ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ БУЕРА


К. Курденков


      Сейчас вождение буера — "яхты на коньках" — лишь спорт, "спорт смелых", которым с увлечением занимаются многие юноши нашей страны.
      Но бывало и по-другому.
      В ноябре 1941 года наш отряд моряков-яхтсменов получил приказ провести разведку трассы будущей "дороги жизни", которая должна была связать осажденный Ленинград со всей страной.
      Провожали нас шутками: "Парусный флот воевать собрался!", "Далеко не забирайтесь, а то вытаскивать некому!" Отшучиваемся как можем, оканчиваем последние приготовления, проверяем автматы, гранаты, — и буера кильватерной колонной, один за другим выходят на зеркальный лед Ладожского озера.
      День ясный, солнечный, ветер умеренный. Быстро скользим на восток. Кругом, насколько видит глаз, только ровное ледяное поле.
      Продолжалось так не долго. Появились немецкие бомбардировщики;
      один, снизившись, ложится на боевой курс. Нарастающий вой, черные точки бомб, отделяющихся от самолета... На какое-то мгновение становится жутко... Делаю резкий поворот, набираю скорость. Совсем близко слышен глухой удар о лед и взрыв — уже в воде. Высоко вздымается водяной столб, веером летят льдинки. Еще несколько разрывов — и тишина... Осмотревшись, с радостью отмечаю, что остальные буера тоже целы.
      Двигаясь все дальше, с короткими остановками для замеров толщины льда, мы вскоре достигли низменного каменистого острова Зеленец, а потом и берега "большой земли" у поселка Кабоны.
      Короткий день на исходе, надо торопиться назад. Быстро кончаем погрузку; на двух буерах повезем бочки с бензином, на третьем — медикаменты. Держась недалеко друг от друга, уходим в обратный рейс.
      Утром на берегу мы доложили о результатах разведки и сдали доставленные грузы. Шоферы, принимая бочки с бензином, уже больше не смеялись над "парусным флотом".
      Вскоре лед на озере окреп, в город-герой пошли вереницей автомашины с продовольствием, оружием, лекарствами... А наш буерный отряд был послан на охрану ледовой "дороги жизни".


      Корпус модели буера выпили из соснового или березового брусочка (рис. Г) или дощечки (рис. А); просверли отверстия для мачты и баллера. Поперечину (рис. В), мачту и гик (рис. Б и И), колодочки коньков (рис. Д) выстругай из прямослойных, без сучков, прочных березовых планок.
      Все деревянные детали тщательно обработай напильником и отшлифуй стеклянной бумагой.
      Прикрепи поперечину шурупами или гвоздями перпендикулярно к корпусу; поставь проволочные растяжки.
      Лезвия коньков изготовь из ровных стальных пластинок, толщиной в 1—1,5 мм. Их нижние и передние кромки надо выровнять и заточить напильником и на бруске.
      Верхние кромки смажь клеем и плотно загони в прожим колодочек. Рулевой (задний) конек должен быть немного короче боковых.
      Лапки-крепления коньков выгни из полосок жести, прикрепи их на концах поперечины мелкими шурупами или гвоздиками.
      Боковые коньки установи параллельно и закрепи в лапках болтиками, чтобы конек не "шатался" в стороны, но мог слегка двигаться вверх и вниз. Это позволит лучше преодолевать неровности льда.
      Из упругой проволоки диаметром в 2—3 мм выгни баллер вместе с румпелем (рис. Е); припаяй к нему верхнюю жестяную шайбу, установи на корпус; припаяй нижнюю шайбу и лапки.
      На металлической пластинке пропили трехгранным напильником "гребенку", выгни ее по дуге и укрепи на палубе. Пружинящий румпель плотно войдет в пазы гребенки и удержит рулевой конек в нужном положении.
      Соединение гика с мачтой подвижное — проволочными обушками (см. рис. И). Ванты и штаги свей из тонких проволочек-струн.


Модель буера:
1 - корпус; 2 - поперечина; 3 - боковые коньки; 4 - рулевой конек; 5 - мачта; 6 - гик; 7 - парус; 8 - ванты; 9 - штаги; 10 - растяжки; 11 - гикашкот; 12 - румпель; 13 - боллер.


Источники: Е. Лодкин. На льду под парусами. / ж. "Костер" № 1, 1958, 44 с.    
К. Курденков. Модель буера. / ж. "Костер" № 1, 1958, 44-45 с.    
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU    
© ReSim Laboratory   2004-2016