В. Хвастин
«Наша черепаха» - это название модели подводной лодки, которую построили начинающие
судомоделисты Московского городского
Дворца пионеров и школьников. Форма корпуса предельно проста и мало
чем отличается от модели «72А», которая собирается из готового набора.
Различие между ними в движителе.
Если у модели «72А» роль движителя
выполняет обычный винт с резиномотором, то у «Нашей черепахи» — это простейший водомет.
При работе винта и водомета вода
отбрасывается назад. Но если за судами с гребным винтом на воде видна
вращающаяся кильватерная струя, то
у судов с водометным движителем такой струи нет. Специальный аппарат,
которым снабжен водомет, не дает
струе вращаться. Он как бы выпрямляет ее. Отсюда и название аппарата —
спрямляющий. За счет этого экономится мощность двигателя и соответственно
увеличивается скорость хода судна.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ
Постройку модели начинать лучше
с деревянных деталей. Это корпус, рубка и обтекатель. Подберите для них
сухие и прямослойные заготовки (сосну, ель, липу). (Подробно о технологии
изготовления подобных деталей мы
рассказывали в № 12 нашего приложения за прошлый год.) Потом из жести
или латуни 0,5 — 1,0 мм вырежьте
фальшкиль с кронштейном гребного вала, заготовки лопастей винта, горизонтальные
рули, носовой кронштейн, а также детали водометного движителя —
развертку насадки и пластины спрямляющего аппарата. (Развертки всех этих
деталей, кроме носового кронштейна,
даны в масштабе 1:2. Размеры носового кронштейна рассчитайте по чертежу на стр. 10.)
Из проволоки Ф 2—3 мм согните гребной вал с крючком
и скобу; из медной трубки, внутренний диаметр которой равен диаметру
гребного вала, вырежьте дейдвудную трубу и ступицу винта АГ. В ступице
пропилите четыре одинаковых паза
АВ. Длина каждого должна быть равна расстоянию, отмеченному на развертке лопастей винта.
Особое внимание обратите на изготовление водометного движителя. Он
представляет собой цилиндрический
корпус-трубу (так называемую кольцевую насадку) со спрямляющим аппаратом
внутри—двумя взаимно перпендикулярными пластинами. Водяной поток в насадке
ускоряется гребным винтом.
За счет цилиндрического корпуса происходит направленный выброс струи.
Благодаря этому создается движущая
сила судна.
Подшипником винта и гребного вала
в модели служит дейдвудная труба,
припаянная к кронштейну гребного вала.
На развертке кольцевой насадки сделайте прорези такой длины, чтобы в
них плотно вошли пластины спрямляющего аппарата, и согните заготовку в
кольцо. Пропаяйте его по шву.
Шов зачистите.
Спрямляющий аппарат соберите из
двух одинаковых металлических пластин, соединив их между собой накрест.
Угол между пластинами должен быть
равен 90°. Место соединения пропаяйте и обработайте напильником. Образуется
каплевидный обтекатель винта.
Готовый спрямляющий аппарат впаяйте в прорези насадки. Линия пересечения
пластин должна находиться на оси симметрии насадки.
Сделав прорези АБ и БВ в заготовках лопастей винта, соедините их между
собой и вставьте в ступицу. Пропаяйте места пересечения лопастей со
ступицей. Наденьте дейдвудную трубу
на гребной вал, вставьте его в ступицу, просверлите отверстие сверлом
Ф 1,0 мм для шплинта так, чтобы оно
проходило через вал и ступицу, и зашплинтуйте винт. Соедините фальшкиль
с насадкой и линию соединения ВГ пропаяйте. Сделайте в корме
корпуса пропил по толщине фальшкиля, вставьте узел «фальшкиль — насадка»
и проклейте все швы нитроклеем или эпоксидной смолой.
Есть у этой модели и еще одна находка. Это форма лопастей. Передние
кромки лопастей отогнуты в одну сторону так, что наружная кромка
лопасти винта, на которой находится точка О,
приобретает выпукло-вогнутую поверхность. Хорда этой поверхности
образует с осью винта АВ угол закрутки 30—40°. Делается это так:
нанесите чертилкой на каждую лопасть линии 01, 02, 03, 04, 05.
Захватывая круглогубцами поочередно линии 01,02... 05,
отгибайте каждый раз край лопасти на
6—8°. У вас получится винтовая поверхность. Чем больше угол закрутки —
угол атаки, тем больше скорость движения судна. Поэтому при необходимости
вы можете увеличивать или
уменьшать отгиб лопастей. Это определяется экспериментальным путем при
регулировке движителя.
Когда винт будет загнут, припаяйте
дейдвудную трубу к кронштейну. Винт
должен свободно вращаться в насадке. После этого можете заняться
носовой частью модели. По плоскости
симметрии корпуса сделайте пропил и
укрепите в нем носовой кронштейн.
И наконец, закрепите рубку и обтекатель. Модель готова. Загрунтуйте ее
и покрасьте в черный цвет.
РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ
Установите на модели резиномотор
из 20—25 нитей и, не заводя его, опустите ее на воду. Лодка должна
погрузиться до середины рубки и находиться в горизонтальном положении.
Если она имеет наклон на корму (дифферент), увеличьте балласт на носовом
кронштейне, если на нос, то уменьшите этот балласт. В случае увеличения
осадки установите больший по размерам обтекатель на фальшкиле.
Потом закрутите резиномотор на
200 оборотов и пустите модель. Она
должна пройти по прямой 10—12 м
без погружения. В случае отклонения
ее вправо отогните вертикальную пластину спрямляющего аппарата влево, и
наоборот. Чтобы модель могла погружаться, отогните передние рули на
небольшой угол. Лодка должна двигаться под водой на глубине 15—20 мм
от верхнего среза рубки. Этого вполне
достаточно. Если же вы отогнете рули на больший угол, то лодка резко
уйдет под воду и может зарыться в
ил и удариться о дно.
|