А. ПАВЛОВ,
г. Якутск
Нет ничего более таинственного из творений человеческих
рук, чем подводные лодки. Жизнь и служба в отсеках этих кораблей окутаны
романтикой и тайной. Самые интересные приключенческие романы «Тайна двух
океанов», «Секретный фарватер», «80 тысяч километров под водой» - написаны
о подводных лодках. Не напрасно проекты именно этих кораблей наиболее
тщательно охраняются от разведки противника.
Когда впервые с советской подводной лодки в 1958 году
была запущена из-под воды баллистическая ракета, стало ясно, что подводные
лодки, оснащенные дальнобойными ракетами, способны поражать не только
боевые корабли и суда противника, но и уничтожать его наземные объекты на
удаленных территориях. Субмарины, решавшие до этого задачи
оперативно-тактического характера, стали важнейшим стратегическим
средством как для нападения, так и для сдерживания.
В 1960 году у США появилась атомная подводная лодка
«Джордж Вашингтон» с 16 баллистическими ракетами «Поларис» на борту.
Через семь лет в составе ВМФ СССР появляются сходные по характеристикам
подводные ракетоносцы, обозначаемые в странах НАТО как «Янки». Переход
американцев от «Поларисов» к более мощным и дальнобойным ракетам
«Посейдон» и строительство лодок типа «Лафайетт» заставили СССР приступить
к строительству следующей крупной серии подводных ракетоносцев,
обозначаемых за рубежом как «Дельта». Эти лодки, вооруженные ракетами
типов SSN-8 и SSN-23 (Surface-Surface-Navy), способны поражать объекты в
глубине территории противника с позиций в наших территориальных водах.
Когда американцы начали строительство лодок типа «Огайо»
с ракетами «Трайдент», в СССР приступили к созданию системы «Тайфун» с
твердотопливными ракетами SSN-20. В настоящее время, когда устаревшие
подводные лодки типа «Янки» постепенно выводятся из боевого состава флота,
ракетоносцы типа «Дельта» составляют его основную ударную силу.
Атомный подводный ракетоносец «Дельта-III» по размерениям
и характеристикам близок к американским лодкам «Огайо». Традиционно и
внутреннее устройство корабля: в носовом отсеке подводной лодки -
гидроакустические станции и торпедные аппараты с запасом торпед или
ракетоторпед, которые также запускаются из торпедных аппаратов. Во втором
отсеке - аккумуляторные батареи, над которыми размещается блок кают
командного состава. Центральный пост управления - это «мозг» корабля.
Здесь скапливается вся информация о работе важнейших агрегатов и
устройств, отсюда по отсекам корабля расходятся команды; здесь также
располагаются гидропост, радиорубка, штурманская, шахты многочисленных
выдвижных устройств: антенн, перископов, локаторов, навигационных систем,
телевизионные камеры.
В следующих отсеках - 16 ракетных шахт, в которых
находятся ракеты с ядерными боеголовками, имеющие до 10 разделяющихся
зарядов, с дальностью полета в 8300 километров.
За шахтами расположен жилой отсек. Здесь в кубриках и
каютах располагаются около 100 матросов, мичманов и младших офицеров.
Учитывая то, что экипажу субмарины приходится подолгу бывать в автономных
плаваниях, без берега, здесь созданы необходимые бытовые условия:
кают-компания с киноустановкой, хорошо оснащенный камбуз, курительный
салон. Переборки общественных помещений отделаны под мореный дуб,
расписаны панно. Дальность плавания без перезарядки реакторов у этих лодок
столь велика, что остальное зависит уже от выдержки экипажа и запаса
продуктов. Морозильная камера лодки может вместить в себя 70 тонн
продовольствия.
За следующей прочной переборкой находятся
дизель-генераторный и реакторный отсеки; затем идут турбинный и
электродвигательный отсеки.
Во многом сходные с «Огайо», лодки «Дельта» имеют более
внушительный внешний вид: хотя кожух ракетных шахт и дает дополнительное
сопротивление, скорость у этих кораблей практически одинакова; за счет
разделяющихся боеголовок число зарядов близко. И еще одно существенное
отличие: наши лодки двухкорпусные - все цистерны располагаются в легком
наружном корпусе. По сравнению с американскими они обладают большим
запасом плавучести. Два винта позволяют лодке иметь лучшую устойчивость на
курсе.
Совершенствуются подводные корабли и ракеты, не отстает
от них и техника обнаружения - субмарину можно «засечь» не только
стационарными буями, но и с вертолетов, самолетов, корабельными
гидролокаторами и шумопеленгаторами, а также со спутников.
На лодках большого водоизмещения с двумя корпусами,
снабженными к тому же многовальными движителями, очень тяжело бороться
с шумом. Лодки класса «Янки» считаются «громкими»: последние же
лодки советской постройки, по оценкам зарубежных специалистов, стали очень
скрытными.
1. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ЯНКИ». Водоизмещение:
надводное 7900 т; подводное 9600 т; длина 130 м, ширина 11,6 м, осадка 8
м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2
реактора, 2 турбины, мощность 50000 л. с. Скорость хода 28 узлов. В
течение 1967-1974 годов построено 34 единицы.
2. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-I». Водоизмещение:
надводное 9500 т; подводное 11000 т; длина 139 м, ширина 12 м, осадка 9 м.
Вооружение: 12 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2
реактора, 2 турбины, мощность 50000 л. с. Скорость хода 26 узлов. В
течение 1972-1977 годов построено 18 единиц.
3. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-II». Водоизмещение:
надводное 11000 т; подводное 12720 т; длина 155 м, ширина 12 м, осадка 9
м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2
реактора, 2 турбины, мощность 60 000 л. с. Скорость хода 24 узла. В
течение 1976-1978 годов построено 4 единицы.
4. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-III». Водоизмещение:
надводное 11000 т, подводное 13250 т, длина 155 м, ширина 12 м, осадка 9
м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2
реактора, 2 турбины, мощность 60000 л. с. Скорость хода 24 узла. В
течение 1976-1982 годов построено 14 единиц.
5. ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ДЕЛЬТА-IV». Водоизмещение:
надводное 11500 т, подводное 13600 т; длина 160 м, ширина 12 м, осадка
8,8 м. Вооружение: 16 ракет, 6 торпедных аппаратов. Силовая установка: 2
реактора, 2 турбины, мощность 60000 л. с. Скорость хода 24 узла. В течение
1984-1991 годов построено 6 единиц.
|
Статья подготовлена по материалам советской и
зарубежной печати. Технические данные заимствованы из английского
справочника «Джейн'с файтинг шипс».
|