Б. Патрушин,
г. Архангельск
Морской моделизм - увлекательнейшее занятие для детей среднего и старшего возраста.
Одним из классов моделей, работа с которыми приводит к быстрому овладению основными
навыками и помогает изучать историю, является класс силуэтных, или контурных моделей.
Такие полукопии превосходно плавают под резиномотором. Так, модель авианесущего крейсера
"Киев" с двумя резиномоторами проходит дистанцию 20 метров за 16 с, что соответствует
масштабной скорости 35 узлов. А двухмоторные модели подводных лодок погружаются, проходят
под водой 15-18 метров и всплывают в назначенном квадрате.
Участвуя в судомодельных соревнованиях, юный кружковец с силуэтной моделью может
выполнить нормативы 5-го и 4-го спортивных разрядов. Надо отметить, что неоднократно
техника, созданная по предлагаемой технологии, становилась "соучастником" чемпионов
и призеров областных соревнований судомоделистов-школьников.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЙКИ
Вначале на фанерную заготовку с помощью копировальной бумаги переносим контур
силуэта модели-полукопии. По разметке детали выпиливают лобзиком (в случае,
когда проема лобзика оказывается недостаточно, плоскогубцами пилку поворачивают,
чтобы при работе рамка лобзика проходила в стороне от пропила). Полученный
силуэт дорабатывают напильником и надфилями так, чтобы углы всех кромок оставались
четкими, без завалов. Плоскости и грани деталей зачищают наждачной бумагой, после
чего окрашивают верхнюю часть силуэта в серый цвет, а нижнюю - в зеленый или красный.
Всего накладывается три основных слоя. После основательной просушки поверхности
зачищают мелкой наждачной бумагой, вымоченной в керосине. Операции окраски и шлифовки
повторяют до получения чистой, гладкой поверхности детали. С помощью рейсфедера силуэт
расчерчивается в соответствии со схемой окраски прототипа.
Точно по такой же технологии изготавливают и две симметричные детали основания
("вид в плане"), однако в качестве исходного материала используется не фанера,
а сосновые, еловые или липовые доски. После обработки, окраски и шлифовки этих
элементов в силуэте чуть ниже ватерлинии сверлится ряд отверстий и короткими шурупами
с клеем привинчивается правая половина основания. Левая же половика ставится на
длинных сквозных шурупах.
Теперь дело за приводом модели. На листе оцинкованного железа размечают кронштейны
резиномотора и гребного вала по прилагаемым чертежам. Детали вырезают ножницами по
металлу. После правки на плите их сгибают, как показано на рисунках. Кронштейны
пропаивают по стыкам, а отверстия в кронштейнах гребных валов заливают оловом для
образования подшипников скольжения (для чего заливку сверлят диаметром 3,6 мм и отверстия
развертывают до диаметра 4 мм). С помощью шурупов металлические детали крепятся на
основаниях модели.
На листовой латуни толщиной около 1 мм размечается заготовка гребного
винта: после вырезки и правки деталь зачищают наждачной бумагой. Из
стальной проволоки диаметром 4 мм длиной 95 мм делаются гребные валы. Для этого
на одном из концов проволоки загибается по чертежу кольцо, а на другом
нарезается резьба М4. Следующий этап - сборка валов, кронштейнов и
гребных винтов. После контроля точности и легкости вращения гайки М4 и
гребные винты проливаются по стыкам расплавленным припоем. Лопасти
аккуратно разворачивают на угол атаки примерно 15* и дополнительно
формуют (выпуклость должна быть направлена вперед при стрелке прогиба
профиля 8-10 мм). При этом не нужно забывать, что на двухмоторных
моделях один винт правого, а другой - левого направления вращения.
Для модели подводной лодки еще изготавливают металлические пластинчатые
носовые и кормовые горизонтальные рули. Также только для модели подводной
лодки из деревянных планок или плиты ДСП подготавливают форму для отливки балласта.
Расплавленный свинец заливают в эту форму и после остывания металла извлекают
заготовку. На резиновой ленте ее подвешивают к модели и проводят испытания.
По необходимости балласт отрезают, чтобы модель плавала на воде, оставляя
над ее поверхностью лишь рубку. После этого балласт закрепляют окончательно винтами М4.
ОТЛАДОЧНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАПУСКИ
Помощник берет модель за носовую и кормовую части правой половины основания
и крепко держит ее двумя руками. Запускающий снимает с кронштейне резиномотора
крючок и надевает его на крючок дрели. Стопор гребных винтов
заводится в крючки гребных валов, как показано на рисунках. Резиномотор
растягивается примерно не две его длины, после чего начинается закрутка. По мере
закручивания мотора заводящий с дрелью приближается к модели. После
достижения 50 оборотов дрели крючок резиномотора снимается с дрели и переносится
на кронштейн модели. Второй жгут заводится аналогично, но в противоположную сторону.
Модель ставится на воду, ею "прицеливаются" в створ финиша дистанции и резко
выдергивают стопор. Если это модель подводной лодки, то после прохождения 1-2 метров от
старта она должна погрузиться и всплыть на расстоянии 15-18 м. Коррекция направления
хода производится подгибом металлических рулей либо кронштейнов гребных валов.
ЗАЧЕТНАЯ ДИСТАНЦИЯ
Длина коридора дистанции 20 м, ширина - 4 м. Разбивка длинных сторон по 4 м, а финишной линии - по 0,4 м.
Центральные ворота шириной 0,8 м. Стендовые и ходовые испытания моделей могут принести
максимально по 100 очков плюс до 20 баллов за масштабную скорость при условии попадания в финишный створ шириной 4 м.
|