В. Целовальников,
мастер спорта международного класса
В последнее время в судостроении
широко распространились суда с бульбовыми образованиями на форштевне.
Это нововведение позволило увеличить скорость на 3-6 узлов. Естественно,
оно отразилось и в моделизме.
Мы предлагаем вам построить модель современного сухогруза-банановоза, которая
хорошо зарекомендовала себя на международных соревнованиях.
В масштабе 1:100 модель будет иметь следующие размерения:
длина 131,5 см, ширина 17,7 см, высота борта 12,0 см, осадка 6,9 см.
Водоизмещение модели около 8 кг, что вполне достаточно для размещения
ходового электродвигателя и электрических источников питания к нему.
Чертежи модели приведены в следующих масштабах:
теоретический чертеж и деталировка 1:100, чертеж общего вида 1:440.
Как известно, изготовление модели
начинается с корпуса. Лучший вариант - это корпус из стеклопластика.
Напомним коротко его технологию.
Из хорошо выдержанных досок (липа, ольха) заготовляются доски-ватерлинии.
Затем их склеивают в пакет и обрабатывают стамесками и рубанками.
Перед выклейкой корпуса на болванку необходимо нанести разделительный
слой. Для этого можно использовать поливиниловый спирт или мастику для
натирки полов (эдельвакс).
Выклеивать корпус можно на основе эпоксидных смол ЭД-5 или ЭД-6. Для
смолы ПН-1 компонентами являются нафтанат кобальта, которого добавляется
к смоле 8%, и гидроперекись изопропиленбензола (гипериз); его добавляют
в количестве 3%. Нафтанат кобальта вводится в смолу первым. При
пользовании эпоксидными смолами пластификатором является дибутилфталат - 8%,
а отвердителем - полиэтиленполиамин, его добавляют 10%.
Поскольку эпоксидные смолы немного гуще полиэфирных, то их рекомендуется
разжижать толуолом или ацетоном, которых добавляется 8-10%.
Выклеивать корпус необходимо в хорошо вентилируемой комнате, так как
смолы токсичны. При работе рекомендуем пользоваться резиновыми перчатками.
Затем следует промыть руки теплой водой с мылом.
На болванку стеклоткань накладывается в 3-6 слоев, в зависимости
от толщины ткани. Промазав болванку смолой, накладывают первый слой
ткани и тщательно разравнивают ее. В такой же последовательности накладывают
остальные слои. Надо следить, чтобы между ними не оставался воздух.
С этой целью каждый слой стеклоткани хорошо проглаживают. Правильно
разведенная смола полимеризуется в течение 10-12 часов, так что на
следующий день, не снимая корпуса с болванки, можно обработать его
напильником и наждачной бумагой, а затем зашпаклевать шпаклевкой собственного
приготовления. В разведенную эпоксидную смолу добавляют наполнитель -
тальк или двуокись титана. После обработки корпуса наждачной бумагой
его снимают с болванки. Для усиления устанавливают на эпоксидной смоле
4-5 переборок, а затем ею же приклеивают и палубу, предварительно
сделав прорези для доступа к механизмам. Места склейки нужно тщательно
обезжирить ацетоном или эфиром и зачистить наждачной бумагой.
Надстройки можно изготовить из оргстекла толщиной 1-2 мм или спаять из
жести или латуни. Трубу выклеивают из стеклоткани таким же способом, как
и корпус, или оставляют деревянную. Грузовые колонки, стрелы и мачта
изготавливаются из трубок, листовой латуни, проволоки и т. д. Швартовое и
якорное устройство вытачивают на токарном станке из латуни или толстого
оргстекла. Шлюпки можно выдавить из целлулоида или из оргстекла толщиной 1 мм.
Из стекла же склеиваются и шлюпбалки.
Модель окрашена в следующие цвета: днище красное, антикоррозийная
полоса светло-зеленая, надстройки и труба - белые. На трубе - красная
полоса. Кипы, кнехты, якоря, брашпиль - все окрашено в черный цвет
с добавлением в краску алюминиевого порошка.
Окрасив корпус и детали, можно приступать к сборке модели. На ней
устанавливают моторы МУ-30 или МУ-50, для питания которых используют
батарейки или малогабаритные аккумуляторы.
|