|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАЛАНДЫ
Л. Кочергин и Л. Ефимов
"...Шаланда со вставленной мачтой и свернутым
парусом, до половины выдвинутая в море, покачивалась на легкой волне...
Мальчики навалились и, без особого труда столкнув шаланду, вскочили в нее уже на ходу.
- Поехали!
Гаврик ловко развязал и поднял новый четырехугольный парус. Слабый ветерок
медленно его наполнил.
Шаланду потянуло боком. Став коленями на корму, Гаврик с усилием надел
тяжелый руль и набил на него румпель.
Почувствовав руль, шаланда пошла прямее...
Гаврик нажал на румпель и навалился на него
спиной. Мачта слегка наклонилась. Вода звучно зажурчала по борту.
Подскакивая и хлопая плоским
дном по волне, шаланда вышла в открытое море и
пошла вдоль берега".
Многие из наших читателей, прочитав эти строки, конечно, вспомнили замечательную
книгу В. Катаева "Белеет парус одинокий".
Немалый интерес проявляют судомоделисты к этой простой рыбацкой лодке.
Вот почему мы предлагаем модель черноморской шаланды.
Модель несложна в изготовлении, строится из недефицитных материалов.
На плотной бумаге вычертите шаблоны днища (рисунок);
виды сверху и снизу (показаны пунктиром). Сложите их по
средней, диаметральной линии и вырежьте по контурам
ножницами.
Выстругайте дощечку толщиной 8-10 мм. Разделив ее с
обеих сторон по ширине пополам, проведите карандашом
среднюю линию. Затем, совместив по этой линии шаблоны
и заготовку, очертите сверху и снизу последней контуры
днища.
Обрежьте заготовку по верхнему контуру и скосите кромки до нижнего,
не переходя карандашных линий. Плоскость
скосов тщательно обработайте напильником. Из куска той
же дощечки изготовьте транец.
Борта выпилите лобзиком из фанеры толщиной 3 мм по шаблону.
Для образования острой кромки форштевня в носовой части на
заготовках бортов нужно снять фаски так, как указано на
чертеже (на одной с правой, на другой с левой стороны -
на ширину, равную толщине фанеры). Перед
сборкой бортовые кромки зачистите. Соберите корпус на
гвоздях длиной 10-12 мм или укороченных булавках,
дополнительно скрепляя нитроклеем (эмалит или АК-20).
Начинать надо с носа. Прикрепив в нескольких местах один
борт к днищу, наживите другой. Проследите за совпадением кромок
форштевня. После проверки прибейте борт
к днищу и поставьте транец, который обеспечивает плотное
прилегание деталей.
Заготовку бруса форштевня подрежьте по месту и укрепите к корпусу. Неровности
последнего и выступающие головки гвоздей зачистите напильником и шкуркой.
Затем следует расчертить на фанере и выпилить банки, а
также упоры и, зачистив кромки, подогнать и вклеить их в корпус.
Из прямослойных сосновых реек выстругайте мачту и распор, обработайте их
осколком стекла и шкуркой.
Из проволоки или канцелярской скрепки согните деталь
13, которую плотно и аккуратно (нитка к нитке; примотайте
к концу распора (после чего всю намотку надо слегка смазать клеем).
Просверлите отверстие в банке и вставьте мачту в корпус.
Для предохранения от набухания корпус и все деревянные детали желательно
покрыть нитролаком. Из скрепок или
тонкой проволоки сделайте ушки и прибейте их к корпусу
и банкам. Руль вырежьте из жести, и прикрепите к транцу.
Паруса можно изготовить из материи или бумаги. Установите паруса, верхними
концами закрепляя к мачте, а выпущенными - к распору. Свободные нижние концы
проденьте через ушки, как указано на чертеже, и закрепите. От верха распора
к ушку на транце натяните нитку-оттяжку.
Запускать модель следует в неглубоком водоеме при небольшом ветре.
|
Модель черноморской шаланды:
1 - ушко,
2 - мачта,
3 - стаксель,
4 - фок,
5 - распор,
6 - оттяжка,
7 - руль,
8 - транец,
9 - кормовая банка,
10 - днище,
11, 14 - банки,
12 - упор банки,
13 - скоба,
15 - носовая банка,
16 - брус форштевня,
17 - борт.
|
Источник: Черноморская шаланда / ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1979, 30-31 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2016 |
|