|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ КАТЕРА-РАКЕТОНОСЦА
В. Брагин
Ракетные катера - новый класс быстроходных боевых кораблей. Они
несут на себе мощное ракетное оружие, готовое в любой момент поразить надводного
и воздушного противника. Водоизмещение и основные размеры у
ракетных катеров больше, чем у торпедных. Основное вооружение
ракетных катеров - ракеты на стартовые установках и мелкокалиберная артиллерия.
Эти катера оснащены надежными радиолокационными установками и радиостанциями.
Наша модель катера-ракетоносца (рис. 1) является простейшей моделью с резиновым двигателем.
На палубе модели устанавливаются на клею ("АК-20",
казеиновом), на шурупах или гвоздях детали якорного и швартового устройств -
киповой планки 1, кнехты 2, шпиля 3 и модель орудия, рубка 6
с мачтой 9, на которой укреплены антенны радиолокатора 11, 12, гафель 13
с флагом ВМФ 14 и рея с фалами 10, спасательными плотами 7, огнетушителями 8;
в кормовой части старятся две модели стартовых ракетных
установок 16 с фундаментами (платформами) 15 и световой машинный люк 17.
На транце в диаметральной плоскости укреплен на шурупах руль, изготовленный
из жести. Двигателем модели служит резиномотор, для которого используются
3-4 полоски резины толщиной 1,5-2 мм, шириной 3-4 мм и длиной 360 мм. Обычно для
изготовления резиномотора используют резину старых велосипедных или мотоциклетных камер.
Если вы захотите увеличить продолжительность работы резиномотора, то
вам придется применить резиномоторы
с шестеренчатыми передачами (демультикаторы, рис. 2). Это приспособление
позволяет с помощью шестеренок соединить несколько резиномоторов,
отдающих свою энергию на вращение общего гребного винта. На рисунке 2
показано несколько конструкций шестеренчатых передач.
Передача, изображенная на рисунке 2а, состоит из двух резиномоторов.
Этот способ передачи самый простой и наиболее надежный, так как крутящий
момент уравновешен и потеря мощности на трение в шестернях очень
незначительна. Передача, изображенная на рисунке 2б, состоит также из
двух шестеренок и двух резиномоторов. Но соединение шестеренок здесь
такое, что оно обеспечивает более мощный завод резиномотора и даст возможность
получить большой крутящий момент почти на всей проходимой моделью дистанции.
Приведенная на рисунке 2в конструкция шестеренчатых передач применяется
для скоростных моделей и моделей подводных лодок, для которых требуется
большой начальный крутящий момент.
Такое приспособление желательно при прохождении
моделью короткой дистанции на большой скорости.
Передача, изображенная на рисунке 2г, состоит из двух больших и одной
малой шестеренки. Такая конструкция повышает число оборотов и увеличивает
продолжительность действия резиномотора.
При наличии одного резиномотора продолжительность его работы можно
изменить за счет подбора различных шестеренок. Можно взять две шестерни -
большую и малую. Соединив резину с большой шестеренкой, мы тем самым увеличим
число оборотов гребного винта, а соединив ее с малой шестеренкой, увеличим
продолжительность его работы. Используя эту конструкцию шестеренок, вы можете
запустить модель на дальность, соединив резиномотор с малой шестеренкой,
и на скорость, соединив его с большей шестеренкой.
Прежде чем приступить к постройке модели, вычерчивают на картоне шаблоны,
увеличенные до натуральной величины, и затем их вырезают (рис. 3). Эти
шаблоны представляют собой обводы корпуса модели по семи шпангоутам (с первого
по транец, согласно чертежам контуров бока и палубы), как показано на рисунке 4.
Начинать постройку модели следует с изготовления корпуса. На бруске дерева
(по размерам из спецификации) размечают бока согласно чертежу (операция 1)
и затем обрабатывают (операция 2, рис. 5,а,б). В такой же последовательности
размечается палуба и обрабатываются борта корпуса (операция 3 и 4,
рис. 5,г). Закончив грубую обработку корпуса, приступают к точной подгонке
корпуса модели по шаблонам (операция 5, рис. 5д). Подгонку корпуса модели
под шаблоны делают поочередно, начиная с кормы.
Для точной подгонки обводы корпуса модели обрабатываются при помощи
наждачной бумаги или путем снятия с них тонкой стружки. После зачистки
корпус желательно проолифить (при масляной покраске) или покрыть эмалитом
"АК-20" (при покраске нитролаками).
Следующими операциями является изгоговление из деревянных брусков
рубки, стартовой ракетной установки. фундаментов стартовых установок (двух
передних и двух задних опор-платформ), машинного люка, орудийной
башни, спасательных плотов, шпиля и двух огнетушителей. При изготовлении
этих деталей необходимо выдерживать
масштабность. Антенны локатора и гафель изготовляются
отдельно и собираются на мачте, которая крепится на
клею и шпильках в рубке до ее установки на палубу. Стволы
орудий изготовляются из дерева или металла и устанавливаются на клею в башню.
Башня ставится на барбет и крепится к палубе при помощи штыря.
Следующей операцией является изготовление из жести гребного винта.
(рис. 6а), кронштейна (6б) и руля (рис. 6в). Резиномотор крепится на
двух крючках (у гребного вала и в
носовой части). Чтобы завести резиномотор, снимают с крючка один конец
резины и растягивают резину па полторы ее длины. Затем се закручивают до
тех пор, пока она не покроется по всей длине колышками (300-350 оборотов).
Лучше всего резиномотор заводить с
помощью дрели или специальной рукояткой из проволочки с крючком. Затем,
надев резину на крючок и придерживая
правой рукой гребной винт, опускают модель на воду.
Модель такого катера-ракетоносца может пройти по прямой за 21 сек. дистанцию в 25 м.
|
Рис. 1. Общий вид модели:
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ
№ детали |
Наименование детали |
Кол-во |
Материал (размеры в мм) |
1 |
Киповые планки |
7 |
Картон и гвозди |
2 |
Кнехты |
3 |
Картон и гвозди |
3 |
Шпиль |
1 |
Дерево, 8х8х10 |
4 |
Корпус модели |
1 |
Дерево, 360х70х45 |
5 |
Пушка: |
- |
|
|
а) орудийная башня |
1 |
Дерево, 36х30х20 |
|
б) ствол пушки |
2 |
Дуб, ясень или металл |
|
в) барбет |
1 |
Фанера, 4 мм, диаметр = 30 мм |
6 |
Рубка |
1 |
Дерево, 30х36х25 |
7 |
Спасательные плоты |
2 |
Дерево, З5х15х4; нитки суровые |
8 |
Огнетушители |
2 |
Дерево, 10х3,5х3,5 |
9 |
Мачта |
1 |
Дерево, 100х4х4 |
10 |
Рея |
1 |
Дерево, 30х3х3 |
11 |
Антенна локатора |
1 |
Дерево, 25х16х6; проволока диаметром 3 мм |
12 |
Антенна |
2 |
Проволока диаметром 3 мм |
13 |
Гафель |
1 |
Дерево, 18х2х2 |
14 |
Флаг ВМФ |
1 |
Бумага, 15х10 |
15 |
Фундамент стартовых установок |
- |
|
|
а) передняя опора |
2 |
Дерево, 24х16х15 |
|
б) задняя опора |
2 |
Дерево, 70х24х12 |
16 |
Стартовые установки |
2 |
Дерево, 104х24х20 |
17 |
Машинный люк |
1 |
Дерево, 30х16х5 |
18 |
Руль |
1 |
Жесть, 47х18х0,5 |
19 |
Гребной винт |
1 |
Жесть, 33х33х0,5 |
20 |
Кронштейн |
1 |
Жесть, 70х12х0,5 |
21 |
Крючок (у гребного вала) |
1 |
Проволока диаметром 1,5 мм |
22 |
Резиномотор |
1 |
3-4 резиновые ленты 360х4х1 |
23 |
Крючок (в носовой части) |
1 |
Проволока диаметром 3 мм |
24 |
Палуба |
1 |
Фанера, 360х70х1,5 |
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник: ж. "Юный моделист-конструктор" № 9, 1964, 18-20 с.
Scan: ???, OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2014 |
|