ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Стендовые модели


НОВГОРОДСКАЯ ЛАДЬЯ

В. Луцкевич, учитель    
Рис. автора    

      Новгородская, или, как ее еще называли, заморская, ладья - одно из самых распространенных судов торгового флота Новгорода XII века. Великий Новгород состоял членом торгового союза на Балтике и вел оживленную торговлю с Данией. Швецией, Польшей в другими западными странами. Общение с северными странами не прошло бесследно для кораблестроительного искусства новгородцев, Основные черты новгородской ладьи сложились, вероятно, не без влияния норманнских ладей (дракаров) - СУДНО имело острые килеватые обводы, дощатую обшивку, а поперечный набор состоял так же, как у дракаров, из цельнодеревянных шпангоутов.
      Длина судна достигала 20 м, ширина 4,5-5,5 м, водоизмещение 100-120 т, осадка до 2 м. На мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 м2. На палубе была надстройка ("чердак").


      В прошлом году (см. приложение № 12) мы рассказали об интересном приеме моделирования - изготовлении моделей наслоением вырезанных из фанеры или тонкой дощечки деталей. Судя по почте, читателям понравился такой способ работы, и они просят продолжить публикацию. Выполняем их просьбу.

Рассказываем, как сделать способом наслоения знаменитую новгородскую ладью..

      Чертежи модели. которую мы предлагаем вам построить, выполнены в масштабе 1:1. Рассчитаны они на изготовление модели из фанеры или тонкой буковой доски (от ящика из под апельсинов) толщиной 4 мм. Предупреждаем: применение более тонкого или более толстого материала повлечет за собой изменение пропорций в формы судна.
      Еще для постройки ладьи вам потребуются рейка (для мачты и рея), нитки, ткань (для паруса), клей, нож, напильник, шило, наждачная бумага.
      Сначала вам предстоит выполнить несколько чертежных операций. Переведите через копирку чертежи всех деталей на фанеру (или дощечку). Накладывайте их так, чтобы волокна древесины располагались вдоль деталей. Не забудьте наметить риски - они понадобятся при сборке. Помните: копирование чертежей, а в дальнейшем и выпиливание деталей требуют точности. Затем детали (кроме палубы 12 - о ней будет сказано особо) выпилите лобзиком, подровняйте напильником и зачистите шкуркой. Количество деталей: с 1 по 8, а также 10, 11 - по две штуки, остальные - по одной.
      Приступайте к сборке бортов. Наслаивать их нужно на специальном приспособлении (см. рис. внизу), состоящем из ровной доски, двух направляющих стоек и скрепляющего их бруска. Нанесите на доске точно посередине риску.
      Склейте первые две детали (не забудьте совместить риски), положите их на приспособление и опять совместите риски на деталях и доске, прижмите детали к направляющим стойкам. Придерживая заготовки, дождитесь, пока клей достаточно прочно схватит их. Первые две детали образуют фальшборт, поэтому выровняйте внутренние кромки их напильником, чтобы образовалась одна общая поверхность. Затем продолжайте наслоение следующих деталей (нумерация их соответствует порядку склейки). Правильно собранный борт должен касаться направляющих стоек всеми выступами ступенек, а риски на слоях должны точно совпадать друг с другом. На нижних сторонах деталей 2 сделайте ножом или напильником вырезы (на толщину фанерного шпона) шириной 8 мм - шпигаты. Остальные детали борта (с 3 по 8) можно приклеивать, не подправляя внутренние кромки: их закроет палуба. После сборки выступы на стороне, прилегающей к килевой рамке 9, спилите напильником. Внешнюю поверхность собранных бортов обработайте ножом, напильником и шкуркой. Готовые борта склейте с килевой рамкой 9.
      Теперь приступайте к изготовлению палубы. В процессе работы над моделью могут получиться дефекты - непредвиденные отклонения от расчетного чертежа, поэтому, чтобы не делать лишнюю работу, сначала вырежьте и подгоните картонный шаблон палубы, а затем уже по нему выпилите деталь из фанеры. Для палубы советуем применить тонкую фанеру (1-2 мм). Тонкую фанеру можно слегка прогнуть - придать палубе седловатость, как у настоящих новгородских кораблей. Приклеивая палубу, следите, чтобы шпигаты располагались вровень с ней. Носовую часть фальшборта нарастите деталями 10 и 11. С корпусом все, теперь дело за надстройкой и управлением, "Чердак", люк, шпиль, рулевое весло 15, носовую 13 и кормовую 14 вставки сделайте из кусочков фанеры и реек. Если нет реек, используйте спички. Размеры "чердака": высота 22 мм, основание 20Х30 мм. Размер люка 18x18 мм, высота шпиля 15 мм, диаметр 5.
      Приклейте на бортах нижние концы вант. А когда клей высохнет, закрепите на мачте (ее длина 160 мм) верхние концы хлорвиниловыми кольцами. Размеры паруса - 110х110 мм. Рей можно сделать из соломинки длиной 120 мм. Деревянные части покройте лаком.
      Модель новгородской ладьи хорошо держится на воде. Чтобы увеличить ее маневренность. сделайте паруса и рули подвижными, а для улучшения остойчивости при сборке закрепите в днище (во втором слое снизу) балласт. Корпус плавающей модели покрывается двумя-тремя слоями лака.


Источник: В. Луцкевич. Новгородская ладья. // "ЮТ для умелых рук" 2, 1980, 6-7 c.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016