Сухогрузное судно "Капитан Кушнаренко"
С. Тычевко,
инженер-кораблестроитель
В год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции мы
невольно оглядываемся на пройденный нашей
страной путь и с удовлетворением отмечаем "размаха шаги
сажени", которыми двигалась наша промышленность и экономика.
Так было везде, во всех отраслях хозяйства, в течение всех пятилеток.
Так было и в судостроении.
Всего лишь около двадцати лет назад подавляющее большинство отечественных
сухогрузных судов имело небольшую грузоподъемность (3-5 тыс. т) и скорость
хода не выше 13 узлов. Из-за невысоких эксплуатационных качеств и нехватки
так называемых плавучих "кузовов" стране приходилось ежегодно расходовать
многие миллионы рублей на фрахтование иностранных судов.
Грузооборот на морских трассах страны рос год от года, многообразие грузов
быстро расширялось. Поэтому было принято решение создать серию универсальных
теплоходов, способных принимать самые разнообразные грузы. Постройке таких
судов предшествовали обширные теоретические и экспериментальные исследования.
Тщательно изучались особенности поведения судна с большим раскрытием палуб и с
необычным расположением переборок при изгибе и скручивании на волнении. Специально
разработанные методики расчета прочности позволили уверенно проектировать новые
корпуса. В результате в стране была организована поточная постройка судов с длиной
корпуса до 150 метров.
Теплоход "Капитан Кушнаренко" - один из них. Он относится к типу скоростных,
универсальных судов. Скорость этих сухогрузов свыше 19 узлов. Они выгодно
отличаются от своих предшественников тем, что имеют большое раскрытие палуб
и мощные электрогидравлические грузовые краны, установленные на самом теплоходе.
Это расширяет возможности, повышает производительность работ и увеличивает эффективность
использования судна.
В течение 13 лет в нашей стране построен, по существу, целый флот универсальных
теплоходов повышенной грузоподъемности. Создание таких крупнотоннажных сухогрузов с
улучшенными эксплуатационными характеристиками было значительным достижением
советской техники.
...Отечественная война застала Сергея Николаевича Кушнаренко на капитанском мостике
теплохода. Суда под его командой не один десяток раз прорывались в Одессу, несмотря
на сильный артиллерийский огонь, торпедные и воздушные атаки неприятеля. Они доставляли
в осажденный город бойцов, боеприпасы, военную технику, эвакуировали раненых. Теплоходы,
которыми командовал капитан Кушнаренко, участвовали также в боевых операциях у побережья
Крыма и Кавказа.
Шел 1944-й - предпоследний год войны. Теплоход "Пестель", выполняя правительственное
задание, был торпедирован вражеской подводной лодкой. Капитан Кушнаренко видел, что
судно смертельно ранено, но до последней минуты оставался на нем, руководя эвакуацией
раненых и команды. Покидая теплоход последним, Кушнаренко погиб. Похоронен отважный
капитан в Одессе у памятника Неизвестному матросу.
В честь отважного капитана Сергея Николаевича Кушнаренко и названо головное
крупнотоннажное сухогрузное судно.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУДНА:
Номер проекта - 1568 "Феодосия"
Год и место постройки - 1967, СССР
Длина (наибольшая) - 169,5 м
Ширина (по палубе) - 21,8 м
Высота борта - 13,2 м
Осадка максимальная - 10,0 м
Водоизмещение - 23045 т
Силовая установка:
тип и марка - дизель БM3-B&W 9ДКРН 74/160-2
мощность - 1x9940 кВт
частота вращения - 115 об/мин
Скорость судна:
в полном грузу - 19,0 уз.
в балласте - 20,5 уз.
Экипаж - 60 чел.
Суда типа "Капитан Кушнаренко" перевозят самые разнообразные грузы:
и в упаковке, и навалом, и такие сыпучие, как зерно.
Теплоход одновинтовой, с минимальным надводным бортом, двухпалубный с удлиненным
баком и смещенной в корму надстройкой. На нем два становых якоря и один запасной (якоря
Холла). В корме имеется стоп-анкер. Якорное устройство обслуживается
электрическим брашпилем. Швартовые операции выполняются с помощью
брашпиля с электроприводом и двух электрических швартовных шпилей.
В качестве спасательных средств используются две пластмассовые шлюпки и
спасательные плоты. Имеется рабочая пластмассовая моторная шлюпка. По
бортам расположены заваливающиеся забортные трапы.
На этих судах применены современные средства связи и электронавигации.
Эффективность грузовых операций обеспечивают семь электрических кранов:
пять грузоподъемностью 8 т и два - 5т. Тяжеловесные грузы обрабатываются с помощью
безвантовой грузовой мачты специальной конструкции, со стрелой, грузоподъемность
которой 60 т. Кроме того, люки трюмов имеют увеличенное раскрытие шириной до 11 м.
Теплоход "Капитан Кушнаренко" прошел всестороннюю эксплуатационную проверку в
различных климатических условиях. Он успешно перевозит грузы
в тропических и арктических морях. Суда этой серии имеют спрос не только
в нашей стране, но и на мировом рынке. На экспорт поставлены суда "Аль
Шамьях", "Икарос" и другие, получившие хорошие отзывы заказчиков.
Модель сухогрузного судна "Капитан Кушнаренко" строится в одном из
масштабов, приведенных в таблице.
РАЗМЕРЕНИЯ, МАСШТАБЫ И КЛАССЫ МОДЕЛЕЙ
Главные размерения |
II класс |
VIII-B класс |
Масштаб |
1:75 |
1:100 |
1:150 |
1:200 |
1:400 |
Наибольшая длина (L нб), мм |
2260 |
1695 |
1130 |
847,5 |
424 |
Длина по КВЛ (L), мм |
2260 |
1695 |
1130 |
847,5 |
424 |
Ширина (В), мм |
290 |
218 |
145 |
109 |
54 |
Высота борта (Н), мм |
176 |
132 |
88 |
66 |
33 |
Осадка (Т), мм |
128 |
96 |
64 |
48 |
24 |
Водоизмещение (D), кг |
52,3 |
22,04 |
6,54 |
2,76 |
0.345 |
Масштабная скорость модели (V), м/с |
1,14 |
0,99 |
0,807 |
0,7 |
0,495 |
Допустимая осадка самоходной модели,
измеренная по миделю при ходовых
соревнованиях |
140 |
105 |
70 |
52 |
26 |
На какую величину нужно умножить
размеры на общем виде модели, чтобы
получить нужный масштаб |
5,33 |
4 |
2,67 |
2 |
- |
Чертеж длиной 1130 мм соответствует
масштабу 1:150 по отношению к прототипу. Форма форштевня, ахтерштевня и
проекция "Корпус" изображены также в масштабе 1:150. Общий вид дан в
масштабе 1:400 по отношению к прототипу.
Корпус можно изготовить наборным, спаять из жести или выклеить из
стеклопластика. Дейдвуд для самоходной модели сделайте из готовой трубки или
из жести. В концы этой трубки вставьте ниппели от велосипедной спицы. Они
будут служить подшипниками. Валы гребных винтов делаются из спиц. Для
установки механизмов и доступа к ним на палубе модели предусмотрите несколько
монтажных люков. Удобнее сделать их под съемными грузовыми люками и надстройками.
Окрасьте модель в следующие цвета:
корпус выше ватерлинии, верхний обрез дымовой трубы, кнехты, киповые планки,
вьюшки тросов, якорные устройства - черные; козырек, надстройки,
вентиляторное помещение, станция химического пожаротушения, дымовая
труба, леерные устройства, надписи на борту судна, корпус спасательной
шлюпки, шлюпбалки, стойки, световой фонарь машинного отделения, флагшток - белые;
корпус ниже ватерлинии - темно-зеленый; трапы, комингсы грузовых люков,
антенны радиолокаторов, рабочая шлюпка, фальшборт с внутренней стороны,
грузовые лебедки, электроприводной брашпиль, вентиляционное устройство - светло-серые;
спасательные плотики- желто-оранжевые; фок-мачта, грузовая мачта, грузовые
электрокраны, грузовая стрела - цвет слоновой кости; марка на дымовой трубе,
надпись (название судна) на рубке - красные; эмблема на марка
дымовой трубы (серп и молот) - желтый крон.
Общий вид модели:
1 - стойка якорного фонаря,
2 - леерное ограждение,
3 - киповая планка с тремя роульсами,
4 - якорь Холла,
5 - швартовный клюз,
6 - фок-мачта,
7 - козырек,
8 - леерное ограждение,
9 - секционное люковое закрытие с гидроприводом,
10 - грузовой электрокран грузоподъемностью 8 т,
11 - секционное люковое закрытие с гидроприводом,
12 - вентиляторное помещение,
13 - грузовой электрокран грузоподъемностью 5 т,
14 - безвантовая грузовая мачта с поворотной головкой,
15 - стрела грузоподъемностью 60 т,
16 - станция химического пожаротушения,
17 - швартовный клюз,
18 - вентиляторное помещение,
19 - забортный трап,
20 - ходовая рубка,
21 - прожектор,
22 - лучевая антенна,
23 - антенна радиопеленгатора,
24 - грот-мачта,
25 - радиолокационная антенна,
26 - радиоантенна,
27 - марка на дымовой трубе,
28 - дымовая труба,
29 - спасательная шлюпка,
30 - вспомогательное помещение,
31 - стойка гакабортного фонаря,
32 - флагшток,
33 - руль полуподвесной балансирный,
34 - гребной четырехлопастный винт,
35 - киповая планка с тремя роульсами,
36 - кнехт двойной прямой,
37 - кнехт двойной врезной,
38 - швартовный шпиль,
39 - плавательный бассейн,
40 - леерное ограждение,
41 - фальшборт,
42 - световой люк машинного отделения,
43 - шлюпочная лебедка,
44 - спасательные плоты,
45 - репитер гирокомпаса,
46 - гидропривод люкового закрытия,
47 - грузовая лебедка,
48 - трап наклонный,
49 - киповая планка,
50 - швартовная вьюшка,
51 - кнехт двойной прямой,
52 - электроприводной брашпиль,
53 - сходной люк,
54 - кнехт двойной врезной.
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник информации: С. Тычевко. Морские скороходы / ж. "Моделист-Конструктор" № 4, 1977, 27-32 с.
http://fleetphoto.ru/projects/2499/
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU
|