|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
Б. Абрамов
Для работы над моделью подготовьте: лобзик, ножницы по металлу, электрический паяльник, острый
перочинный ножик, рашпиль, наждачную бумагу, нитроклей, водостойкие краски.
Начнем с корпуса. Из фанеры толщиной 4 мм вырежьте прямоугольную заготовку размером 430х50 мм.
Начертите на ней контур корпуса 1 и лобзиком точно выпилите его. Края подровняйте рашпилем, надфилем
и зачистите наждачной бумагой.
Из легких пород дерева или пенопласта изготовьте були 8. На настоящей подводной лодке були — это
стальные обтекатели, которые закрывают систему балластных цистерн. Они придают корпусу лодки
обтекаемую форму, обеспечивают необходимый запас плавучести, а самой модели придают объемный вид.
Закрепите були на корпусе с помощью нитроклея. Может случиться, что корпус лодки перед этой операцией
немного покоробится. Обратите на это внимание. Если это произойдет, то прогрейте над электроплиткой
покоробленный участок и руками выпрямите его.
Далее приступайте к разметке прорезей для установки носовых горизонтальных рулей 17 и кормового узла
19. Щели пропилите сдвоенной пилкой, а чтобы пилки в лобзике не расходились, спаяйте их между собой.
Рули модели детали 17 и 19 и гребной винт 11 выреза- ются из обечайки от консервной банки. Осью винта
(деталь 13) служит булавка диаметром 0,9 мм. Для прочности ее следует изогнуть и припаять к винту.
Направляющую трубочку подшипника 12 из латуни или жести накатайте на спицы диаметром 1 мм. Удобнее
всего припаять эту трубочку к лапкам 14, вставив в ее отверстие бамбуковый стерженек диаметром 0,9 и
длиной 30—40 мм. Для уменьшения трения на ось винта наденьте 2 или 3 шайбочки из разнородных металлов.
Лопасти гребного винта необходимо отогнуть на угол 40° относительно плоскости его вращения. Ходовая
рубка крепится к корпусу с помощью клея и двух металлических ромбиков 16. Перископы 3 и 4 изготовьте из
проволоки диаметром 0,6—0,7 мм. Шпигаты нарезаны из черной бумаги от светозащитного конверта
фотопринадлежностей и наклеены по разметке чертежа. Ватерлиния — полоска из той же бумаги, также
приклеена. Участок носовых рулей и кормового узла обмотайте тонкой ниткой, пропитанной клеем АГО или
«Моментом». Кормовой узел, изготовленный из целого листа жести, образует горизонтальные кормовые
рули 19, вертикальные рули курса 14 и две лапки кронштейна гребного винта 20.
Модель хорошо погружается и всплывает при наличии положительной плавучести, составляющей всего 14г.
Как определяется эта величина? Найдя центр тяжести модели, приколите к этому участку булавочку.
Привяжите к ней три проволочки и крышечку от вазелина с дробинками или мелкими кусочками свинца
массой 15—20 г. Погрузив модель в воду, добейтесь такого положения, чтобы модель ровно и медленно
погружалась. Затем аккуратно взвесьте на точных весах дробинки, крышечку от вазелина, проволочки и
булавки. Теперь, зная их массу, совсем нетрудно подобрать подходящий по весу кусок стального прутка для
балласта. Концы прутка обработайте напильником и прикрепите нитками, пропитанными клеем, к килю.
|
Источник: Б. Абрамов. Самоходная "Северянка" / прил. "ЮТ для умелых рук" 10, 1987, 8-9 с.
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2016 |
|