МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
В. ЛЯСНИКОВ,
мастер спорта СССР
Прежде чем приступить к работе, следует внимательно изучить чертежи, запастись материалами.
Модель подводной лодки состоит из 8 частей: корпуса, носовой бобышки, кормовой бобышки,
винтомоторной группы, палубного настила, боевой рубки, горизонтальных рулей погружения,
балласта.
Корпус делают из дерева (ель, сосна, липа). Необходимо заготовить два бруска
размером 750х84х42 мм (высота 84 мм). Затем их промазывают казеиновым клеем.
Между ними прокладывают бумажную кальку. Бруски плотно сжимают
струбцинами (можно под прессом).
Когда высохнет клей, начинают наружную обработку корпуса. Нужно заранее
сделать из плотного картона контрольные шаблоны (рис. 1). Вырезаются они
до средней линии (диаметральной), делящей корпус лодки пополам. На заготовке
корпуса карандашом наносят линии наружного контура модели. Далее рубанком
и напильником обтачивают заготовку. Правильность обработки проверяется
с помощью шаблонов.
После этого ножовкой отрезают носовую и кормовую бобышки. Надо учитывать толщину прореза.
Сделав прорез корпуса на 2-3 см (при отрезании бобышки), подбирают под толщину
этого прореза оргстекло (фанеру). Это требуется для того, чтобы сохранить
линию сопряжения бобышек с корпусом модели. Затем корпус и бобышки раскалывают
по линии склейки, вбивая клинышки в их торцевые части. Наждачной
бумагой или напильником удаляют с поверхности оставшиеся бумагу и клей.
На внутренних частях заготовок корпуса выполняют разметку для канала под
резиномотор. Канал (диаметр 40 мм) по всей длине корпуса можно выбирать
полукруглыми стамесками. Заготовки склеивают водоупорным клеем (АК-20; эмалит).
На внутренних частях заготовок носовой бобышки также производят разметку,
выдалбливают продолжение канала (см. чертеж) и устанавливают крючок
крепления резиномотора. Этот крючок делают из длинного стального гвоздя
или из 3-4-миллиметровой стальной проволоки. Его вставляют в вырезанные
места в двух частях носовой бобышки, которые склеиваются также клеем.
Кормовая бобышка выдалбливается и собирается так же, как носовая. Но крючок
крепления резиномотора здесь не заделывается, имеет вращение в трубке.
Задний крючок крепления резиномотора делают из стальной проволоки диаметром 4 мм.
Один ее конец сгибают, как показано на чертеже. На другом нарезают плашкой М-4 резьбу
(длина - 18 мм).
По центру в кормовой бобышке сверлят отверстие, диаметр которого равен
наружному диаметру трубки (стальной, латунной или медной). Внутренний
диаметр трубки - не менее 4,1 мм, так как в ней должен свободно вращаться
крючок крепления резиномотора. Вместо трубки №11 можно применить специально
изготовленную на токарном станке втулку (рис. 2). Она имеет с одной стороны
фигурный фланец. Трубку или втулку с клеем плотно вставляют в отверстие,
рассверленное в кормовой бобышке.
Сделав кормовую бобышку и крючок крепления резиномотора, можно приступать
к изготовлению винта для модели. Он состоит из ступицы и трех лопастей.
Ступица вытачивается из латуни (или стали) на токарном станке. Внутри сверлят
сквозное отверстие диаметром 3,2 мм и метчиком М-4 нарезают резьбу.
Лопасти винта (каждую в отдельности) изготовляют из листовой латуни (или листовой стали)
толщиной 1,5-2 мм. Для того чтобы все лопасти были одинаковыми, нужно вырезать из
тонкой жести шаблон (рис. 3в). Затем шаблон накладывают на латунь и его контур
переносят острым шилом. После этого ножницами или ножовкой по металлу вырезают
лопасть винта. Для того чтобы укрепить каждую лопасть на ступице, на ней
делают сначала разметку с помощью транспортира (где будет припаяна лопасть, рис. 3а).
Затем ножовочным полотном по металлу или шлицовкой делают пропилы на глубину 1,5-2 мм под
углом 30-35° к оси вращения винта (рис. 36). Толщина пропила должна соответствовать
толщине лопасти. Лопасти винта впаивают на свои места.
Изготовив винт, каждой лопасти в ее сечениях (рис. 3в) напильником и надфилем придают
форму "крыла" (внутренняя сторона плоская, наружная - выпуклая).
Чтобы винт во время работы не смог вывернуться с резьбы крючка, необходимо
изготовить и поставить на место контргайку (рис. 4).
Двигателем модели является резиномотор. Он удобен, поскольку прост в изготовлении
и имеет малый вес. Делается из специальной ленточной резины сечением 1х1, 2х2, 1х3, 1х4 мм.
Число нитей выбирают, испытывая модель с резиномотором на воде. Длину резинового
пучка необходимо брать такой, чтобы он, будучи надетым на крючок, немного провисал,
то есть не был натянут. Изложим способ изготовления резиномотора.
В доску на расстоянии, равном длине резиномотора, вбивают два гвоздя, на которые
наматывают четное число лент резины. Они должны быть уложены с небольшой слабиной.
Концы резиновой ленты накладывают один на другой. Растянув их одновременно с остальными,
обматывают ниткой. Длина обмотки-40 мм (рис. 5). Затем место, обмотанное ниткой,
складывают (делается ушко) и далее продолжают обмотку. Второе ушко делается
с другого конца (рис. 6). В целях долговременной эксплуатации резиномотора
его необходимо протереть касторовым маслом или вазелином.
Палубный настил изготовляется из куска дерева. С нижней стороны его вырезают
и подгоняют так, чтобы он плотно лег на корпус модели (см. чертеж). Боевая рубка
также изготовляется из дерева, лучше всего из куска липы, так как
она легко и хорошо поддается обработке.
Палубный настил и рубка приклеиваются к корпусу водоупорным клеем.
Носовые и кормовые горизонтальные рули делаются из 2-миллиметрового дюраля.
На дюраль наносят контуры руля и место для крепления их к модели (рис.
14). Они вырезаются с помощью ножниц или ножовки по металлу. Места крепления
к корпусу изгибаются под углом 90°. В них сверлят два отверстия (для крепления
рулей шурупами к корпусу модели). Заднее распиловывается круглым
надфилем по радиусу. Руль закрепляется шурупом к корпусу так, чтобы он
свободно мог изменять угол поворота. Кромки рулей обрабатывают напильником и
наждачной бумагой.
Вертикальное перо руля изготавливают так же и устанавливают по диаметральной
плоскости (линии).
В нижней части корпуса лодки выдалбливают гнезда для крепления в них балласта.
Балластом могут служить кусочки свинца или стальные полоски. Его закрепляют
шурупами так, чтобы не менялось положение центра тяжести модели.
Вес балласта должен позволять модели погружаться в воду до палубы. При
регулировке модели вес балласта может быть изменен в ту или иную сторону.
Завершив основную работу по постройке модели, добиваются хорошего стыкования
носовой и кормовой бобышек с корпусом, делают и устанавливают в
корпусе модели стопор; сверлят шпигаты (отверстия) для заполнения водой.
Стыковка носовой и кормовой бобышек осуществляется имеющимися в них
шпильками и углублениями в корпусе.
На торцы бобышек и корпуса надо наклеить кольца (4 штуки) из оргстекла
(или фанеры). Толщина двух колец, как указывалось выше, равна толщине
прореза при отрезании бобышек. Кольца нужны для того, чтобы не мялись края
торцов, а также, чтобы поставленные шпильки не могли увеличить гнезда
стыковки при нагрузке заведенного резиномотора. Шпильки изготовляются из
стальной проволоки или гвоздя диаметром 3-4 мм. В бобышках сверлят неглубокие
отверстия (под диаметр шпильки). Потом туда вбивают шпильки.
Чтобы сделать стопор, который будет удерживать от раскрутки заведенный
резиномотор, надо в кормовой бобышке с левой стороны просверлить отверстие. В
это отверстие вставить на клею любую трубку с внутренним диметром 3-4 мм.
Трубка должна находиться на уровне центра загнутого крючка крепления резиномотора.
После этого из стальной проволоки диаметром 2,5-3,5 мм изготовляют стопор (см. чертеж).
Перед запуском модели надо ускорить поступление воды внутрь корпуса. Это
достигается благодаря специально высверленным вдоль палубного настила
3-миллиметровым отверстиям (шпигатам).
Прежде чем опускать модель в воду, следует хорошо пропитать ее горячей
олифой снаружи и изнутри; корпус слегка зашкурить и зашпаклевать. Для этого
можно использовать сначала грунт № 138, а затем шпаклевку. При отделке
моделей необходимо учитывать следующее. Если применяется нитрошпаклевка,
то и красить надо нитрокрасками, если же шпаклевка на масляной основе, то и
краска должна быть масляной. После каждого покрытия шпаклевкой или краской
дождаться полного высыхания.
Модель подводной лодки окрашивают в черный цвет. На корпусе устанавливают
рули, шпигаты; на палубе - леерные стойки, кнехты, шпиль, киповые планки,
спасательные буи и т.д.; на боевой рубке - дверцы, поручни, перископы,
отличительные огни и другие детали. Чтобы модель имела хорошие ходовые качества,
необходимо произвести ее регулировку на воде.
Установив носовые горизонтальные рули на погружение под углом 2-3°, производят
пробный запуск. Если модель не отклонилась от прямого курса и прошла
под водой не менее 30 метров, она считается отрегулированной. Если же она
не отвечает этим требованиям, то нужно: увеличить или уменьшить угол атаки
рулей, перенести место крепления носовых рулей к носовой или кормовой части
модели, увеличить или уменьшить количество нитей резиномотора, увеличить
или уменьшить диаметр винта, увеличить шаг винта, снять носовые горизонтальные
рули, переместить балласт к носовой части модели.
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ
№ детали |
Наименование детали |
Кол-во |
Материал (размеры в мм) |
1 |
Носовая бобышка |
1 |
сосна, ель, липа |
2 |
Крючок крепления резиномотора |
1 |
сталь 3-4-мм |
3 |
Шпилька |
4 |
сталь 3-4-мм |
4 |
Канал |
- |
- |
5 |
Спасательный буй |
2 |
дерево, оргстекло |
6 |
Стопор |
1 |
сталь 2,5-3.5-мм |
7 |
Трубка |
1 |
дюраль, латунь, медь - внутренний Ф 3-4-мм |
8 |
Ступица |
1 |
латунь, сталь |
9 |
Лопасть винта |
3 |
латунь, сталь |
10 |
Контргайка |
1 |
латунь, сталь |
11 |
Трубка |
1 |
латунь, сталь, медь |
12 |
Кормовая бобышка |
1 |
сосна, ель, липа |
13 |
Кормовой крючок для резииомотора |
1 |
сталь 3-4-мм |
14 |
Кормовой горизонтальный руль |
2 |
дюраль |
15 |
Перо руля |
1 |
дюраль |
16 |
Гнезда для балласта |
- |
- |
17 |
Носовой горизонтальный руль |
2 |
дюраль |
18 |
Шпиль |
1 |
металл |
19 |
Киповая планка |
3 |
оргстекло |
20 |
Кнехт |
4 |
металл, оргстекло |
21 |
Боевая рубка |
1 |
липа, ель, сосна |
22 |
Палубный настил |
1 |
сосна, ель, липа |
23 |
Леерная стойка |
5 |
проволока Ф 0,5-мм |
24 |
Леерное ограждение |
- |
нитки, проволока 0,1-0,3-мм |
25 |
Прожектор |
1 |
оргстекло |
26 |
Дверь |
2 |
оргстекло, фанера |
27 |
Отличительный огонь |
2 |
жесть, оргстекло |
28 |
Перископы |
2 |
проволока 2-3-мм |
|