МОДЕЛЬ ЯХТЫ
С. Н. Захаров, инженер
Парусная яхта — это одномачтовое или двухмачтовое судно
длиной от 3 до 20 метров, предназначенное для спортивных гонок,
туризма и прогулок.
Парусные яхты снабжаются большим, глубоко погруженным килем с балластом (грузом, служащим противовесом).
Рангоут (так называются детали круглого сечения, служащие для
постановки и несения парусов) состоит из мачты и гика.
Мачта удерживается стоячим такелажем: вантами, прикреплёнными
к топу (верхнему концу) мачты, вантпутенсами и штагами,
форштагом (от топа мачты к носу) и ахтерштагом (от топа мачты к корме).
У палубы штаги крепятся к штагпутенсам. Углубление в корпусе,
в котором размещаются рулевой и команда, называется кокпитом,
закрытая часть кокпита — каютой. Кокпит ограждён выступающим
над палубой бортиком, который называется комингсом ).
Описываемая модель разработана Центральной лабораторией морского моделизма ДОСААФ.
( ДОСААФ выпускал набор заготовок для этой модели и его можно было приобрести.)
Модель состоит из (лист 3) деревянного корпуса 2, снабженного деревянным плавниковым килем 15 с балластом 16, деревянной мачтой 5 с парусами из кальки.
Рангоут модели состоит из мачты 5 и гика 7.
Мачта удерживается в вертикальном положении стоячим такелажем: вантами (нитками), прикрепленными к топу (верхнему концу) мачты, вантпутенсами 8 (петли у бортов) и штагами : форштагом (ниткой), расположенным к носу от мячты, и ахтерштагом, расположенным в корму от мачты.
У палубы штаги крепятся к штагпутенсам 1 и 14.
Парусное вооружение модели состоит из двух парусов, называемые: бо'льший — гротом 18, меньший — стакселем 17.
Для удержания грота в нужном положении его нижние два угла прикреплены нитками к горизонтальному круглому дереву — гику, а верхний, фаловый угол — к мачте.
Стаксель прикреплен своей передней шкаториной (кромкой) к нитке, один конец которой прикреплен к топу мачты, а другой — к штагпутенсу.
Для управления парусами модели служат грото-шкоты и стаксель-шкоты — нитки, привязанные одна к ноку (концу) гика, другая к нижнему, так называемому шкотовому, углу (обращенному к корме) стакселя, концы гика-шкотов крепятся к рыму — кольцу, надетому на скобу, называемую погоном; концы стаксель-шкотов крепятся к вантпутенсам.
Кокпит огражден выступающим над палубой бортиком, называемым комингсом.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛИ
1. Постройку модели начинают с изготовления корпуса. Для корпуса
лучше взять липовый или сосновый брусок размером 355 х 85 х 40 мм.
Последовательность обработки бруска по операциям показана на чертеже ( лист 1 ).
2, Переколоть контур киля на фанеру и вырезать лобзиком. Полученную заготовку киля 15 обработать напильником по контуру. Прикрепить гвоздями балласт 16 и окончательно зачистить стеклянной (наждачной) бумагой.
Щель, прорезанную в корпусе модели для установки киля, подогнать по готовому килю. Затем обмазать верхнюю кромку киля клеем и легкими ударами молотка установитъ его на место, Положив корпус килем вверх па ровном столе и подложив под корму спичку, провести ватерлинию (уровень воды), показанную на чертеже.
3. Вырезать из фанеры заготовки комингса 10 и 12, переборки каюты 11, накладной части палубы 3 и крышки люка 4 согласно размерам, указанным на чертеже ( лист 2, 3).
В накладной части палубы сделать вырезы для комингса и отверстие для мачты.
Зачистить все наготовленные детали стеклянной (наждачной) бумагой,
4. На задней (обращенной к корме) кромке крышки каюты 9 сделать вырез (уступ) и носовой срез, показанный на чертеже,
5. Передние (обращенные к носу) концы боковых частей комингса промазать клеем и вставить в прорези накладной части палубы, после чего, промазав внутренние стенки комингса и часть палубы между прорезями, вклеить на место крышку каюты.
Передние концы комингса прибить к крышке гвоздями.
6. Переборку каюты приклеить к комингсу и крышке каюты, а крышку люка — на свое место на палубе.
7. Проколоть в палубе отверстие для шипов боковых комингсов, вантпутенсов, штагпутенсов и погона,
8. Из рейки выстрогать, а затем обработать стеклянной (наждачной) бумагой мачту и гик (их размеры показаны на чертеже).
Нижний конец мачты должен быть срезан, как это показано на чертеже.
9. Палубную надстройку (комингс, переборку, крышку каюты) установить па свое место так, чтобы шипы комингса вошли в свои отверстия. Затем вставить в отверстие в палубе мачту и проверить положение гнезда для нее в киле.
Вынув мачту, смазать клеем нижние кромки боковых частей комингса, их шипы, нижнюю и боковые кромки переборки, а также кромку нижней поверхности палубы над каютой, приклеить надстройку на место, прибив ее дополнительно к палубе гвоздями.
После того как клей высохнет, надо установить на клею на свое место поперечную (изогнутую) часть комингса.
10. Днище, палубу и кокпит тщательно зачистить стеклянной (наждачной) бумагой.
11. Корпус, киль, надстройку окрасить масляной краской: подводную часть корпуса (ниже ватерлинии) и киль — красной краской, надводную часть борта, комингс, накладную палубу, крышку над каютой и переборку — в белый цвет.
Окраску надо выполнять негусто разведенными красками два раза, каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Палуба не окрашивается.
12. Жестким, тонкоочищенным карандашом прочертить на палубе линии, параллельные борту, комингсу, накладной палубе на расстоянии 4 мм, а затем продольные параллельные линии, отстоящие друг от друга на расстоянии 3—4 мм, как показано на чертеже. Эти линии создают впечатление обшивки палубы досками.
После расчерчивания палубу и кокпит покрыть бесцветным лаком или подогретой олифой, стараясь, чтобы все отверстия были хорошо ими покрыты.
13. Выгнуть из проволоки при помощи круглогубцев погон, рым, ватпутенсы и штагпутенсы и установить на свои места в отверстия, проколотые шилом. На погон до установки надеть рым.
14. Из полоски жести изготовить петлю для крепления гика к мачте. Эта петля называется бугелем 6.
15. Положить кальку на чертеж общего вида модели и перечертить на него контур грота и стакселя с припуском в 3 мм, показанными пунктирными линиями. Вырезать оба паруса, и в вертикальную и горизонтальную кромки грота вклеить нитки так, чтобы их концы выступили наружу на 50—60 мм (см. лист 1, 3).
На все три угла грота с обеих сторон его наклеить треугольники из кальки.
У криволинейной кромки грота с обеих сторон паруса наклеить латы — 3 пары полосок из кальки, показанные на чертеже.
В переднюю кромку стакселя вклеить нитку; концы этой нитки должны выступать на 50—80 мм. В шкотовый угол стакселя при помощи треугольника из кальки, как это показано на чертеже, вклеить нитку, сложенную вдвое; оба конца нитки (шкоты) должны выступать наружу на 100—120 мм.
На фаловый и галсовый углы стакселя наклеить треугольники из кальки.
16. Смазать клеем нижнюю часть мачты, вставить мачту на свое место, Привязать грот к гику концами нитки, выходящими из шкотового и галсового углов, и время нитками, продеваемыми в парус вдоль его горизонтальной кромки (см. чертеж).
Надеть бугель гика на мачту.
Продеть в вертикальную кромку грота 4 нитки и привязать их, как это показано на чертеже, к мачте.
Нитку, выходящую на верхнего угла грота, привязать к топу мачты, Привязать ванты и штага к топу мачты, вантвутенсам и штагпутенсам.
Привязать нитку, вклеенную в переднюю кромку стакселя, к топу мачты и к носовому штагпутенсу,
После установки мачта должно быть немного наклонена к корме, как это показано на чертеже,
К ноку (концу) гика привязать шкот (нитку) длиной около 20 см; свободный конец шкота пропустить через рым, надетый на погон, и привязать этот конец также к ноку так, чтобы длина шкота между рымом и ноком была равна 60—70 мм.
Стаксель-шкоты крепятся к вантпутенсам так, чтобы каждый из них не мешал стакселю перекладываться от ветра с одного борта к другому.
17. Флаг делается из красной бумаги в виде равнобедренного треугольника высотой 20 мм и основанием 6 мм, Флаг надевается на булавку, которая вкалывается в топ мачты.
18. Детали модели можно склеивать любым водоупорным клеем, который имеется в продаже торговой сети, а также эмалит и АК-20. Хороший водоупорный клей можно сделать самому. Для этого необходимо растворить целлулоид в ацетоне или любом растворителе для нитрокрасок, в том числе и в растворителе нитрокрасок для кожизделий.
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ЯХТЫ
№ детали |
Наименование детали |
Кол-во |
Материал (размеры в мм) |
1 |
Штагпутенс |
1 |
Проволока Ф 1-1,5 |
2 |
Корпус |
1 |
Дерево 356 x 85 x 40 |
3 |
Палуба (накладная) |
1 |
Фанера 100 x 47 x 1-3 |
4 |
Крышка люка |
1 |
Фанера 26 x 26 x 1-3 |
5 |
Мачта |
1 |
Дерево 360 x 6 x 6 |
6 |
Бугель гика |
1 |
Жесть 40 х 4 х 0,3-0,5 |
7 |
Гик |
1 |
Дерево 172 x 4 x 4 |
8 |
Вантпутенс |
2 |
Проволока Ф 1-1,5 |
9 |
Крышка каюты |
1 |
Дерево 65 x 45 x 6 |
10 |
Комингс с боковой стенкой каюты |
2 |
Фанера 158 x 15 x 1-2 |
11 |
Переборка каюты |
1 |
Фанера 45 x 39 x 1-2 |
12 |
Задняя стенка комингса |
1 |
Фанера 50 x 5 x 1-2 |
13 |
Погон |
1 |
Проволока Ф 1-1,3 |
14 |
Ахтер штагпутенс |
1 |
Проволока Ф 1-1,3 |
15 |
Киль (плавниковый) |
1 |
Фанера 165 x 86 x 4 |
16 |
Балласт |
2 |
Сталь 94 x 11 x 4 (вес 50 г) |
17 |
Стаксель |
1 |
Калька 250 х 110 |
18 |
Грот |
1 |
Калька 400 х 400 |
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕРТЕЖА ( лист 3 ):
1. Штагпутенс;
2. Корпус;
3. Палуба (накладная);
4. Крышка люка;
5. Мачта;
6. Бугель гика;
7. Гик;
8. Вантпутенс;
9. Крышка каюты;
10. Комингс с боковой стенкой каюты;
11. Переборка каюты;
12. Задняя стенка комингса;
13. Погон;
14. Ахтер штагпутенс;
15. Киль (плавниковый);
16. Балласт;
17. Стаксель;
18. Грот;
19. Кокпит; 20. Иллюминаторы; 21. Гика-шкоты; 22 Шкотовый угол; 23. Галсовый угол;
24. Латы; 25. Шкотовый угол; 26 Галсовый угол; 27. Стансель-шкоты;
28. Форштаг; 29. Фаловый угол; 30. Ванты; 31. Треугольник (калька).
Источники: Твой первенец. (ж. "Моделист-конструктор" 1, 1968, 14-15 с.)
Модель яхты. ("ЮТ для умелых рук" 1956 г.)
OCR & EDIT : MasterRU
| |