ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ КАТЕРА-РАКЕТОНОСЦА

В. Брагин

      Ракетные катера - новый класс быстроходных боевых кораблей. Они несут на себе мощное ракетное оружие, готовое в любой момент поразить надводного и воздушного противника. Водоизмещение и основные размеры у ракетных катеров больше, чем у торпедных. Основное вооружение ракетных катеров - ракеты на стартовые установках и мелкокалиберная артиллерия. Эти катера оснащены надежными радиолокационными установками и радиостанциями.

Наша модель катера-ракетоносца (рис. 1) является простейшей моделью с резиновым двигателем.
На палубе модели устанавливаются на клею ("АК-20", казеиновом), на шурупах или гвоздях детали якорного и швартового устройств - киповой планки 1, кнехты 2, шпиля 3 и модель орудия, рубка 6 с мачтой 9, на которой укреплены антенны радиолокатора 11, 12, гафель 13 с флагом ВМФ 14 и рея с фалами 10, спасательными плотами 7, огнетушителями 8; в кормовой части старятся две модели стартовых ракетных установок 16 с фундаментами (платформами) 15 и световой машинный люк 17.
      На транце в диаметральной плоскости укреплен на шурупах руль, изготовленный из жести. Двигателем модели служит резиномотор, для которого используются 3-4 полоски резины толщиной 1,5-2 мм, шириной 3-4 мм и длиной 360 мм. Обычно для изготовления резиномотора используют резину старых велосипедных или мотоциклетных камер.
      Если вы захотите увеличить продолжительность работы резиномотора, то вам придется применить резиномоторы с шестеренчатыми передачами (демультикаторы, рис. 2). Это приспособление позволяет с помощью шестеренок соединить несколько резиномоторов, отдающих свою энергию на вращение общего гребного винта. На рисунке 2 показано несколько конструкций шестеренчатых передач.
      Передача, изображенная на рисунке 2а, состоит из двух резиномоторов. Этот способ передачи самый простой и наиболее надежный, так как крутящий момент уравновешен и потеря мощности на трение в шестернях очень незначительна. Передача, изображенная на рисунке 2б, состоит также из двух шестеренок и двух резиномоторов. Но соединение шестеренок здесь такое, что оно обеспечивает более мощный завод резиномотора и даст возможность получить большой крутящий момент почти на всей проходимой моделью дистанции.
      Приведенная на рисунке 2в конструкция шестеренчатых передач применяется для скоростных моделей и моделей подводных лодок, для которых требуется большой начальный крутящий момент.
      Такое приспособление желательно при прохождении моделью короткой дистанции на большой скорости.
      Передача, изображенная на рисунке 2г, состоит из двух больших и одной малой шестеренки. Такая конструкция повышает число оборотов и увеличивает продолжительность действия резиномотора.
      При наличии одного резиномотора продолжительность его работы можно изменить за счет подбора различных шестеренок. Можно взять две шестерни - большую и малую. Соединив резину с большой шестеренкой, мы тем самым увеличим число оборотов гребного винта, а соединив ее с малой шестеренкой, увеличим продолжительность его работы. Используя эту конструкцию шестеренок, вы можете запустить модель на дальность, соединив резиномотор с малой шестеренкой, и на скорость, соединив его с большей шестеренкой.
      Прежде чем приступить к постройке модели, вычерчивают на картоне шаблоны, увеличенные до натуральной величины, и затем их вырезают (рис. 3). Эти шаблоны представляют собой обводы корпуса модели по семи шпангоутам (с первого по транец, согласно чертежам контуров бока и палубы), как показано на рисунке 4.
      Начинать постройку модели следует с изготовления корпуса. На бруске дерева (по размерам из спецификации) размечают бока согласно чертежу (операция 1) и затем обрабатывают (операция 2, рис. 5,а,б). В такой же последовательности размечается палуба и обрабатываются борта корпуса (операция 3 и 4, рис. 5,г). Закончив грубую обработку корпуса, приступают к точной подгонке корпуса модели по шаблонам (операция 5, рис. 5д). Подгонку корпуса модели под шаблоны делают поочередно, начиная с кормы.
      Для точной подгонки обводы корпуса модели обрабатываются при помощи наждачной бумаги или путем снятия с них тонкой стружки. После зачистки корпус желательно проолифить (при масляной покраске) или покрыть эмалитом "АК-20" (при покраске нитролаками).
      Следующими операциями является изгоговление из деревянных брусков рубки, стартовой ракетной установки. фундаментов стартовых установок (двух передних и двух задних опор-платформ), машинного люка, орудийной башни, спасательных плотов, шпиля и двух огнетушителей. При изготовлении этих деталей необходимо выдерживать масштабность. Антенны локатора и гафель изготовляются отдельно и собираются на мачте, которая крепится на клею и шпильках в рубке до ее установки на палубу. Стволы орудий изготовляются из дерева или металла и устанавливаются на клею в башню. Башня ставится на барбет и крепится к палубе при помощи штыря.
      Следующей операцией является изготовление из жести гребного винта. (рис. 6а), кронштейна (6б) и руля (рис. 6в). Резиномотор крепится на двух крючках (у гребного вала и в носовой части). Чтобы завести резиномотор, снимают с крючка один конец резины и растягивают резину па полторы ее длины. Затем се закручивают до тех пор, пока она не покроется по всей длине колышками (300-350 оборотов). Лучше всего резиномотор заводить с помощью дрели или специальной рукояткой из проволочки с крючком. Затем, надев резину на крючок и придерживая правой рукой гребной винт, опускают модель на воду.
      Модель такого катера-ракетоносца может пройти по прямой за 21 сек. дистанцию в 25 м.


Рис. 1. Общий вид модели:

СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ

№ детали
Наименование детали
Кол-во
Материал (размеры в мм)
1
  Киповые планки
7
  Картон и гвозди
2
  Кнехты
3
  Картон и гвозди
3
  Шпиль
1
  Дерево, 8х8х10
4
  Корпус модели
1
  Дерево, 360х70х45
5
  Пушка:
-
 
 
  а) орудийная башня
1
  Дерево, 36х30х20
 
  б) ствол пушки
2
  Дуб, ясень или металл
 
  в) барбет
1
  Фанера, 4 мм, диаметр = 30 мм
6
  Рубка
1
  Дерево, 30х36х25
7
  Спасательные плоты
2
  Дерево, З5х15х4; нитки суровые
8
  Огнетушители
2
  Дерево, 10х3,5х3,5
9
  Мачта
1
  Дерево, 100х4х4
10
  Рея
1
  Дерево, 30х3х3
11
  Антенна локатора
1
  Дерево, 25х16х6; проволока диаметром 3 мм
12
  Антенна
2
  Проволока диаметром 3 мм
13
  Гафель
1
  Дерево, 18х2х2
14
  Флаг ВМФ
1
  Бумага, 15х10
15
  Фундамент стартовых установок
-
 
 
  а) передняя опора
2
  Дерево, 24х16х15
 
  б) задняя опора
2
  Дерево, 70х24х12
16
  Стартовые установки
2
  Дерево, 104х24х20
17
  Машинный люк
1
  Дерево, 30х16х5
18
  Руль
1
  Жесть, 47х18х0,5
19
  Гребной винт
1
  Жесть, 33х33х0,5
20
  Кронштейн
1
  Жесть, 70х12х0,5
21
  Крючок (у гребного вала)
1
  Проволока диаметром 1,5 мм
22
  Резиномотор
1
  3-4 резиновые ленты 360х4х1
23
  Крючок (в носовой части)
1
  Проволока диаметром 3 мм
24
  Палуба
1
  Фанера, 360х70х1,5


ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: ж. "Юный моделист-конструктор" № 9, 1964, 18-20 с.
Scan: ???, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2014