ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок

Для второй ступени

МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "СЕВЕРЯНКА"

Переяславцев А. Ф.

      Подводная лодка — это судно, способное погружаться под воду, маневрировать и плавать на глубине, держаться под водой без хода, ложиться на грунт и всплывать.
      До настоящего времени подводные лодки обычно предназначались для боевых действий.
      В Советском Союзе в 1958 году в северные моря для исследования наших рыбных богатств и для других научных наблюдений была отправлена в плавание специально оборудованная целой системой научной аппаратуры подводная лодка «Северянка».

      Наша модель изображает лодку этого типа.
      Материалом для постройки модели является дерево. Лучше всего использовать лёгкие породы древесины, к которым относятся липа, сосна, ель, берёза. Другие сорта деревьев, как например бук и дуб, трудно поддаются обработке.
      Все действия модели основаны на свойстве дерева плавать в воде.
      При грубом обтёсывании (заготовке) пользуйтесь острым топором или ножом. Лучковую пилу или ножовку употребляйте при первоначальной обработке детали, то есть для придания дереву нужных размеров с небольшим припуском. Для окончательной отделки корпуса можно употреблять маленький рубанок. При обработке выемки корпуса пользуйтесь стамеской в 5—20 мм.
      При изготовлении модели прежде всего нужно твердо помнить, что постройка модели, как и настоящей подводной лодки, требует выдержки и терпения. Поэтому, когда почувствуете утомление, оставьте работу до следующего раза. Возьмите брусок дерева размером 415х27х44 мм. Нанесите разметку на три грани бруска так, как это показано на рис. 1,Д, и начинайте обрабатывать его. Окончательную обработку делайте по шаблонам поперечных сечений. Шаблоны сделайте из картона. Переведите с рис. 1,В каждый шаблон на картон, вырежьте и пользуйтесь ими при обработке корпуса лодки. На каждом шаблоне поставьте его номер. Шаблоны прикладывайте в местах, отмеченных на рис. 1,А и Б пунктиром. На рис. 1,Е показано, как вести проверку по шаблонам при обработке корпуса модели подводной лодки. Вначале обрабатывайте один бок лодки, затем другой.
      Теперь сделайте рубку (рис. 1, Г) из бруска дерева размером 45х20х7 мм.
      Возьмите рашпиль с грубой насечкой, напильник и сгладьте все неровности на корпусе и рубке. Прикрепите рубку к корпусу и приступайте к окраске. Окраске следует уделять большое внимание, так как иногда аккуратно сделанная модель выглядит плохо из-за небрежной окраски. Красить можно нитрокрасками, употребляемыми для окраски автомашин, или масляными. При первом способе хорошо отшлифуйте модель шкуркой или пемзой, потом окрасьте всю её в один цвет, лучше всего в светло-серый, или, как его называют моряки, шаровый. Приклейте белую толстую нитку. Это будет у вас ватерлиния. Ватерлинию, а также люки для пуска воды можно сделать из целлулоида (из старого целлулоидного воротничка). После чего окрасьте нижнюю часть (киль) лодки в красный, зелёный или чёрный цвета, а надводную часть корпуса и рубку - ещё раз в светло-серый цвет (рубку лучше красить до крепления её к палубе). Палубу и низ рубки (шириной 2 мм) окрасьте в коричневый или чёрный цвета.      

При втором способе вначале протрите всю модель олифой. Когда олифа полностью пропитает дерево, приступайте к окраске, как указано в первом варианте. Серо-стальной цвет составляется из смеси белой и чёрной красок. Краску разведите разбавителем. Она должна быть такой густоты, чтобы стекала с кисти каплями. Не мажьте краску густо, старайтесь работать так, чтобы кисть едва касалась окрашиваемой поверхности. Не пытайтесь всё сделать в один прием; когда первый слой высохнет, отполируйте ещё раз шкуркой корпус и окрасьте вновь. Для получения блеска покройте модель художественным лаком. Употребляйте мягкие кисти, которые после покраски отмойте от нитрокрасок растворителем, от масляных красок — керосином или скипидаром.
      Винт сделайте из латуни или железа, или из консервной банки. Для этого вам потребуются ножницы, кусачки и плоскогубцы. Из этой же жести (можно взять более толстую) сделайте рули глубины и кормовой руль. Валы рулей винта лучше сделать из велосипедной спицы. Глубинные рули припаяйте к валам. Для валов в корпусе предварительно сделайте отверстия. Прежде чем наложить припой, не забудьте залудить рабочую часть паяльника. Валы должны туго поворачиваться в корпусе лодки.
      Из жести сделайте и кронштейн. Как прикрепить кронштейн к корпусу лодки, показано на рис. 1,8.
      Для муфты вала гребного винта подберите металлическую трубку, но такую, чтобы спица (ось гребного винта) в нём вращалась свободно, но не болталась. Руль припаяйте к валу. Между валом и кронштейном наденьте шайбу, чтобы винт не двигался по валу. Винт можно и не припаивать к нему, а закрепить двумя велосипедными ниппелями (рис. 1, 14).
      Винты и рули окрасьте в тот же цвет, что и подводную часть. Необходимо только следить, чтобы краска не попала в канал гребного вала, иначе винт будет плохо вращаться.
      Закрепите рули и винт на корпусе лодки. Кормовой руль вбейте лёгкими ударами молотка в корпус.
      Для иллюминаторов (окон) используйте мягкую медную проволоку от радиопроводов. На круглый стержень-гвоздь накрутите латунную проволоку, предварительно очистив ее шкуркой. Снимите проволоку со стержня, разрежьте ножницами. Полученные колечки распрямите лёгкими ударами молотка и прикрепите (приклейте) в нужных местах рубки и палубной настройки. Заострённой палочкой капните в отверстие колечка чёрную или синюю краску. Для приклеивания деталей пользуйтесь нитролаком (эмалит), АК-20 или просто обыкновенным клеем для кожи, который употребляют сапожники.
      После того как все детали будут сделаны и закреплены на корпусе, подберите балласт1 так, чтобы модель была погружена по ватерлинию. Балласт закрепите в выемке наглухо. Балласт лучше всего отлить из свинца, закрепив гвоздиками или шурупами.
      Перископы сделайте из иголки соответствующей толщины. Поручни — из иголки и из белой или чёрной нитки. Радиоантенны — из тонкой струны.
      Остаётся сделать резиновый двигатель (рис. 2, Ж). Как сделать петли двигателя, ясно из рисунка.
      Чтобы запустить модель, нужно снять резиновый двигатель с носового крючка и растянуть резину на полторы её длины. Растянутую резину наденьте на крючок заводной рукоятки (рис. 1, 16) или дрели и закручивайте до тех пор, пока она по всей длине не покроется двойными витками («колышками»). Для этого необходимо повернуть ручку 350—400 раз. Затем наденьте резину на носовой крючок, наклоните горизонтальные рули (кормовые поставьте горизонтально) и запустите модель на воду.
      Не следует слишком круто ставить рули, так как от этого модель может уйти слишком глубоко в воду и зарыться в грунт. После того как перестанет работать двигатель, модель всплывёт на поверхность воды.
      Предлагаемая модель проходит 12 метров по прямой. С ней можно участвовать в соревнованиях по классу начинающих моделистов.
____________________________________________
1 Балласт—тяжесть, помещаемая на дне судна, придающая ему предусмотренную проектом осадку. Балласт, понижая центр тяжести судна, увеличивает его устойчивость, выполняя роль противовеса.

Модель подводной лодки "Северянка":
А — вид сбоку; Б — вид сверху; В — шаблоны; Г— обработка рубки; Д — обработка корпуса и палубы лодки; Е — проверка шаблонами корпуса модели подводной лодки при её обработке.
1 — иллюминаторы; 2 — перископы; 3 — радиоантенны; 4 — поручни; 5 — люки для пуска воды; 6 — якорный люк; 7 — руль; 8 — кронштейн; 9 — балласт; 10 — двери; 11 — люки; 12 — опознавательный буй; 13 — выкройка винта; 14—крепление винта двумя ниппелями; 15 — рули глубины; 16 — рукоятка для завода резинового двигателя


Источники: По ступеням №11(53), 1959 / Приложение к журналу "Юный техник"
Scan: AAW, Clean: pohorskiy, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2012
Hosted by uCoz