МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-56
И. Боечин
"Владивосток, 6 (корр. "Правды" Ю. Мокеев).
На Корабельной набережной краевого
центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка "С-56"..."
Газета "Правда" от 7/XII 1972 года.
Раскрыв этот номер журнала, читатель
не найдет в нем знакомой рубрики
"Морская коллекция "М-К", которую
ведет Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Иванович Щедрин.
Сегодня, в честь Дня Победы, перелистнем одну из
славных боевых страниц истории нашего флота и расскажем
о подвиге экипажа подводной лодки
"С-56", которой в годы Великой Отечественной войны командовал 27-летний
капитан-лейтенант Григорий Щедрин.
На фото: Г. И. Щедрин на рубке подводной лодки "С-56". 1943 год.
(Снимок публикуется впервые.)
* * *
Спуск корабля на воду с давних пор
освящен многими ритуалами и традициями.
Рождение "С-56" ими не отмечено: почти готовую подводную лодку,
собранную в короткий срок на одном из
заводов, погрузили на железнодорожную платформу и отправили на Дальний
Восток. Здесь на палубу "эски" поднялся ее первый командир - 27-летний
капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин. Здесь же комплектовалась команда.
Осенью 1941 года "С-56" вышла в море - представители флота и судостроители
приступили к ее испытаниям. Они прошли успешно, и 31 октября 1941 года под
звуки "Интернационала" на "С-56" был поднят военно-морской
флаг Союза ССР. Новый подводный корабль вступил в строй.
Прошел год. Экипаж осваивал лодку, проверял оружие, отрабатывал учебные
задачи. Учения проводились в условиях, приближенных к боевым - с декабря
1941 года, после того как Япония напала на Пирл-Харбор, Тихий океан также
стал театром военных действий.
Но "С-56" не суждено было принять
в них участие. По приказу Государственного комитета обороны,
решившего усилить действующий Северный
флот новыми кораблями, нескольким
подводным лодкам, и в том числе
"С-56", предстояло перейти из Владивостока в Баренцево море южным путем -
через Тихий, Атлантический и часть Северного Ледовитого океана.
Сжатые сроки затрудняли подготовку
кораблей. Но экипажи, работая по 16-18 часов в сутки, выполнили намеченную
программу, и 6 октября 1942 года лодки покинули бухту Золотой Рог.
В первые же дни выяснилось, что поход будет чрезвычайно тяжелым. Уже
в Японском море "С-56" едва не столкнулась с затемненным японским кораблем,
а в Охотском - попала в жесточайший шторм. Пятнадцатиметровые
волны, как горы, обрушивались на корабль. Вода попала в снарядный погреб,
вывела из строя некоторые электроприборы, нарушила работу вала двигателя.
Лишь самоотверженные действия мичмана Елина и главного старшины
Рыбакова обеспечили "С-56" самостоятельный ход и выручили лодку из трудного
положения. Исправив повреждения в Петропавловске-Камчатском, "С-56"
продолжала свой путь. При переходе из американской базы Датч-Харбор в
проливе Акутан едва не случилась новая беда: какой-то тяжелый предмет с
силой ударил в корпус в районе центрального поста. Глубина в этом месте
достигала 100 м, поэтому столкновение с подводной скалой исключалось. Тогда
что же? Позже, в английском порту Росайт, "C-56" поставили в док. При
осмотре в днище обнаружили пробоину и осколки металла. Торпеда? Но немецких
подлодок в районе пролива Акутан не было, американцы являлись
нашими союзниками. Странное происшествие так и осталось загадкой.
Из Сан-Франциско "С-56" направилась в Панамский канал. Теперь советские
моряки находились в тропиках, и это создавало свои неудобства: забортная
вода достигала температуры 35°, разогревая внутренние помещения
лодки до 50°. Появилась опасность самовозгорания и взрыва боеприпасов.
И здесь проявилась самоотверженность и находчивость экипажа.
Была ограничена выдача холодной воды команде, большую часть ее выделили
на охлаждение боевого погреба,
18 ноября "С-56" подверглась уже прямому нападению, но сигнальщики
вовремя заметили след торпеды, несущейся прямо в борт. Команда, резкий
поворот - и торпеда прошла в 50 м от лодки. Миновав Панамский канал,
"С-56" оказалась в Карибском море.
Здесь лодки разделились, и "С-56" самостоятельно пошла сначала в Канаду,
а затем - через Атлантику - в Англию. И на этом переходе экипаж лодки
показал отличную выучку. В последний день 1942 года, когда лодка
шла на глубине 65 м, на ее пути оказалось чье-то затопленное судно.
Командиру "С-56" пришлось применить все свое умение, чтобы освободить лодку
из неожиданной ловушки.
28 февраля 1943 года лодка пришла
в Полярный, оставив за кормой почти
17 тысяч миль. И сразу же начались
боевые походы. Лодка патрулировала
у берегов Норвегии, высаживала разведчиков, топила корабли и транспорты
противника. В одном из походов Г. И. Щедрин обнаружил немецкий
конвой из пяти транспортов, охраняемый эсминцем и тремя сторожевиками.
Совершив искусный маневр, командир
"С-56" вывел лодку на позицию залпа.
Толчок - торпеды пошли в цель.
На мгновение подняв перископ, командир "С-56" увидел разломанный пополам,
тонущий транспорт.
Другой поход - и снова успех. Растет боевой счет подводников. В шторм
и туман, ночью и днем "С-56" находится на боевых позициях. Красные звезды -
знаки боевых удач - украшают рубку подводного корабля. Вскоре
"С-56" становится Краснознаменной.
И наконец высшая награда - гвардейский военно-морской флаг - венчает
дела прославленного экипажа. Героем Советского Союза становится командир
"С-56" капитан II ранга Г. И. Щедрин.
Закончилась война. Большая часть
команды "С-56" вернулась к мирному
труду, уехал к новому месту службы
ее командир, а лодка осталась на Севере и длительное время находилась
там - до того дня, когда был получен приказ: вернуться на дальневосточные
рубежи через покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана.
И этот поход окончился успешно. Шли годы, и, наконец, для "С-56" настал
срок уступить свое место новым кораблям. Но в память о боевых делах
стальному ветерану выпала высшая честь - навечно остаться в строю. В ноябре
1972 года мощный кран поднял "С-56" из воды и опустил на специальную
платформу, которая отвезла лодку к пьедесталу. "С-56" стала кораблем-памятником.
Технология изготовления модели подводной лодки "С-56"
Корпус модели подводкой лодки
изготавливается из деревянного
бруска по шаблонам, снятым с теоретического чертежа. Окончательная
отделка корпуса производится напильниками и наждачной бумагой.
Номера бумаги необходимо постепенно менять. К готовому корпусу
прикрепляются сделанные из жести
горизонтальные и вертикальные рули, винты, ограждение рулей.
Ограждение рулей, валы гребных винтов и сетерез изготовлены из проволоки.
Боевую рубку и ее ограждение
целесообразно вырезать из дерева и
прикрепить к корпусу с помощью
водостойкого клея и гвоздя. Из дерева делается и перископная тумба.
Сами перископы, ввод радиоантенн
и радиопеленгатор собираются из
проволоки. Настил рубки можно вырезать из фанеры, релинги - из
проволоки. Ходовые огня к рубке
приклеиваются; цвет их обозначается краской. Скобтрап на рубке
изготавливается из проволоки; крепить
его советуем так: проделать в рубке
отверстия шилом, залить их клеем
и после этого вставлять в отверстия скобтрап.
Макеты 100-мм орудия и полуавтоматической пушки вырезаются из
дерева, верхние части спасательных
буев и палубных люков - из фанеры. То и другое крепится к палубе
водостойким клеем.
Окраска модели: рубка, корпус
до ватерлинии, верхние части палубных люков - серо-голубые [шаровые].
Ватерлиния - белая. Перископы, рамка пеленгатора, антенный
ввод, сетерез, шпили, настил рубки,
артиллерия, релинги на палубе и
на рубке, верхняя палуба, настил
рубки, корпус ниже ватерлинии - черные. Гребные винты покрыты бронзовой краской.
На боевой рубке можно написать
белой краской название корабля, но
следует помнить, что во время войны оно было закрашено, а в послевоенные
годы на его месте писали тактический номер.
Для настольной модели ограждение рубки вырезают из плотной бумаги и закрашивают,
а также делают подставку.
|