СУХОГРУЗНОЕ СУДНО "АКАДЕМИК ЯНГЕЛЬ"
В. Костычев
Универсальный сухогруз «Академик Янгель»
предназначен для перевозки генеральных грузов,
то есть таких, которые упакованы в тару (ящики,
бочки, мешки), а также зерна и хлопка. По архитектуре
это двухостровное судно с баком и ютом. Его
силовая установка расположена в корме. Сухогруз
имеет минимальный надводный борт, наклонный
форштевень, крейсерскую корму и пять грузовых
трюмов. В пятиярусной надстройке расположены
жилые комнаты, кают-компания, салоны, столовая,
медицинские и санитарные помещения. На юте
имеется открытый плавательный бассейн.
Грузовое устройство состоит из пяти электрогидравлических
кранов грузоподъемностью по 8 т.
При спаренной работе они могут поднять до 15т.
Тяжеловесные грузы обрабатывают с помощью
безвантовой мачты специальной конструкции с переставной стрелой
грузоподъемностью 60 т.
Груз укладывают в специальные трюмы. Три трюма на
верхней палубе имеют водонепроницаемые
четырехсекционные люковые закрытия, открывающиеся
при помощи гидравлических приводов (две
секции — в сторону носа и две — в корму). У двух
трюмов на баке и юте — двухсекционные люковые закрытия.
Судно снабжено двумя становыми якорями Холла весом по 4,5 т,
в качестве стоп-анкеров используются такие же якоря весом по 1,5 т.
Для обслуживания якорного устройства имеется электрический
брашпиль (он также служит на швартовных
операциях), а кроме того, еще два электрических
швартовных шпиля, расположенных в корме.
Спасательное устройство состоит из двух пластмассовых
шлюпок и плотов. Они спускаются на воду с помощью
гравитационных шлюпбалок и электроручных лебедок. На
шлюпочной палубе установлена рабочая моторная шлюпка.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Длина (наибольшая) 152,8 м
Ширина (по палубе) 20,6 м
Высота борта 12 м
Осадка 9 м
Водоизмещение 18320 т
Скорость хода при полной загрузке 17 узл
Мощность 1 х 9000 л.с .
Модель судна «Академик Янгель» строится в одном из масштабов,
приведенных в таблице. Общий вид и проекция «корпус» даны в масштабе 1:400.
«Бок» и «полуширота» в масштабе 1:200 — это соответствует классу II-А
(модель гражданского судна длиной до 1100 мм). Такая модель может иметь
любой тип двигателя (внутреннего сгорания, электромотор, паровую
машину или турбину, резиномотор, пружинный или инерционный механизм).
Для постройки корпуса вычерчены 10 основных
шпангоутов, а также приведены дополнительные,
которые расположены в середине крайних шпаций.
ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, МАСШТАБЫ, КЛАССЫ МОДЕЛЕЙ
Основные элементы модели |
|
|
|
|
Масштабы |
|
|
|
|
|
|
II класс |
|
|
ЕХ Класс |
|
|
Масштаб |
1:75 |
1:100 |
1:150 |
1:200 |
1:250 |
1:400 |
1:500 |
1:1000 |
Основные размерения модели |
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина наибольшая, мм |
2040 |
1528 |
1020 |
764 |
612 |
382 |
306 |
153 |
Длина по КВЛ, мм |
1960 |
1470 |
880 |
735 |
588 |
367,5 |
294 |
147 |
Ширина, мм |
275 |
206 |
137,5 |
103 |
82 |
51,5 |
41 |
20,5 |
Высота борта, мм |
160 |
120 |
80 |
60 |
48 |
30 |
24 |
12 |
Осадка, мм |
120 |
90 |
60 |
45 |
36 |
22,5 |
18 |
9 |
Водоизмещение, кг |
47,0 |
18,32 |
5,45 |
2,29 |
1,17 |
0,286 |
0,147 |
0,018 |
Масштабная скорость модели, м/с |
1,01 |
0,875 |
0,7 |
0,616 |
0,554 |
0,438 |
0,391 |
0,277 |
Допустимая осадка самоходной модели, м/с |
132 |
99 |
66 |
49,5 |
- |
- |
- |
- |
На какую величину надо умножить размеры на общем виде модели, что бы получить нужный масштаб |
5,34 |
4 |
2,67 |
2 |
1,6 |
- |
0,8 |
0,4 |
Корпус самоходной модели можно изготовить из
белой жести в масштабе 1:150, 1:200, 1:250 или
оцинкованного железа в масштабе 1:75, 1:100, а
также выклеить из стеклопластика. Если нет опыта
постройки моделей или не удалось приобрести
указанные материалы, то корпус делается долбленым
(из склеенного пакета досок) или наборным
(набор из фанеры, а обшивка деревянной рейкой),
для этого необходимо применять водостойкие клеи
АК, казеиновый или эмалит. Но помните, что древесина
гигроскопична и после нескольких запусков
модели симметричность корпуса может быть нарушена.
А это ухудшает устойчивость на курсе.
Надстройки и рубки, дымовую трубу и мачты
изготавливают из жести толщиной 0,2 мм или склеивают
из органического стекла не толще 0,5 мм.
Прямоугольные отверстия под иллюминаторы вырезают,
а с обратной стороны заклеивают отмытой
фотопленкой. Детали, расположенные на палубах,
лучше сделать из оргстекла.
Грузовые люки и надстройки на юте должны быть
съемными, для доступа к механизмам и двигателю.
Четырехлопастный гребной винт и полубалансирный
руль нужно сделать немного больших размеров,
иначе они не обеспечат нужной скорости и минимальной
управляемости. Поэтому диаметр гребного
винта увеличивают, но не более чем в 1,5 раза по
сравнению с масштабным, площадь пера руля — в 2 раза.
ОКРАСКА КОРПУСА И ДЕТАЛЕЙ
Модель окрашивают в следующие цвета: корпус
выше ватерлинии, верхний обрез дымовой трубы,
кнехты, киповые планки, вьюшки тросов, роульсы,
якоря, детали якорного устройства — черные; козырек,
надстройки, фальшборт юта, вентиляторное
помещение, помещение станции химического пожаротушения,
дымовая труба, леерное ограждение,
шлюпбалки, тент, стойки, световой фонарь машинного
отделения, флагшток, забортный трап, стенки
надстройки бака и юта со стороны верхней палубы,
надпись на борту, корпус шлюпки, вспомогательное
помещение — белые; корпус ниже ватерлинии и
перо полубалансирного руля — темно-зеленые; трапы,
комингсы грузовых трюмов и люковые закрытия, фальшборт
с внутренней стороны, антенны радиолокатора и
радиопеленгатора, рабочая шлюпка, лебедка шлюпочная,
электрические шпили, брашпиль, пилорус, трапы, грузовые
лебедки — светло-серые; спасательные плотики, спасательные
шлюпки выше ширстрека — желто-оранжевые; фок-мачта,
грузовая мачта, грузовые краны, грузовые стрелы,
грот-мачта, опоры стрел грузовых кранов —
цвет слоновой кости; марка на дымовой трубе,
надпись (название судна) на рубке — красные;
эмблема на марке дымовой трубы (серп и молот) — желтый крон.
Общий вид модели:
1 — конструктивная ватерлиния,
2 — якорь Холла,
3 — клюз буксирный,
4, 9 — леерное ограждение,
5 — стойка якорного фонаря,
6 — роульс тройной,
7 — козырек,
8 — клюз швартовный,
10 — фок-мачта,
11, 60 — гидравлические приводы люковых закрытий,
12 — бак,
13 — люковые закрытия,
14 — стенка надстройки бака,
15 — электрогидравлический судовой кран,
16 — кабина управления краном,
17 — полиспаст,
18 — стрела судового крана,
19 — фальшборт,
20 — стойка для стрелы судового крана,
21 — безвантовая грузовая мачта специальной конструкции со стрелой грузоподъемностью 60 т,
22 — площадка,
23 — топенант-тали,
24 — грузовые тали,
25 — стрела грузоподъемностью 60 т,
26 — радиоантенна,
27 — помещение станции химического пожаротушения,
28 — вентиляторное помещение,
29 — надстройка, расположенная на палубе юта,
30 — забортный трап,
31 — лобовая стенка надстройки,
32 — навигационная рубка,
33 — лучевая антенна,
34 — прожектор,
35 — прожекторная площадка,
36 — снижения радиоантенны,
37 — антенна радиопеленгатора,
38 — антенна радиолокатора,
39 — грот-мачта,
40 — цилиндрическая антенна,
41 — марка на дымовой трубе,
42 — дымовая труба,
43 — надстройка на шлюпочной палубе,
44 — надстройка на прогулочной палубе,
45 — топрик,
46 — шлюпка спасательная пластмассовая,
47 — тент,
48 — вспомогательное помещение,
49 — ют,
50 — флагшток,
51 — полубалансирный руль,
52 — кронштейн,
53 — четырехлопастный гребной винт,
54 — дейдвудная труба,
55 — роульс тройной кормовой,
56 — сходной люк,
57 — кнехты,
58 — киповая планка,
59 — трап,
61 — палуба юта,
62 — лебедка шлюпочная,
63 — прогулочная палуба,
64 — площадка для посадки в шлюпку,
65 — рабочая пластмассовая шлюпка,
66 — шлюпочная палуба,
67 — спасательные плоты,
68 — кнехт буксирный,
69 — электрический шпиль,
70 — швартовная вьюшка,
71 — палуба вспомогательного помещения,
80 — палуба помещения станции химического пожаротушения,
81 — вертикальный трап,
82 — грузовая лебедка,
83 — запасной якорь Холла,
84 — палуба бака,
85 — брашпиль,
86 — якорная цепь,
87 — стопор якорной цепи,
88 — якорный клюз,
89 — бортовой отличительный огонь,
90 — ветрозащитное устройство,
91 — антенный рей,
92 — стеньга,
93 — сигнальный рей.
Детали модели и их расположение на палубе:
А — место установки на палубе вентиляторного помещения;
Б — расположение на палубе помещения станции химического пожаротушения,
судовых кранов, грузовых лебедок и безвантовой грузовой мачты;
В — расположение судовых кранов на палубе вентиляторного помещения;
Г — развертка стенки вентиляторного помещения;
Д — развертка стенки помещения станции химического пожаротушения;
Е — место установки на палубе помещения станции химического пожаротушения;
Ж — развертка дымовой трубы;
И — развертка стенки навигационной рубки правого борта;
К — лобовая стенка навигационной рубки;
Л — развертка стенки навигационной рубки левого борта;
М — развертка стенки мостика;
Н — развертка стенки надстройки на шлюпочной палубе;
С — развертка стенки надстройки на прогулочной палубе;
Т — развертка лобовой стенки надстройки;
У — стенка надстройки юта;
Ф — развертка надстройки на палубе юта;
Х — развертка вспомогательного помещения;
Ц — развертка стенки надстройки бака;
Ш — развертка светового фонаря машинного отделения.
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник информации: В. Костычев. Имени академика Янгеля / "Моделист-конструктор" № 4-5, 1978, 27-32 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
|