ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


ГОНОЧНЫЙ КАТЕР "ФОРМУЛА-1"

А. Понкрашов

      Соревнования в классе "Формула-1" на воде, как и на суше, являются результатом наивысших инженерных достижений в технике и спорте. История "Формулы-1" на воде началась в 1962 году, когда инженеры-гонщики австриец Дитер Шульц, а затем итальянец Анджело Молинари построили независимо друг от друга первые спортивные катамараны. А официально чемпионат в классе "Формула-1" стали проводить с 1981 года.
      Высокоскоростные лодки, развивающие скорость до 250 км/ч и выше, построены по принципу "туннельного катамарана" (катамаран, напомним, это судно, состоящее из двух корпусов, соединенных между собой палубным или ферменным мостом). Главное, что отличает суда с корпусом туннельного типа от всех других - это аэродинамическая подъемная сила. Соединительному мосту, как крылу самолета, придается аэродинамический профиль, который создает под днищем повышенное давление и подъемную силу. Образующаяся воздушная подушка позволяет поднимать корпус из воды, уменьшая ее сопротивление.


      Сегодня мы представляем резиномоторную контурную полукопию гоночного катера "Формула-1".

      Для создания модели понадобится потолочное покрытие марки "Солид" - С1000 (пенополистирол) либо схожий по свойствам материал толщиной 3,5...4 мм. Детали вырежьте канцелярским резаком по линейке. Чтобы не было задиров, необходимо наклонять резак как можно ниже. Не следует забывать и о направлении волокон материала (они указаны на шаблонах). Определить направления волокна можно, слегка прогибая лист материала. Склеивается модель с помощью клея "Титан" для потолочного покрытия. Некоторые шаблоны даны для одной стороны, например, левые "Л" или правые "П". Чтобы нарисовать противоположную деталь, следует перевернуть шаблон.
      Изготовление модели начинаем с кабины - деталь 1Л (левая), 1Ц (центральная), 1П (правая). Склеиваем детали кабины между собой и прижимаем их грузом до высыхания клея. Дальше делаем палубу - деталь 2. Шаблон этой детали дан только для одной половины. Потом вырезаем детали 3Л и 3П - верхние части поплавков, детали 4Л и 4П - внутренние борта поплавков. Приклеиваем их к палубе, как показано на схеме. Вклеиваем шпангоуты - деталь 5. Детали можно фиксировать булавками. После высыхания клея нужно обработать углы деталей 3Л, 3П, 4Л и 4П. Получается как бы ровная площадка для приклеивания наружных бортов поплавка - деталей 6П и 6Л. Борта предварительно прогибаются в носовой части проглаживанием пальцами. Обратите внимание: у наружных бортов волокна сделаны поперек, что упростит их прогибание.
      Далее приступаем к изготовлению винтомоторной группы, основу которой составляет рейка из сосны или липы сечением 8х8 мм и длиной 352 мм - деталь 9. В рейке делается отверстие для крючка резиномотора (деталь 10) и прорезь для кронштейна винта (деталь 11). Для крючка можно использовать сталистую проволоку диаметром 1,2...1,5 мм. Кронштейн винта 11 изготавливается из жести толщиной 0,3...0,5 мм. Размеры заготовки 20х70 мм. Заготовку кронштейна вначале согните пополам, затем в центр вложите ось винта и обожмите плоскогубцами или тисками. Нужно сделать так, чтобы ось будущего винта вращалась без трения. В готовом кронштейне просверлите два отверстия по диаметру гвоздиков (деталь 12). В рейке 9 также просверлите отверстия, иначе она может треснуть. После сборки узла все стыки прокапайте циакриновым клеем ("Суперклей").
      Винт 13 изготовьте из жести толщиной 0,5 мм. В нем просверлите отверстие и припаяйте ось из стальной проволоки диаметром 1,2...1,5 мм - деталь 14. Ось сделана с зацепом в виде кольца, чтобы к нему цеплять крючок для заводки резиномотора. После пайки лопасти винта следует подогнуть согласно стрелкам на схеме. В дальнейшем угол установки лопастей можно подобрать при пробных запусках, добиваясь лучшего соотношения скорости винта и его тяги. На ось винта надет пластиковый кусочек трубочки от стержня шариковой ручки длиной около 3 мм - деталь 15. Это уменьшит трение. Готовый винт с осью вставляется в кронштейн, и ось загибается колечком для зацепа резиномотора.
      Весь узел винтомоторной группы приклеивается снизу к палубе 2. Предварительно рейку резиномотора 9 нужно покрасить водостойкой краской. В кормовой части приклеивается имитация двигателя, состоящая из деталей 7П, 7Л и 8. Детали 7П и 7Л вырезаются из потолочного покрытия, а деталь 8 - из фанеры толщиной 3 мм. Деталь 8 предварительно нужно покрасить водостойкой краской.
      Модель можно раскрасить маркерами либо сделать наклейки из самоклеящейся пленки.
      Резиномотор модели делается из рыболовной резины. Можно также применить и специальную модельную резину, что позволит закручивать винт на большее число оборотов. Опытным путем подбирается количество нитей резиномотора. Резиномотор должен немного провисать. Так его можно будет закрутить на большее число оборотов. Заводить мотор лучше дрелью, так как рукой это делать неудобно.
      Модель регулируется подгибанием кронштейна винта. После изготовления можно устроить соревнования на скорость и дальность хода модели.
      Внимание! При изготовлении модели и ее запусках не следует забывать о технике безопасности и правилах поведения на воде.


Источник: А. Понкрашов. Гоночный катер "Формула-1". / Левша 3, 2017, 7-12 с.    
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2023