ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ КАТЕРА НА ПОДВОДНОМ КРЫЛЕ


Б. Щетанов
По застывшей глади реки медленно движется серебристый корпус пассажирского судна. Он похож на фюзеляж реактивного самолета, случайно опустившегося на воду. Вот взревели моторы, судно стремительно набирает ход, перед форштевнем белые усы пены. Скорость нарастает... С берега видно, как между днищем и поверхностью воды образуется просвет. Судно несется над рекой, скользя на подводных крыльях.
      Многие, очевидно, уже не раз видели эту ставшую привычной картину отхода водолета. Теперь она стала обыденной.
      Из числа спроектированных в мире за последние два десятилетия водолетов самыми совершенными по праву считаются советские суда на подводных крыльях — «Ракета», «Метеор», «Спутник», «Вихрь», «Волга» и другие. На мировом рынке они нашли всеобщее признание и пользуются широким спросом. Проектированием и постройкой их моделей увлекаются многие ребята.


      Новая классификация моделей «X» класса (суда на подводных крыльях) была впервые введена в нашей стране в 1970 году в Перми, на III Всероссийских соревнованиях судомоделистов-школьников. В 1972 году, к IV Всероссийским соревнованиям судомоделистов-школьников будут разработаны правила соревнований и нормативы мастеров для моделей судов этого нового класса.
      «МК» предлагает вниманию своих читателей простейшую конструкцию модели катера с одним подводным крылом, разработанную судомодельной лабораторией Московского городского Дворца пионеров под руководством инженера Б. Щетанова.
      Модель катера на подводном крыле построена в Московском городском Дворце пионеров к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Активное участие в ее разработке принимали школьники В. Степанов, С. Сергеенков, С. Кудрявцев, В. Савицкий и другие.
      Хорошая скорость — 7,5 м/сек, устойчивость на курсе и высокая стендовая оценка позволили спортсменам занять общее первое место на Московских городских соревнованиях младших школьников.
      Модель изготавливается из полистирола, оргстекла и легко обрабатывающихся материалов.
      Прежде чем приступить к штамповке корпуса (рис. 1), необходимо изготовить из фанеры толщиной 10 мм матрицу, в из бруска мягкого дерева пуансон. Брусок обрабатывают по шаблонам шпангоутов. Отверстие в заготовке матрицы делают по контуру пуансона. Оно должно быть на 3—5 мм больше пуансона, то есть на толщину полистирола, из которого делают корпус. Если зазор мал, то полистирол порвется или не отштампуется, а если велик, то появятся складки и неправильные обводы. Во избежание разрывов полистирола необходимо на обращенной к нему стороне матрицы запилить кромку по всему контуру.
      Штамповка — самый ответственный этап изготовления модели. Пуансон кладется на середину стола, подготовленного для этой операции. Так как при штамповке лист полистирола закроет пуансон, на столе необходимо сделать отметки.
      Полистирол разогревается на двух горелках газовой плиты или на электрических плитках. Огнеопасный материал на открытом пламени разогревать нельзя. Два человека, удерживая плоскогубцами за углы лист полистирола, должны перемещать его над пламенем, обеспечивая равномерный разогрев до состояния пластичности. В таком виде полистирол начинает провисать и становится похожим на ткань. Не давайте ему коснуться пламени,
      Разогретый лист кладут на пуансон и нажимают матрицей до прикосновения ее со столом.
      Для изготовления редуктора (рис. 2) нужны две шестеренки диаметром 45 мм и три диаметром 15 мм, кусок оргстекла 120х100х8 мм, лист текстолита 240х100 мм толщиной 1,5—2 мм и пружина длиной 35—40 мм с наружным диаметром 6—8 мм. Пятая шестерня служит стопором шестерен.
      Перед сборкой редуктора на валах необходимо просверлить отверстия для шплинтов диаметром 0,8—1 мм, а на валах шестерен диаметром 1,5—2 мм для колец резиномотора. Шестерни редуктора закрыты защитным кожухом, сделанным из оргстекла толщиной 8—10 мм. В верхней его части сделано отверстие для заливки масла.
      После сборки редуктора на концах валов колес закрепляют кольца для резиномоторов. На концы валов шестерен необходимо надеть конические втулки кардана (рис. 3) и зашплинтовать, на валик замка надеть пружину со втулками и тоже зашплинтовать, пружина должна быть слегка сжатой. Валы гребных винтов делают из проволоки диаметром 3 мм, а дейдвуды — из трубок с внутренним диаметром 3,5—4 мм. Конец трубки длиной 7—8 мм вставляется в патрон токарного станка, сжимается до диаметра 2,8—2,9 мм и разрабатывается разверткой до диаметра 3 мм. Посадка проволоки должка быть скользящей. После этого в трубки, заполненные солидолом или техническим вазелином, вставляется проволока. На одном её конце должка быть нарезана резьба, на другом — вставлена и зашплинтована головка кардана.
      Руль вырезают из латуни толщины 0,5—1,5 мм, разогревают на плитке до температуры 200—250°С и устанавливают на место. Полистирол плавится и заполняет отверстия руля и после затвердения прочно его удерживает.
      Подводное крыло (рис. 4) изготавливается из пластины дюралюминия толщиной 5 мм.
      Гребные винты делают из латуни толщиной 2—3 мм. Сначала на металле проводится окружность диаметром 40 мм и делится на три равные части. Потом с помощью шаблона (рис. 5) очерчиваются и вырезаются лопасти. Затем по две гайки МЗ для каждого винта, завальцованные с одной стороны, нужно навернуть на вал с обеих сторон гребного винта. Каждую лопасть разворачивают на 45° и пропаивают. Чтобы профиль винта сделать похожим на профиль крыла самолета, лопасть выгибают острым концом молотка и затем окончательно отделывают надфилем, наждачной бумагой и полируют пастой «ГОИ».
      Палубу делают из листа полистирола толщиной 1,5 мм. В кормовой её части прорезают паз для замка. Листы для палуб вырезаются с запасом 2—3 мм. После высыхания клея её обрабатывают напильником заподлицо с бортом, а на основной палубе оставляют 1.5—2 мм. Этот выступ выполняет роль привального бруса.
      В кормовую часть палубы перед её установкой вклеивают стопор, изготовленный из полистирола (рис. 6). Чтобы резиномоторы не перехлестывались, между ними вставляют перегородку из тонкой пластины полистирола. Затем делают транец и кормовые крючки из проволоки диаметром 3 мм.
      Надстройку выштамповывают из оргстекла толщиной 1,5 мм. После обработки надстройки на нее из полосок зеленого целлулоида наклеивают иллюминаторы, двери и люк. Для придания надстройке жесткости в двух-трех местах приклеивают бимсы.
      Рулевую рубку штампуют из миллиметрового оргстекла и приклеивают к надстройке дихлорэтаном.
      Каждый резиномотор изготовляют приблизительно из 150 нитей круглой резины («венгерки») (рис. 7). Каждая нить должна быть равна двойному расстоянию между крючками и кольцами на редукторе. Модель с закрученными резиномоторами на 160—200 оборотов на расстоянии 3—4 м выходит на крыло и глиссирует до 35—40 м, после чего опускается на днище и проходит несколько метров. Если при первых пусках модель будет отклоняться от курса, нужно слегка подогнуть руль в нужную сторону.


Общий вид модели:
1 — корпус; 2 — редуктор; 3 — подводное крыло; 4 —резиномотор; 5 — дейдвудная трубка; 6 — винт; 7 — руль; 8 — кормовая заглушка; 9 — ватерлиния; 10 — крючок; 11 — кнехт; 12 — выключатель; 13 — дверь; 14 — надстройка; 15 — рулевая рубка; 16 — бортовые отличительные огни (правый — зеленый, левый — красный); 17 — вымпел МРП (Московское речное пароходство); 18 — мачта; 19 — прожектор; 20 — киповая планка.

Редуктор:
1 — корпус редуктора; 2 — вал шестерни; 3 — шайба; 4 — гайка; 5 — винт; 6 — защитный кожух; 7 — шестерня; 8 — шплинт; 9 — кардан; 10 — гребной вал; 11 — дейдвудная трубка; 12 — ведущая шестерня; 13 — кольцо; 14 — вал шестерни; 15 — шплинт; 16 — соединительная трубка; 17 — шестерня замка; 18 — втулка; 19 — пружина; 20 — шплинт.


Источник: Б. Щетанов. На подводном крыле / ж. "Моделист-конструктор" № 11, 1970, 16-19 с.
Scan, Clean & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2018