МОДЕЛЬ ПАССАЖИРСКОГО ЛАЙНЕРА "АЛЕКСАНДР ПУШКИН"
В. Целовальников
В 1964 - 1972 гг. на верфи им. Матиаса Тезена в ГДР были построены для ЧМП и
БМП пять судов неограниченного района плавания типа „Иван Франко". Из них
3 судна: "Иван Франко", "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" - поступили в ЧМП,
а остальные два: "Александр Пушкин", "Михаил Лермонтов" - в БМП.
Суда типа „Иван Франко", несмотря на грузопассажирскую концепцию в 70-е гг.
составили основное ядро круизного флота. Надежные в эксплуатации они
обеспечивали рентабельную работу во всех формах эксплуатации при полной загрузке.
В 1972 г. началось переоборудование судов этого типа, которое было продолжено
в последующие годы. На первом этапе переоборудования были расширены общественные
помещения в результате сокращения грузовой функции, установлены успокоители качки.
На втором этапе была дооборудована часть пассажирских кают, не имевшая ранее
индивидуальных санблоков и проведена общая модернизация интерьеров кают и
общественных помещений.
Будучи однотипными по конструкции, лайнеры различались художественным оформлением
внутренних помещений. Суда "Александр Пушкин" и "Михаил Лермонтов" были оформлены
в традиционно русском стиле, "Иван Франко", "Тарас Шевченко", "Шота Руставели"
в национальном украинском и грузинском стилях.
Суда типа "Иван Франко" совершали круизные рейсы во всех районах мирового океана.
Лайнеры работавшие в ЧМП преимущественно обслуживали Крымско-кавказскую линию
и совершали океанские круизные рейсы.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СУДНА:
Страна постройки: ГДР
Место постройки: Mathias Thesen, Висмар
Год постройки: 1965
Длина наибольшая, м.: 176,14
Ширина наибольшая, м.: 23,6
Осадка м. : 8,11
Brt/ Dwt. 19861/ 6007
Машина: Два 7-цил, Sulzer Werkspoor дизеля.
Мощность: 15666 kW
Скорость узлов: 20,4
Пассажировместимость:
каютная: - 750
палубная: - 500
Численность экипажа, чел.: 347
Автомобиле-вместимость: 26 (до переоборудования)
Пассажирский флот Советского Союза по своей вместимости
в настоящее время занимает третье место в мире.
В СССР имеется более 10 типов серийных пассажирских судов.
Они обслуживают 12 международных пиний,
связывающих наши порты с портами 23 государств.
Наибольшей популярностью у пассажиров на пинии
Ленинград - Монреаль пользуется советский океанский лайнер
"Александр Пушкин" - флагман Балтийского морского пароходства.
Как построить его модель, рассказывает мастер спорта СССР
Владимир Целовальников.
На Международных соревнованиях а ГДР в 1969 году его работа по
качеству изготовления и отделке получила высшую оценку судей.
Хотелось бы заранее предупредить, что модель сложна и рассчитана
на моделистов, имеющих определенный опыт.
КОРПУС: здесь можно предложить несколько вариантов. Лучший -
корпус из стеклопластика. Напомним, как его сделать. Из выдержанных
сухих досок склеивают болванку. Доски предварительно опиливают по
ватерлиниям. Лучше всего взять липу, ольху, тополь или, в крайнем
случае, сосну. Склеив доски, обрабатывают болванку по шаблонам,
сделанным по теоретическому чертежу. Готовую болванку тщательно
зачищают наждачной бумагой, зашпаклевывают все ямки и трещины. Для нанесения
разделительного слоя можно использовать разогретый парафин, разжиженный
керосином, или мастику для натирки паркетных полов. Надо проследить,
чтобы вся поверхность болванки была тщательно покрыта этим слоем
(иначе стеклоткань может к ней приклеиться, и корпус будет невозможно
снять). Выклеивать корпус можно на основе полиэфирной смолы ПН-1, а также
на основе эпоксидных - ЭД-5 или ЭД-6.
Для смолы ПН-1 компонентами являются нафтанат кобальта (добавляется 8% к смоле)
и гидроперекись изопропилбензола - гипериз (3%). Нафтанат кобальта вводится
в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором является
дибутилфталат (8%) и отвердителем - полиэтиленполиамин (10%).
Выклеивать корпус необходимо в хорошо вентилируемой комнате, так как
смолы токсичны. При выклейке надо на руки надеть резиновые перчатки и
после работы промыть руки теплой водой с мылом. Так как эпоксидные смолы
намного гуще полиэфирных, то их рекомендуется разжижать толуолом
(10-15%). Промазав болванку смолой, накладывают 1-й слой ткани,
предварительно тщательно разровняв ее, и еще раз промазывают смолой.
Потом накладывают 2-й слой ткани и т. д. Всего на болванку накладывают
3-4 слоя стеклоткани в зависимости от толщины.
При этом не допускается, чтобы между слоями ткани оставался воздух.
Правильно разведенная смола полимеризуется в течение 10-12 часов.
На следующий день, не снимая корпуса с болванки, обрабатывают его
напильниками и наждачной бумагой, а затем шпаклюют. Для этого в
разведенную смолу добавляют как наполнитель тальк или двуокись титана.
Высохший корпус снимают с болванки. Для усиления корпуса вклеивают в
него 4-5 переборок и палубу, сделав в ней вырезы для установки механизмов.
Переборки и палуба приклеиваются той же смолой со стеклотканью, причем места склейки
необходимо тщательно обезжирить ацетоном или эфиром и зачистить наждачной бумагой.
Корпус можно сделать и наборным способом. Для этого необходимо выпилить
из 4-5-мм фанеры шпангоуты, снятые с теоретического чертежа, собрать их на
стапеле, закрепить стрингерами на клею, а затем обшить миллиметровой фанерой
с нитроклеем (эмалит - АК-20). Для прочности такой корпус можно оклеить одним слоем
стеклоткани и обработать так же, как корпус из стеклоткани. В готовом корпусе
устанавливают дейдвуды из медной или латунной трубки диаметром 7-8 мм. С
наружного конца дейдвуда впаивают латунную втулку, на внутреннем конце
устанавливают шарикоподшипник.
Дейдвуды вклеиваются в корпус с помощью смолы и ткани. Мотор можно
взять МУ-30 или МУ-50. Редуктор, как правило, делается на уменьшение
обортов - 1:2. На гребные валы используются 3-4-мм серебрянка или проволока
ОВС. Винты и обтекаемые гайки изготавливаются из латуни. Руль
паяют из латуни или жести. Корпус можно покрыть нитрокраской.
Предварительно на него наносят 3-4 слоя жидкой нитрошпаклевки, зачищают
и наклеивают на него из белого целлулоида ватерлинию, полосы на носу и
по бортам. Борт окрашивают черной краской, днище - красной. Краску
можно отполировать пастой № 290 (для автомобилей).
После окраски корпуса изготовляют крупные надстройки из миллиметровой
фанеры. Вырезают полоски из фанеры высотой в соответствии с выбранным
масштабом, размечают иллюминаторы. Затем из 2-2,5-мм фанеры наклеивают
палубу. Надстройки тщательно обрабатывают нитрошпаклевкой, зачищают и
окрашивают каждую в отдельности в белый цвет. Палубу следует отфанеровать
кленовым шпоном, расчертить опалубку, зачистить наждачной бумагой и
покрыть несколько раз нитролаком. Еще раз обрабатывают и наносят последний
слой лака. Стеклят иллюминаторы тонким оргстеклом и наклеивают на них
шторы из капроновых лент. Бассейн делают из оргстекла и целлулоида.
Лобовую часть надстройки и фальшборт - из фанеры или оргстекла. Надстройки
для удобства работы с механизмами должны легко сниматься. Трубу можно
выклеить из стеклоткани или сделать из дерева. Релинги спаяйте из латуни
и проволоки. Шлюпки лучше всего изготовить из целлулоида или оргстекла.
Грузовые краны склеиваются из оргстекла дихлорэтаном и окрашиваются в
белый цвет. Шпили, кнехты, вьюшки, роульсы вытачиваются из металла или
оргстекла и окрашиваются в черный цвет. Под шлюпками устанавливаются
решетки (ростры), спаянные из миллиметровой латунной проволоки.
Леера изготавливаются из прокатанной медной или латунной проволоки или
из полоски латуни шириной 1,3-1,5 мм, толщиной 0,5-0,7 мм.
Остальная деталировка вентиляторы, палубные столы, стулья, шезлонги,
пеленгаторы, антенны и прочие дельные вещи изготавливаются из оргстекла,
целлулоида, латунной проволоки и других материалов.
Для устойчивости на курсе в модель целесообразно установить гироскоп,
взаимодействующий с рулем с помощью механической или электрической связи.
В этом случае исполнительным механизмом может быть рулевая машинка или
пара соленоидов. Закончив изготовление модели, приступайте к отладке ее на
воде.
Общий вид модели:
1 - якорь Холла;
2 - люк;
3 - планка с роульсами;
4 - швартовный шпиль;
5 - буксирный кнехт;
6 - швартовный кнехт;
7 - рында;
8 - планка с роульсами;
9 - большой швартовный шпиль;
10 - якорное устройство;
11 - швартовный кнехт;
12 - волноотвод;
13 - люк грузовой;
14 - вьюшка;
15 - лацпорт;
16 - люк грузовой;
17 - грузовой кран;
18 - репитер гирокомпаса;
19 - компас;
20 - сигнальный прожектор;
21 - машинный телеграф;
22 - репитер гирокомпаса;
23 - колонка вентилятора;
24 - колонка вентилятора;
25 - антенный ввод;
26 - штыревая антенна;
27 - скамейка;
28 - кофель-нагельная планка;
29 - кофель-нагельная планка с лебедкой;
30 - фонарь;
31 - рундук;
32 - спасательный надувной плот в контейнере;
33 - колонка вентилятора;
34 - колонка вентилятора;
35 - ростры большие;
36 - ростры;
37 - лебедка стрелы;
38 - грузовая стрела;
39 - колонка вентилятора;
40 - лацпорт;
41 - трап;
42 - лацпорт;
43 - иллюминатор;
44 - ведра пожарные;
45 - плавательный бассейн;
46 - кресло;
47 - стол;
48 - винт гребной;
49 - ограждение винта;
50 - швартовная площадка;
51 - перо руля;
52 - компас кормовой;
53 - кормовой гиропост;
54 - флагшток;
55 - леерные ограждения;
56 - бортовой отличительный огонь;
57 - антенна радиопеленгатора;
58 - щиток с названием корабля;
59 - ходовые огни;
60 - радиолокатор;
61 - мачта;
62 - спасательная шлюпка;
63 - радиоантенна;
64 - сирена;
65 - труба;
66 - шлюпбалка;
67 - шлюпочная лебедка;
68 - трапбалка;
69 - шлюпка рабочая;
70 - трап;
71 - детский бассейн;
72 - флагшток.
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источники информации: Лайнер „ Александр Пушкин" / ж. "Моделист-Конструктор" № 9, 1970, 14-17 с., вкл.2-3.
http://www.sea.infoflot.ru/ru/fleet
http://fleetphoto.ru/projects/
Scan, Clean, Edit & OCR: MasterRU
|