ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Стендовые модели


ГАНЗЕЙСКИЙ КОГ

Ю. Казаков,
г. Одесса

      В XIII - XV веках на севере Европы распространился новый тип судна - ког. Это было высокобортное судно с прямыми фор- и ахтерштевнями и одной палубой. Ког нес одну мачту с прямым парусом. Отличительной чертой кога был навесной руль - важнейшее достижение кораблестроения.
      На корме и носу находились высокие помосты с зубчатыми ограждениями - на них в случае необходимости размещались воины. Позднее пространство под кормовым помостом зашивалось с бортов, образуя помещение, где располагались первые каюты, иногда с окнами в стенах.
      Ког являлся основным типом торгового судна Ганзейского Союза. Появление и развитие кога, способного к плаванию в открытом море, оказало сильное влияние на дальнейшее развитие кораблей.
      Предлагаемая модель кога имеет на себе отличительные знаки польского города Эльблонга (1350 г.).
Размеры судна таковы: длина наибольшая - 27 м; длина по ватерлинии - 20,5 м; ширина - 7,5 м; осадка - 3,0 м.


      Перед тем как приступать к работе, внимательно рассмотрите чертежи и уясните себе конструкцию всех деталей. Решите вопрос о масштабе. Для получения масштаба 1:100 сторона квадрата на рисунке 1 должна быть равна 2 см, а для масштаба 1:50 - 4 см. Если модель будет плавающей, лучше принять масштаб 1:50.
      Для корпуса подберите два бруска сухого дерева - будущие половинки корпуса. Обрежьте их сбоку и обстругайте в плане по рисунку 1. Между полученными блоками вклейте сделанные из планочек киль, форштевень и ахтерштевень. Обработайте ножом и стамеской борта в соответствии с рисунками 2 и 3. Помните, что корпус делается высотой только до палубы, без фальшборта.
      Корпус плавающей модели выдолбите изнутри, пропитайте горячей олифой, после высыхания проведите ватерлинию. Поставив модель на поду, нагрузите ее свинцовым или другим балластом так, чтобы она сидела на 2-2,5 см выше ватерлинии, и закрепите балласт.
      Вырежьте из двух кусков 3-мм фанеры палубу и укрепите ее на корпусе клеем с гвоздями. Фальшборт вырежьте из фанеры или картона и прикрепите к бортам клеем и гвоздями так, чтобы нижняя его кромка накрыла стык корпуса и палубы (см. рис. 3). После этого приступайте к окончательной окраске корпуса и фальшборта изнутри и снаружи, пролакируйте палубу, сделайте из брусочков дерева люк и брашпиль (рис. 5).
      Пока модель просыхает, изготовьте из фанеры носовой и кормовой помосты вместе с их ограждениями: руль с румпелем, а также вертикальные брусья на борта сделайте из обрезков планок, опоры заднего помоста - из брусков дерева. После заготовки этих деталей соберите их на корпусе по рисункам 1, 4 и 7.
      Сделайте из реек квадратного сечения мачту, рей, бушприт и флагштоки, отлакируйте и установите на месте по рисункам 1 и 7. Крепление рея к мачте показано на рисунке 6. Ванты, штаги и другие снасти сделайте из толстых ниток, скрученных, если это надо, в несколько раз.
      Сшейте парус, флаги, вымпел и пришнуруйте их по местам.

Окраска модели:
подводная часть корпуса - черно-коричневая или черная;
надводный борт - коричневый;
фальшборт снаружи - зелено-белый;
фальшборт изнутри - красный;
опора кормового помоста - коричневая;
ограждения помоста - красные;
палубы, мачты, рей, флагштоки - натуральный цвет дерева под лак;
наконечники флагштоков - золотые;
парус белый или желтоватый;
флаги и вымпел - красно-белые (красный крест на белом фоне и белый крест - на красном).


Источник: Ю. Казаков. Ганзейский ког. // ж. "Моделист-конструктор" 9, 1972, 36-38 c.    
Scan, Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016