеразведенной
эпоксидной смолой. "Портняжный" шов по носовой части корпуса следует подкрепить
изнутри пропитанным смолой жгутом. Края корпуса можно прижать к палубе прищепками
(если край палубы свободен) или "прибить" к подкладкам стапеля за счет
вдавливания швейных булавок.
Пока корпус находится на стапеле, полезно смонтировать рейки, выполняющие
функции продольных реданов, придать им клиновидное сечение, приклеить скуловые рейки.
После полного отверждения смолы корпус снимается со стапеля, бортовые
секции заполняются пенопластом (лучше всего упаковочным, мелкошариковым),
вклеиваются элементы обрамления отсека и носового "обтекателя". Особое
внимание следует обратить на монтаж направляющих реек, образующих узкий
паз под крышку отсека.
Последняя операция - монтаж двигателя. Стыкующиеся с деталями корпуса
части дейдвуд ной трубы необходимо тщательно зашкурить и обезжирить,
чтобы после отверждения эпоксидного клея все швы оказались герметичными.
Монтаж мотоустановки "намертво" значительно упрощает сборку
модели, однако рациональнее позаботиться о том, чтобы якорь с валом
можно было извлечь из дейдвудной трубы вперед. Для этого "обтекатель"
придется сделать съемным, а в палубе и переднем шпангоуте заклеить в
полукруглых вырезах направляющую полутрубку из пластика или плотной
бумаги. Затем корпус вышкуривается и покрывается несколькими тонкими
слоями паркетного лака, при желании его можно частично окрасить водостойкими эмалями.
Основной вариант блока питания при нефорсированном серийном
микроэлектромоторе - десять элементов 343, соединенных двумя параллельными
полублоками, из пяти батарей каждый. В результате соединения образуется
источник емкостью около 1А*4 и напряжением 7,5 В. Перед стартами,
если вы собираетесь выступать в классе F1-Е или аналогичном - F3-Е,
обязательно проверьте массу полностью подготовленной к старту модели!
Она согласно требованиям правил соревнований не должна превышать
1 кг. Если вы не переборщили со смолой при сборке корпуса, вес
микрокатера уложится в норматив. Излишек веса "сгоните", изъяв по одной
батарее из каждого полублока питания. Кстати, для выступлений в классах
FCP-E такой, уменьшенный по напряжению, источник питания предпочтительнее.
Переход на напряжение питания, превышающее 9 В, нежелателен - возникающий
перегрев приводит к снижению эффективности постоянного электромагнита
моторчика. Мощность двигателя можно значительно увеличить, воспользовавшись
рекомендациями, приведенными в "М-К" № 8 за 1982 год. Если предложенные в статье
"Необычный электролет" доработки подкрепить заменой постоянных магнитов на те,
что используются в дверных защелках (их термостойкость значительно выше),
а магнитопровод изготовить из отожженного железа, имеет
смысл заняться подбором источника питания повышенного напряжения.
|
Внешние очертания корпуса.
Радиоуправляемая судомодель с электродвигателем:
1 - палуба,
2 - корпус,
3 - боковина,
4 - крышка,
5 - передний шпангоут,
6 - стенка отсека,
7 - подмоторная переборка,
8 - стенка дейдвудного колодца,
9 - направляющие,
10 - средний шпангоут,
11 - транцевый шпангоут,
12 - крышка отсека,
13 - транец,
14 - гельмпортовая трубка,
15 - баллер руля,
16 - перо руля,
17 - косынка,
18 - комплектная промышленная мотоустановка,
19 - отсек радиоаппаратуры,
20 - зона размещения элементов питания силового электродвигателя,
21 - пенопластовое заполнение бортовых отсеков непотопляемости,
22 - скуловая рейка,
23 - стыковая рейка-стрингер,
24 - продольный редан.
|
Внешние очертания корпуса.
|
Источник: В. Арташев. На акватории - электро. /ж. "Моделист-конструктор" № 12, 1986, 15-16 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |