|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
САМОХОДНАЯ БАРЖА Т-36
О. Замотин
Свирепым бывает Тихий океан. Таким
был он и в тот день 17 января 1960 года.
Девятибалльные волны высотой в
многоэтажный дом обрушились на небольшие острова
южной части Курильской гряды. Бушевала пурга. Снежная
завеса была настолько плотной, что за
несколько шагов ничего нельзя было
различить. И вот в такую непогоду
шквальным ветром сорвало с якоря одну из маленьких десантных барж под
№ Т-36. Маленькое суденышко с четырьмя членами
экипажа на борту оказалось в открытом океане.
Вскоре прекратилась радиосвязь с берегом. Запаса
горючего было немного, а продуктов питания всего
на двое суток. Ждать поддержки с земли не приходилось:
ни самолеты, ни корабли в такую пургу не
могли прийти на помощь.
Четверка отважных комсомольцев -
А. Зиганшин, И. Федотов, Ф. Поплавский, А. Крючковский -
не пала духом, не дрогнула перед суровым испытанием стихии.
49 суток дрейфовала маленькая баржа
с экипажем мужественных советских
воинов. 1600 км прошла она за это
время. 6 марта 1960 года баржа была
замечена патрульным самолетом, к экипаж был спасен.
Предлагаем вам построить модель самоходной баржи (масштаб 1:100)
этого мужественного экипажа. Нашу модель нельзя назвать точной копией -
она упрощена и имеет некоторые дополнения, которых нет у настоящей баржи:
снабжена рулями, микроэлектродвигателем с батарейкой и контактным устройством.
Корпус модели изготовлен из тонкого
картона, палубные надстройки - из
древисины, а винт, рули и контактное
устройство - из жести. Винт модели
приводится во вращение микроэлектродвигателем.
На рисунке 1 дан общий вид модели.
На всех последующих - чертежи
деталей. Но прежде чем вы приступите
к изготовлению деталей, найдите каждую
из них на общем виде и разберитесь в ее назначении.
На чертеже 2 дана развертка корпуса баржи
и чертежи двух шпангоутов - кормового и центрального,
которые так же, как и корпус, делаются из
тонкого картона. Шпангоутов в модели
всего три, но третий подобен центральному,
поэтому на рисунке не обозначен.
Места установки шпангоутов указаны
на чертеже развертки корпуса вторым
цветом. Обратите внимание, что в кормовом шпангоуте прорезано отверстие.
В него пропускается кожух гребного
вала (дейдвудная трубка), изображенный
на чертеже 5Б. На чертеже развертки корпуса пунктирными линиями
обозначены места перегиба, а сплошными - места разреза. Заштрихованная
часть вырезается. Напоминаем, что,
прежде чем согнуть заготовку, кончиками
ножниц слегка надрежьте картон с
противоположной стороны. Имейте в
виду, при изготовлении корпуса полоски,
отогнутые вверх, которые имитируют
борта, не будут доходить до сходней.
Поэтому продлите их, вырезав для этой
цели из картона дополнительные полоски
и приклеив их, как указано на рисунке 1.
Чтобы корпус не пропускал
воду и не намокал, пропитайте его
горячей олифой. Через 20-24 часа после
полного высыхания покройте его в два-три
приема тонким слоем масляной краски:
подводную часть - красной, ватерлинию - белой, а верхнюю часть - серой.
Из тонной 1,0-1,5-миллиметровой
фанеры вырежьте прямоугольник
200х56 мм. Это будет палуба баржи.
Процарапайте на ней линии параллельно
борту - они будут обозначать доски
палубы. Эта палуба закроет лишь часть
баржи, кормовая частично закроется
съемной палубой с надстройками -
рубкой, кубриком, баком. А на корме
отдельно приклейте машинное отделение.
Палубные надстройки выполняются из
деревянных брусочков. Обработайте их
напильником и шкуркой в соответствии
с размерами, указанными на чертеже
4, и наклейте на съемную палубу.
Детали, смонтированные и закрепленные
на съемной палубе, прошпаклюйте, прошкурьте и покрасьте тонким слоем
2-3 раза серой масляной краски.
Окна рубки - это наклеенные полоски черной бумаги. Мачту можете
изготовить либо из проволоки, либо из
дерева, как указано на чертеже. Стрелу
крана прикрепите к мачте на скобе из проволочки, примотанной нитками.
Особого терпения требует изготовление
сходней (см. черт. 4). Каждая сходня
делается из тонкого картона. Аккуратно
прорежьте смотровые окна и сделайте решетку
из черных ниток, смазанных силикатным клеем.
Детали, указанные на чертеже 5 -
А, Б, В изготовляются из проволоки и
жести. Посмотрите на чертеж 5А. Это
контактное устройство. Принцип его
действия понятен из чертежа. Вырежьте
два контакта из жести. На одном
из них, под прямым углом, отогните
"носик", на другом установите на оси
ручку. К ножкам контактов подведите
проводники от батарейки и
микроэлектродвигателя. Между контактами для
изоляции проложите картонную прокладку.
Собранное контактное устройство установите
в отверстие на мостике управления.
Из чертежа 5Б понятно, как изготовить
винт, вал винта и кожух для
него. Трехлопастный винт ф 25-30мм
вырежьте из жести и наружные концы
лопастей изогните под углом 35-40° от
их первоначального положения.
Гребной вал изготовьте из тщательно
расправленной скрепки. По толщине
стержня вала сделайте трубку из тонкой
жести размером 55х8 мм. Для этого
обогните стержень гребного вала жестью,
обожмите ее, а кромку, оставшуюся от
заготовки жести, пропаяйте. Затем
конец стержня гребного вала (длиной
3 мм) согните под прямым углом,
вставьте в отверстие, проделанное по
центру винта, и припаяйте к винту.
Наденьте на вал две шайбы и кожух, его
концы слегка обожмите по валу, сохраняя
свободным вращение вала. Дейдвудную
трубку с валом и винтом в сборе
поместите Б отверстия, проделанные в
днище корпуса и кормовом шпангоуте,
и закрепите в прорези колонки винта
(черт. 3). Таким образом дейдвудная
трубка будет закреплена в трех точках.
Для гидроизоляции введите в дейдвудную трубку каплю вазелина.
В корпусе баржи установите и закрепите
батарейку и микромотор. Ось
микроэлектромотора соедините кусочком
ниппельной резинки со стержнем гребного
вала. Припаяйте проводники, соединяющие
контакты микромотора и батареи к ножкам контактного устройства,
как показано на чертеже 3.
Чтобы ваша модель баржи могла двигаться по желаемому курсу, изготовьте
и установите два руля. Перо руля вырежьте из жести (черт. 5В), а
колонку - из деревянного стерженька диаметром 4 мм. Установите рули
в кормовой части баржи. Обратите внимание на
плотность посадки колонки руля в днище баржи. Она должна быть
исключительно плотной, чтобы влага не проникала внутрь корпуса.
А теперь предлагаем вам несколько
задач на самостоятельное конструктивное решение.
Каким образом после установки дейдвудной трубки и колонок рулей
наиболее надежно защитить внутреннюю часть
корпуса от проникновения в нее воды?
Исходя из своих технических возможностей, подумайте, как изготовить
шпиль, кнехты, спасательные круги,
леера, фонари и механизм спуска и подъема сходни.
Отправным материалом для раздумий и поисков могут быть
наши предыдущие публикации подобных моделей.
|
МОДЕЛЬ САМОХОДНОЙ БАРЖИ Т-36:
1 - флагшток для подъема военно-морского флага,
2 - спасательный круг,
3 - мостик управления,
4 - мачта для установки укосины, радиоантенны и ходовых (отличительных) огней,
5 - ходовые (отличительные) огни,
6 - контактное устройство (приводит в действие винтомоторную установку),
7 - бортовые отличительные огни (устанавливаются по бокам рубки: слева - красный, справа - зеленый),
8 - сходни,
9 - смотровые окна,
10 - палуба,
11 - борт,
12 - корпус баржи,
13 - бак для горючего,
14 - кубрик,
15 - кнехты,
16 - съемная часть палубы (обеспечивает доступ к микродвигателю и батарее),
17 - рулевая рубка,
18 - шпиль,
19 - леер,
20 - рули,
21 - машинное отделение,
22 - гребной винт.
|
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник: Самоходная баржа Т-36 /прил к ж. "Юный техник" Для умелых рук № 4, 1978, 2-6 с.
Scan: Гурон Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|