|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
А. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ, мастер спорта
Судя по письмам, поступившим в редакцию журнала,
многих, судомоделистов школ, Дворцов пионеров, технических
станций интересуют классы моделей, которые войдут в
соревнования школьников в 1966 году. Учитывая
пожелания юных судомоделистов, редакция опубликует
на страницах журнала в 1965-1966 гг. чертежи и описания
следующих моделей: подводная лодка, яхта класса
"П", сторожевой корабль. О простейшей модели корабля
на подводных крыльях мы уже писали в журнале
№ 6 за 1965 год. Классы этих моделей рекомендованы
для городских, областных и республиканских соревнований
учащихся. В журнале будут также помещены чертежи
и описания более сложных моделей международных
классов, включенных во Всесоюзную классификацию. По
этим моделям проводятся матчи сильнейших судомоделистов СССР.
Раздел "Для энтузиастов "малого флота" ведет старший
инструктор-моделист Центрального морского клуба
мастер спорта А. С. Целовальников.
В этой статье мы расскажем, как построить модель
подводной лодки с резиномотором (рис. 1). модели
этого класса участвуют в соревнованиях и показывают
хорошие результаты.
Нужно заготовить деревянный брусок (липа, ольха, осина) длиной, равной
длине лодки, то есть 750 мм, шириной 58- 60 мм и высотой 60 мм. Если такого
бруска нет, то склеивают его из отдельных досок эмалитом или клеями АК-20,
БФ-2, БФ-4. Нитроклей нетрудно изготовить, растворив кинофотопленку в
ацетоне или растворителе для нитрокрасок. Предварительно их необходимо
промазать два-три раза клеем и дать просохнуть. Для изготовления корпуса
вырежьте шаблоны из плотного картона или жести. На
нашем чертеже (рис. 2) они даны в натуральную величину.
На бруске снизу и сверху
(посередине) проводят диаметральную линию, а поперек его разбивают на 10
равных частей (шпаций). Затем надо вычертить на
болванке силуэт лодки (вид сверху и сбоку) и грубо
обработать профиль. После этого, прикладывая каждый
шаблон на свое место, ножом, рубанком, рашпилем и
шкуркой обрабатывают корпус лодки окончательно.
Изготовив корпус, необходимо подобрать свинцовый балласт (груз)
и подвязать его к нижней части лодки. Затем опустить ее в
воду (погружение должно быть по палубу). Выверив
балласт, в нижней части модели надо выдолбить выемку (на чертеже
она показана пунктиром) и закрепить в ней балласт шурупами.
Корпус модели следует хорошо покрасить, а перед этим зашпаклевать. Если
пользуются нитрокраской, то и шпаклюют корпус нитрошпаклевкой, а если
масляной, то шпаклевка должна быть приготовлена
на олифе. Для этого тальк, зубной порошок или мел
замешивают на нитроклее или олифе. Подводную часть
судна можно покрасить в любой цвет (красный, зеленый, черный).
Надводную часть - в шаровый (серый). Ватерлинию можно наклеить
из белого целлулоида или толстой нитки. Рубку изготавливают из цельного
куска дерева. Шпаклюют и красят ее так же, как и корпус - в шаровый цвет.
Теперь можно приступить к изготовлению остальных
деталей модели: перископов, киповых планок, кнехтов, лееров и т.д.
Спасательный буй делают из пробки или пенопласта (по
размерам, указанным на рис. 3). Для его установки в корпусе лодки
выдалбливают углубление, в которое вставляют буй с привязанной к нему и к корпусу
ниткой. Чтобы буй держался на своем месте, его укрепляют кусочком сахара.
Если лодка утонет, то сахар, растаяв, освободит нитку, буй всплывет и укажет
местонахождение лодки.
Рули и винт можно сделать из латуни или жести.
Для этого их надо по размерам, указанным на чертежах (рис. 4, 5, 6 и 7),
нарисовать на бумаге и вырезать шаблоны. Шаблоны наклеить на жесть или латунь и
вырезать рули и винт ножницами. Горизонтальные рули необходимо припаять
к баллеру (рис. 8) - 3-4-миллиметровой проволоке,
пропущенной через корпус модели в указанных местах.
Вертикальный руль можно просто вбить в корпус модели. Кронштейн надо
сделать прочным, из толстой жести или латуни. Пересняв
кронштейн (рис. 9) на металл, согните его так, чтобы в средней части
получилась трубочка, в которую пройдет гребной вал. Крепится он к корпусу
шурупами. Носовой крючок делают из 2-3-миллиметровой
стальной проволоки и вколачивают в носовой части корпуса лодки.
Гребной вал можно сделать также из 2-миллиметровой проволоки или велосипедной спицы.
На одном конце вала сделайте крючок, вставьте вал в кронштейн и, надев на него
несколько шайбочек или бусинок, припаяйте к нему
винт. Лопасти винта нужно развернуть в одну какую-либо сторону на 20-25°.
Резиномотор можно сделать из ленточной или круглой
резины. Если резина ленточная, то надо взять 10-12
полосок. Если круглая - то 16-18 нитей. Длина резиномотора должна быть
немного больше расстояния между крючками (на 50-60 мм). Петли на концах
резиномотора обматываются нитками или изоляционной лентой.
Заводить резиномотор хорошо ручной дрелью. Один
запускающий держит винт и корпус лодки, а второй,
растянув резиномотор в 2-3 раза, начинает заводить его. Обычно делают
200-230 оборотов. По мере заводки сокращают расстояние. Заведя мотор,
надо осторожно снять его с крючка дрели и надеть на
носовой крючок модели. После этого можно лодку пускать.
Для того чтобы лодка пошла под воду, горизонтальные рули поставьте на
погружение (оба с наклоном вперед). Угол наклона подбирается опытным путем.
Как только на запущенной модели мотор раскрутится,
лодка всплывет на поверхность.
Прямолинейности хода можно добиться, отгибая
вертикальный руль то в одну, то в другую сторону от борта.
Правильно изготовленная по этим чертежам модель
подводной лодки должна пройти 3-4 метра по поверхности и, погрузившись.
30-40 метров под водой, а затем всплыть. Водоем для
запуска модели должен иметь глубину 2-3 метра.
Моделисту интересно построить "подводную лодку".
По условиям соревнований эта модель должна пройти
под водой 30 - 35 метров. Достичь этого не так просто.
Вот почему к изготовлению модели надо отнестись очень серьезно.
Общий вид модели:
1 - якорь; 2 - сетеразрезатель; 3 - гюйс; 4 - киповая планка; 5 - кнехт;
6 - шпиль; 7 - леерное ограждение; 8 - шпигаты; 9 - антенна; 10 - крышка люка;
11- ствол орудия; 12 - рубка; 13 - двери; 14 - радиопеленгатор; 15 - бортовые огни;
16 - перископ; 17 - скобтрап; 18 - поручни; 19 - шахта спасательного буя; 20 - буйреп;
21 - сахар; 22 спасательный буй; 23 - военно-морской флаг; 24 - вертикальный руль
(руль забить в корпус легким ударом молотка); 25 - гребной винт (винт припаять после
крючка кронштейна и бусинки); 26 - кронштейн гребного винта (закрепляется к корпусу
шурупами или гвоздями); 27 - кормовой крючок; 28 - кормовые горизонтальные рули
(паять оловом, кормовые кромки рулей закруглить, носовые заострить); 29 - ось
горизонтальных рулей; 30 - носовые горизонтальные рули (паять оловом); 31 - резиномотор
(длина резииомотора в свободном состоянии между крючками 750 мм); 32 - носовой крючек;
33 - торпедные аппараты; 34 - балласт; 35 - бусинка.
|
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источники: Модель подводной лодки / ж. "Военные знания" № 9, 1965, 42-43 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|