ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Модели-копии


Научно-исследовательское судно "АКАДЕМИК КУРЧАТОВ"

А. Ханмамедов, Б. Щетанов

      Туманным утром 21 августа 1923 года в плавание к северным широтам отправилась маленькая парусно-моторная шхуна "Персей". Что же представляло судно, носящее имя легендарного древнегреческого героя, и почему сорок три года спустя мы вдруг вспомнили об этом, казалось бы, незначительном событии?
      Это была первая советская научно-исследовательская плавучая лаборатория, которая в то далекое время совершала первый государственный рейс. Создан был "Персей" по указанию В. И. Ленина и предназначался для ведения океанографических работ в водах, омывающих нашу страну. "Персей" - первое морское судно, построенное после революции, и, что самое примечательное, строительство его осуществлялось своими силами, без каких бы то ни было закупок за границей. Вот почему эта маленькая шхуна, несмотря на скромность научного оснащения, вошла в историю. Погиб "Персей" в Великую Отечественную войну.
      В 1949 году на воду был спущен корабль, составивший новый этап в развитии советского океанографического флота, - "Витязь". Свои исследования "Витязь" начал в Охотском море, затем продолжил их в Тихом и Индийском океанах. Всем известны такие заслуженные ветераны-мореходы, как немагнитная шхуна "Заря", "Михаил Ломоносов".
      Новый флагман исследовательского флота "Академик Курчатов", построенный в ГДР, поистине плавучий институт. Его водоизмещение - 6800 т - позволило свободно разместить 26 лабораторий, облик которых близок к лабораториям береговых институтов. Площадь их равна площади 36-квартирного двухэтажного дома и составляет 900 м2. Кроме того, на судне имеются мастерские, агрегатные, различного рода кладовые. В кормовой части расположены установки для запуска метеорологических ракет. На мачтах смонтированы антенны радиостанций, радиолокаторов и радиопеленгования. На шлюпочной палубе установлены спасательные и рабочие катера и шлюпки. На кормовой площадке - вертолет.
      В хорошо оснащенных - не хуже, чем на земле - лабораториях, можно осуществлять самый сложный и полный комплекс океанографических работ в толще воды, над ней и в грунте на ее дне. Большинство операций, связанных с наблюдениями и обработкой данных, обслуживается автоматами и электронно-вычислительными машинами, многие виды научных измерений и запись их результатов можно проводить, не выходя на открытую палубу. Информация от датчиков приборов без подъема их на поверхность поступает прямо в лабораторию, где сейчас же записывается и обрабатывается.
      Все приборы управления и контроля за работой наиболее важных механизмов на этом уникальном судне смонтированы в ходовой рубке в едином пульте. С помощью телевизионной установки капитан и вахтенные офицеры могут вести непосредственное наблюдение и руководить работой даже в самых отдаленных участках судна.
      Для научных сотрудников, обслуживающего персонала и экипажа созданы все условия не только для нормальной работы, но и для хорошего отдыха. Команда и научные работники размещены в комфортабельных одноместных и двухместных каютах. Все судно оборудовано кондиционерами воздуха и освещением дневного света. Имеется несколько просторных салонов и кают-компаний, кинозал и библиотека.
      В настоящее время "Академик Курчатов" заканчивает последние работы по монтажу научной аппаратуры и скоро выйдет в свой первый экспедиционный рейс в Атлантический океан.
      Счастливого плавания! Новых научных открытий!

НАШИ ИНТЕРВЬЮ
      Этим летом на борту научно-исследовательского судна „Академик Курчатов" побывал наш специальный корреспондент Г. Резниченко. Ниже приводится запись его беседы с капитаном судна Б. И. Бондаревым и первым помощником А. И. Брызгаловым.
На первый вопрос:
- Чем отличается "Академик Курчатов" от своих предыдущих собратьев? - бывалые моряки ответили вначале немногословно:
- Очень многим. Потом Андрей Иванович, взглянув на своего капитана (мол, разрешите мне), первым начал рассказ: - Прежде всего самой совершенной электрорадионавигационной аппаратурой судовождения. Она позволяет с исключительно высокой точностью определять место корабля в море и уверенно плавать в любом, даже самом сложном в навигационном отношений районе Мирового океана.
      Еще ни одно научно-исследовательское судно не обладало до этого такой большой маневренностью. "Академик Курчатов" может, как говорят у нас, разворачиваться на "пятаке".
- Что это значит и как происходит? На этот вопрос ответил капитан, долгое время плававший штурманом на "Витязе":
- Наш новый корабль может перемещаться лагом (боком), не теряя управляемости при малом и заднем ходе, в то время как обычные суда чаще всего в таком состоянии становятся малоуправляемыми. Этому способствует то, что в носовой части корабля установлена водометное подруливающее устройство, а в середину пера руля вмонтирован двигатель с винтом. Такое противодрейфовое устройство дает возможность удержать судно на одной точке даже при сильном ветре и течении, что очень важно при работах на больших глубинах и особенно когда одновременно производится несколько наблюдений и исследований.
- Сколько может быть таких одновременных исследований? - следует вопрос.
- На корабле 17 лебедок, с помощью которых семь-восемь групп научных сотрудников в одно и то же время могут вести наблюдения за подводным царством.
- Какие исследования могут проводить ученые?
- Об этом лучше всего говорят названия расположенных на нем лабораторий. На палубе верхнего мостика удобно разместились лаборатории: гидрографическая, ионосферная, гидрометеорологическая, аэрологическая, сейсмическая, терморежима моря, исследований морского волнения, изучения космических излучений и атмосферного возмущения. Верхнюю палубу занимают гидрологическая, геологическая, гидрохимическая, геохимическая, гидрооптическая, радиохимическая, радиохимическая и радиофизическая лабораторий. Главную палубу занимают лаборатории земного магнетизма, земного электричества, изотопная, микробиологическая и телемеханическая. Есть у нас и своя кино-фотолаборатория, которая вместе с гравиметрической находится на нижней палубе.
- Океан не всегда бывает спокойным. Смогут ли ученые вести свою работу в условиях шторма?
- Система стабилизации научных приборов и всего судна в целом, или, просто говоря, успокоители качки, которые впервые применены на такого типа судне, позволяют во время шторма и крупной зыби вести работы, значительно повышая точность наблюдений и измерений, уменьшают влияние морской болезни на людей.
- Какова техническая характеристика плавучего института?
- Мощность главных двигателей судна - 8000 л, с., что почти в 26 раз больше, чем было у "Персея". Водоизмещение - 6800 т, длина - 123 м, ширина - 17 м, осадка 6,9-6,6 м, высота надводного борта - 10,8 м, скорость - 18,5 узла.
- Есть ли у нас в стране модель судна "Академик Курчатов"?
- Да, есть. Его модель, изготовленная в единственном экземпляре на той же верфи, что и сам корабль, находится в Институте океанологии АН СССР.
На последний вопрос:
- Что бы вы хотели пожелать читателям журнала "Моделист-конструктор"?
- Борис Иванович Бондарев ответил своеобразно. Он взял фирменный бланк Калининградского отделения Института океанологии АН СССР и написал:
      Юным судомоделистам, читателям журнала "Моделист-конструктор". Экипаж флагмана океанологии АН СССР НИС "Академик Курчатов" перед выходом в океанские просторы шлет горячий морской привет всем, кто любит море, кто увлекается морским моделизмом и захочет построить модель нашего судна "Академика Курчатова".
      Желаем вам, дорогие ребята, больших творческих успехов.
Капитан НИС "Академик Курчатов" [подпись]


"АКАДЕМИК КУРЧАТОВ"

      Дорогие читатели, вас, конечно, очень заинтересовали советские научно-исследовательские суда, и особенно "Академик Курчатов", о котором мы рассказали в предыдущем номере журнала в статье "Плавучий институт". Многие из вас, возможно, захотят сделать на своем домашнем стапеле его модель, чтобы пополнить личные коллекции, украсить выставки школ и технических станций, а возможно, даже попытаются изготовить спортивные модели этого судна.
      По нашей просьбе известный судомоделист А. Ханмамедов подготовил конструктивный чертеж и чертежи некоторых элементов модели научно-исследовательского судна "Академик Курчатов", а москвич Б. Щетанов представил теоретический чертеж. Мы предлагаем их вам, как обещали. Мы попросили также А. Ханмамедова и Б. Щетанова дать советы по постройке модели.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ...

      ПОСТРОЙКУ модели "Академик Курчатов" нужно начать с изготовления корпуса. Если вы решили делать модель длиной менее 1 метра, то целесообразнее изготовить корпус долбленым. Это значительно облегчит врезку фальшборта. Лучшим материалом для них послужит целлулоид, но можно использовать органическое стекло, фанеру или винипласт. Если длина будет более метра, то корпус желательно строить наборным. Тогда при обшивке надо оставить припуск на фальшборт.
      Затем приступайте к монтажу винтомоторной группы. Предварительно выберите электромотор и редуктор и рассчитайте напряжение батареек.
      После монтажа и проверки винтомоторной группы установите палубу.
      Теперь очередь за изготовлением надстройки. Материалом для нее могут послужить целлулоид, фанера или картон. Окна можно или вырезать, или сделать их имитацию.
      Верхняя надстройка с находящейся на ней мачтой, трубой, приборами и установками должна быть съемной. Это облегчит доступ к электромотору и источникам питания. Надстройку под трубу, световые люки и другие мелкие детали лучше выполнить из оргстекла, а трубу, шлюпки, катера - выдавить из целлулоида. Из того же материала сделайте шлюпбалки, лебедки и волнорез. Ферму под ракету спаивают из проволоки, а саму ракету вытачивают из оргстекла, эбонита, алюминия или, на худой конец, из дерева. Для мачт и подъемных (грузовых) стрел нужно взять тонкостенные латунные, алюминиевые, бронзовые или медные трубки, а для вертолета - оргстекло или дерево. Якоря, кнехты, киповые планки будут выглядеть изящно и красиво, если их отштамповать из капрона.
      Когда все детали палубных надстроек будут готовы, палуба покрывается лаком или эмалитом и приклеивается на модель.
      После этого производят шпаклевку и зачищают все детали наждачной бумагой так, чтобы поверхности были матовыми. Окрашивают модель в цвета, соответствующие прототипу.

ТРУДНО, НО ИНТЕРЕСНО

      ИЗГОТОВЛЕНИЕ модели научно-исследовательского судна "Академик Курчатов" очень интересное, но и очень сложное дело. Поэтому, прежде чем браться за эту работу, правильно оцените свои силы и возможности, чтобы не бросить начатое дело, а довести его до конца. Разумеется, если работать группой, то можно закончить постройку быстрее.
      Теперь о том, как строить плавучий институт. Тем, кто не имеет достаточного опыта работы над сложными моделями судов и кораблей, помогут наши советы, данные в описаниях модель ракетного эсминца "Сириус" и модель ракетного фрегата "Баку". У кого же есть опыт, тот пойдет своим собственным, уже проторенным путем. А так как разные моделисты будут пользоваться разными материалами, то давать здесь подробную технологию едва ли целесообразно. Мы только остановимся на некоторых трудностях, с которыми могут столкнуться моделисты в процессе работы.
      По чертежам, приведенным здесь, и фотографиям, опубликованным в предыдущем номере, можно сделать модель в любом масштабе. Я предложил журналу чертежи, выполненные в масштабе 1:100, редакция дала их в масштабе 1:200. Однако если вы захотите сделать модель в масштабе 1:100, то не тратьте усилий на постройку вертолета МИ-1, размещенного на палубе "Академика Курчатова", а лучше купите готовую сборную модель, изготовляемую в ГДР. Все мелкие детали (кроме 14 и 18) даны в М 1:100.
      Большие затруднения возникнут у моделистов при изготовлении активного руля, который предназначается для увеличения маневренности судна. Но от обычного руля он отличается только тем, что в него вмонтирована насадка с маленьким гребным винтом.
      И наконец, об окраске модели. Надводная часть судна, как вы уже, наверно, догадываетесь, окрашена в белый цвет, подводная - в зеленый. Что касается окраски отдельных деталей, то она хорошо видна на фотографиях, помещенных на цветной вкладке.
      Желаем успеха, дорогие друзья, в интересном, но трудном деле!

ОБЩИЙ ВИД МОДЕЛИ:
1 - корпус с надстройками; 2 - якорь; 3 - передняя мачта; 4 - грузовые колонны; 5 - прожектор; 6 - радиопеленгатор; 7 - радиолокатор; 8 - средняя мачта; 9 - дымовая труба; 10 - шлюпка на 35 человек; 11 - шлюпка на 51 человека; 12 - шлюпбалка; 13 - локатор; 14 - задняя грузовая мачта; 15 - катер; 16 - грузовая стрела; 17 - вентиляционная колонна; 18 - вертолет МИ-1; 19 - стартовая ракетная установка; 20 - кранбалка; 21 - флагшток; 22 - перо руля; 23 - гребной винт (четырехлопастный); 24 - сетка ограждения винтов; 25 - вентиляционный грибок; 26 - палубный клюз; 27 - стопор якорной цепи; 28 - кнехты; 29 - брашпиль; 30 - волнорез; 31 - рыбина; 32 - тросовая вьюшка; 33 - люк трюма; 34 - грузовая лебедка; 35 - тросовая лебедка; 36 - парадный трап; 37 - шлюпочная лебедка; 38 - правый ходовой огонь (зеленый); 39 - левый ходовой огонь (красный); 40 - шпиль швартовый.
(Буквами обозначены проекции палуб, площадок и мостиков.)

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник информации: Плавучий институт / ж. "Моделист-Конструктор" № 11, 1966, 31-32 с., вкл.3    
"Академик Курчатов" / ж. "Моделист-Конструктор" № 12, 1966, 11-18 с.    
Scan & OCR: MasterRU   

ReSim Laboratory   2004-2016