ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ


И. Кокоулин,
Рис. С. Пивоварова

      Каждую зиму в Ленинграде в закрытых бассейнах проводят соревнования с моделями подводных лодок длиной до 650 мм. Сегодня мы предлагаем вам чертежи одной из таких моделей — модели торпедной подводной лодки в масштабе 1:150, разработанной и испытанной в Доме пионеров и школьников Петродворца. Она предназначена для дистанции 25 м. Водоизмещение — 6850 г.



      ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ

      Корпус модели изготовлен из стеклопластика (стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой ЭД-5) и заполнен пенопластом. Он выклеивается на специальной болванке, выточенной из дерева на токарном станке. Ее обводы и шпангоуты проверяют по заранее заготовленным лекалам и шаблонам, вырезанным из тонкой фанеры. Болванку хорошо ошкуривают, зачищают наждачной бумагой. Перед выклеиванием корпуса ее покрывают разделительным слоем либо раствором хозяйственного мыла, либо мастикой для натирки полов. Готовую болванку кладут осевыми стержнями на подставку (см. рис.) и, вращая, накладывают на нее 3—4 слоя раскроенной и подготовленной стеклоткани. Наружную поверхность затвердевшего корпуса обрабатывают наждачной бумагой, смачивая ее в керосине,
      На обработанном корпусе согласно чертежу размечают места разреза для разъемных колец. Сначала разрезают носовой и кормовой отсеки лодки, потом средний вдоль корпуса. Снимают их с болванки и все снятые отсеки тщательно промывают в теплой воде — смывают разделительный слой.
      Переборки отсеков толщиной 2,5 мм делают из толстого, хорошо ошкуренного стеклотекстолита или выклеивают из стеклоткани на оргстекле. Средний отсек заполняют пенопластом (см. рис.). Его берут любой толщины, нарезают кружками по внутреннему диаметру этого отсека, размечают и сверлят отверстии для трубок. Длина трубок должна быть на 10 мм больше расстояния между носовой и кормовой переборками. Трубки вставляют в пенопласт на клею. Разрез стеклотканевой оболочки промазывают смолой.
      Внутрь корпуса вклеивают разъемные кольца, выточенные из металла. Для фиксации их положения в одно кольцо должен быть ввинчен винт М3 без головки, а в другом сделан паз.
      По размерам корпуса подгоняют шайбы для крепления крюков редуктора. Отверстия для крюков в носовой шайбе должны быть соосны с трубками. В кормовой шайбе отверстия обрабатывают по редуктору. Отверстия под гребной вал в пенопласте покрывают эпоксидной смолой. Заусенцы снимают круглым напильником.
      В местах установки стабилизаторов пропиливают пазы в стеклопластиковой оболочке и выбирают пенопласт. Насаживают на гребной вал опорный подшипник, центруют его вращением валов редуктора.
      Стабилизаторы изготавливают из дюралевых пластин толщиной до 5 мм. Обрабатывают напильником, оставляя в корне 4 мм, на вершине 2 мм, и вклеивают после закрепления опорного подшипника.
      Рули на стабилизаторах пропиливают лобзиком согласно чертежу. Перпендикулярные линии рулей запиливают шлицовкой на глубину от 0,5 до 1 мм (см. рис.),
      Носовые крюки с гайками укрепляют в шайбе и вклеивают этот набор в корпус. Крюки должны быть соосны с трубками.
      Изготовление редуктора требует большой аккуратности в работе. Шестерни в паре должны иметь одинаковое число зубьев и модуль не более 1 мм. На чертеже показаны шестерни с m=1 мм и z=17.
      Пластины редуктора 19, 19i и кормовую шайбу 20 вырезают из листовой дюрали толщиной 3—4 мм. Обрабатывают их по наружным размерам, размечают центры отверстий, зажимают в ручных тисках и сверлят отверстия. Центры отверстий для крюков рассверливают по диаметру гребного вала.
      Дейдвудную трубку вырезают из латунной трубки диаметром 8х1 мм. Крепят ее винтом М2 к ступице, а ступицу к шестеренке тоже винтами М2 или заклепками.
      Проверив плавность и надежность редуктора, его устанавливают в кормовой отсек. Кормовую шайбу в корпусе по периметру окружности закрепляют смолой с волокнами стеклоткани.


      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

      Модель подводной лодки имеет два двухлопастных винта. Ступицы для винтов точат из латуни. Пропилы для лопастей делают под углом 30° к оси вала. Лопасти винта изготавливают по шаблонам из листовой латуни толщиной 1,5 мм. Их выпиливают лобзиком, потом зажимают вместе с шайбами в тиски и обрабатывают напильником, оставляя в корне лопасти винта толщину 1,5 мм, а к вершине сводя ее до 1 мм.
      В ступице пропилы для лопастей винта запиливают надфилем, придавая им форму ласточкиного хвоста. В корне лопасти винта также запиливают в виде ласточкиного хвоста, вставляют в ступицу и паяют оловом. Окончательную обработку лопастей по профилю ведут в ручных тисках. Чтобы получить углы закручивания лопастей, ступицу зажимают в тиски и круглогубцами закручивают до нужного шагового угла.
      В среднем отсеке между разъемными кольцами высверливают и пропиливают надфилем шпигаты для заполнения водой свободных полостей лодки.
      Рубку модели изготавливают из плотного пенопласта и обклеивают одним слоем тонкой стеклоткани. Устанавливают рубку на корпусе на смоле ЭД-5. Потом корпус вместе с рубкой грунтуют лаком АК-20 и шпаклюют нитрошпаклевкой. Когда шпаклевка высохнет, его обрабатывают наждачной бумагой, смачивая её керосином или мыльной водой.
      Резиномотор изготавливают из круглой авиамодельной резины. Длину определяют по расстоянию от кормовых до носовых крюков.
      Когда размеры резиномотора определены, в доску вбивают два гвоздя и наматывают на них 12—45 резиновых нитей. Завязывают концы резины узлом, а затем, сняв одну сторону резиномотора с гвоздя, обматывают её полоской марли. Снова надевают на гвоздь, обертывают шейку ушка полоской марли и сверху обматывают ниткой.
      После установки всей механической части, винтов и резиномотора нужно подобрать вес и найти местоположение балласта. Для балласта заготавливают свинцовые бруски сечением 10х16 мм, длиной 120—150 мм.
      Бруски на резине подвешивают под днище лодки и спускают модель на воду. Это ее первое плавание. Передвигая свинец вдоль и поперек корпуса и меняя бруски, добиваются погружения лодки по ватерлинию. При этом она не должна иметь ни крена, ни дифферента.
      Таким образом определяют вес и положение балласта. А потом в днище среднего отсека модели вырезают шлицовкой окно и выбирают пенопласт. Вставляют свинец, закрывают вырезанной крышкой окно, шов выреза оклеивают липкой лентой и снова опускают модель в воду.
      Убедившись в остойчивости подводной лодки, моделист вклеивает свинцовые бруски эпоксидной смолой со стекловолокном, закрывает вырезанной крышкой и проклеивает шов окна. Днище зашкуривает и грунтует.


      РЕГУЛИРОВКА МОДЕЛИ НА ХОДУ

      При регулировке модели нужно помнить, что модель уходит под воду за счет тяги винтов и правильно установленных кормовых стабилизаторов, а удерживается в подводном положении, пока не отработает резиномотор.
      Регулировку модели можно производить в любом водоеме глубиной до двух метров. Для этого на горизонтальные стабилизаторы нужно установить дужку из стальной проволоки и привязать леску толщиной до 1 мм с катушкой.
      При первых запусках число оборотов резиномотора должно быть невелико. Его подбирают по расстоянию, пройденному моделью.
      Резиномотор заводят вдвоем. Один держит модель и удерживает гребные винты от прокручивания стопорной ручкой, другой закручивает резиномотор дрелью. Потом помощник стыкует разъемное кольцо, совмещая его по винту и пазу, и моделист выходит на старт. После каждой пары запусков корректируют отгиб рулей. Рули подгибают плоскогубцами с вложенными в них свинцовыми губками.


      ОТДЕЛКА МОДЕЛИ

      После регулировки приступают к окончательной покраске и отделке модели, ее прошкуривают наждачной бумагой с керосином или мыльной водой. И если надо, то снова шпаклюют и еще раз ошкуривают. Потом подвешивают и красят из пульверизатора 5—6 раз черной нитрокраской. Следят, чтобы не было потеков.
      После высыхания краски модель прошкуривают микронной шкуркой и полируют пастой для автомашин или окисью хрома.
      Ватерлинию проводят сначала рейсмусом, а потом обводят рейсфедером белой темперной краской. Белой же краской пишут номера на рубке и спасательных буях. Красной темперой красят штормовое ограждение, контуры спасательных буев, шпигаты, рули на стабилизаторах, монтажные люки.
      Выдвижные устройства изготавливают из стальной проволоки, латуни, дерева, оргстекла и устанавливают на рубке.
      Насадки выдвижных устройств красят в черный цвет, а их основание полируют и покрывают цапонлаком. Выдвижные устройства оставляют на рубке только для стенда. При запуске модели их снимают.


СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ

№ п/п
Наименование
Кол-во
Материал
1
  Корпус
1
  Стеклопластик
2
  Рубка
1
  Дерево (липа)
3
  Командирский перископ
1
  Проволока
4
  Зенитный перископ
1
  Проволока
5
  Радиоантенна
2
  Проволока
6
  Радиолокатор
1
  Проволока
7
  РКП
1
  Проволока
8
  Радиоантенна
1
  Проволока
9
  Радиопеленгатор
1
  Проволока
10
  Шпигаты
42
  Оргстекло
11
  Сигнальные буи
2
  Латунь
12
  Рули вертикальные
2
  Дюраль
13
  Рули горизонтальные
2
  Дюраль
14
  Винты
2
  Латунь
15
  Крышки ракетных люков
6
  Оргстекло
16
  Бортовые отличительные огни
2
  Целлулоид
17
  Флагшток
1
  Проволока
18
  Скоб-трап
2
  Проволока
19, 19i
  Пластины редуктора
2
  Дюраль
20
  Кормовая шайба для крепления редуктора
1
  Дюраль
21
  Втулка
3
  Латунь
22
  Втулка
1
  Латунь
23
  Шестерни
2
  Сталь
24
  Болт М3 (М4)
3
  Сталь
25
  Гребной вал
1
  Сталь
26
  Вал редуктора
1
  Сталь
27
  Подшипник
1
  Бронза
28
  Подшипник опорный
1
  Латунь
29
  Дейдвудная трубка
1
  Латунь
30
  Ступица-обтекатель
2
  Латунь
31
  Люк кнехта
8
  Латунь
32
  Шайба
1
  Стеклоткань
33
  Переборка
2
  Стеклопластик
34
  Втулка
1
  Латунь
35
  Шайба
1
  Стеклопластик
36
  Носовой разъем
1
  Металл
37
  Кормовой разъем
1
  Металл

Источник: И. Кокоулин. Модель подводной лодки / приложение к ЮТ - "ЮТ для умелых рук" № 8, 1978, 7-10 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016