ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок

ЯХТА "ЗВЕЗДОЧКА 10-Ю"

И. Максимихин,
Ленинград

      Вы когда-нибудь видели, как ходят на яхтах! Нет чудеснее зрелища! Но не каждый может построить такую. Зато любому школьнику по силам сделать модель яхты «Звездочка 10-Ю».
      Если он сделает ее хорошо и справится с запуском во время соревнований, то сможет получить юношеский спортивный разряд.
      Предлагаемая модель яхты "Звездочка-10" благодаря простоте устройства корпуса доступна для постройки малоподготовленным, начинающим судомоделистам - школьникам 4-7 класса.

     

НИЖЕ ПРИВОДЯТСЯ ДВА ОПИСАНИЯ МОДЕЛИ ЯХТЫ "ЗВЁЗДОЧКА 10-Ю".

      Модель яхты «Звездочка» изготавливают так. Сначала из трехслойной фанеры выпиливают две полоски длиной 500 мм для внутреннего киля 3 и наружного киля 2. Перед сборкой киля в каждой полоске для внутреннего киля срезают по одному слою шпона. В получившийся колодец укладывают наружный киль.
      Из том же фанеры выпиливают шпангоуты и транец 31 и 4. В транце и в каждом шпангоуте делают во всех четырех углах выемки для стрингеров, а в середине нижней части — выемку для установки шпангоутов и транца на киль. Шпангоуты и транец плотно крепятся на киль строго в диаметральной плоскости. Верхние кромки должны быть параллельны, а нижние — совпадать с нижней кромкой внутреннего киля 3.
      В угловые выемки шпангоутов и транца укладывают и крепят нитками стрингеры 32 и 33. В носу рейки стрингеров срезаются на ус и прижимаются к штевню булавками. Между каждым стрингером и форштевнем вводится на клею кусочек рейки (сухарик) в виде клина. Получившуюся конструкцию судостроители называют набором корпуса.
      Готовый набор корпуса обшивают канцелярским картоном. Кромка днищевой обшивки должна совпасть с диаметральной плоскостью модели. Излишки при подгонке картона отрезаются. После установки днищевой полоски картона на клей отрезают и излишки со стороны бортов. Так же вначале подготавливают, а затем приклеивают вторую днищевую полоску картона.
      Днищевую обшивку приклеивают к килю, шпангоутам и стрингерам. Кромки обшивки со стороны бортов зачищают напильником заподлицо с днищевыми и палубными стрингерами. После этого приклеивают обшивку бортов. После высыхания клея отрезают излишки бортовой обшивки со стороны днища и со стороны палубы и зачищают днище и палубу напильником и стеклянной наждачной бумагой. Затем корпус тщательно покрывают изнутри масляной нитрокраской. Через 48 часов приклеивают палубу, вырезанную из того же картона.
      На наружный киль укрепляется балласт в виде металлических полосок длиной 185 мм, шириной 25 мм, толщиной 3—4 мм, общим весом 200 г.
      В соответствии с чертежом в носовой части палубы в транце и палубных стрингерах со стороны бортов крепят обушки 30, сделанные из булавок. Через палубу в третий шпангоут втыкают погон 5, сделанный из толстой канцелярской скрепки. Концы его загибают под прямыми углами и заостряют кусачками.
      Готовый корпус окрашивают снаружи.
      Подводную часть — в красный или зеленый цвет, борта — в белый, а палубу — в светло-серый (или желтый). Мачту и гик делают из прямослойной сосновой рейки. Гик крепится к мачте с помощью двух обушков. Один из них втыкают в мачту, другой — в торец гика.
      Перед установкой мачты на место на нее вяжутся ванты и стаксель-леер. Для этого можно использовать нитки № 10. Мачта должна иметь небольшой наклон на корму. После этого к ней крепится краспица, вяжутся топванты, штаг и ахтер-штаг. Основание подставки делают из доски толщиной 15—20 мм, длиной 500 мм и шириной 130 мм. Стойки подставки выпиливают из фанеры длиной 200 мм и шириной 125 мм. Подставка окрашивается в цвет, отличный от цвета модели.
      Паруса стаксель и грот выкраивают из кальки по чертежу. Края парусов называют шкаторинами: передняя, нижняя и задняя. Верхние углы обоих парусов называют фаловыми, нижние передние — галсовыми и нижние задние — шкотовыми. Соответственно называются и снасти, ввязанные в эти углы. Фал служит для подъема паруса, галс — для крепления нижнего переднего угла паруса, и шкоты для управления парусами. Их два — стаксель-шкот и грота-шкот.
      На кромки нижних и передних шкаторин прибавляется по 5 мм — для загиба. В них вклеиваются нитки. Концами этих ниток грот привязывают в трех местах: к верху мачты, в месте крепления гика к мачте и к носу гика. Стаксель привязывается к мачте у стаксель-леера и к обушку на палубе. Латы, сделанные из полосок кальки 12 и 9, наклеиваются на края уже готовых парусов.
      Подводную часть модели можно смазать тонким слоем вазелина.

Рис. 1. Общий вид модели:
1 — балласт, 2 — наружный киль, 3 — внутренний киль, 4 — транец, 5 — погон с обушком, 6 — стаксель-шкот, 7 — грота-шкот, 8 — шкотовый угол грота, 9 - боут, 10 — гик, 11 — грот, 12 — латы грота, 13 — крепление гика к мачте, 14 — шнуровка грота, 15 - шнуровка стакселя, 16 — фаловый угол грота, 17 — ахтерштаг, 18 — флюгарка, 19 — топ-ванты, 20 — носовой штаг, 21 — краспица, 22 — нижние ванты, 23 — мачта, 24 — стаксель, 25 — задняя шкаторина стакселя, 26 — передняя шкаторина стакселя, 27 — нижняя шкаторина стакселя, 28 — стаксель-леер, 29 — боут галсового угла стакселя, 30 — обушок для крепления штагов, 31 — шпангоуты, 32 — палубные стрингеры, 33 — днищевые стрингеры.

ВТОРОЕ ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ЯХТЫ "ЗВЁЗДОЧКА"
      Приступая к работе, юный судомоделист должен: ознакомиться с чертежами, изучить и понять их; увеличить их до размеров, указанных в тексте этой статьи; подготовить необходимые материалы и инструменты.
      Модель яхты "Звездочка-10" имеет длину по палубе 500±10, ширину 125 и осадку от ватерлинии до нижней кромки наружного киля 130 мм. Вес балласта 180-200 граммов. Высота рангоута над палубой 550±20 мм. Обмерная площадь парусности равна 10 квадратным дециметрам. Обмеряется фактическая площадь парусов стакселя и грота.
      Модель управляется только парусами.
      Корпус модели состоит из набора и обшивки. Основной частью набора корпуса является внутренний киль. Он выпиливается лобзиком из 3-слойной фанеры по форме, показанной пунктиром (рис. 1). Общий вид сбоку, в виде двух совершенно одинаковых полосок. Прежде чем их соединить, между ними вставляют наружный киль, выпиленный из такой же фанеры. Предварительно с внутренних сторон каждой полоски осторожно острым ножом снимают по одному слою шпона. В получившийся колодец и укладывают наружный киль. Затем все смазывают клеем и сколачивают гвоздиками. Форштевень делается каплеобразным, заостренным к днищу.
      Шпангоуты и транец выпиливают из такой же фанеры по рис. 2, 3, 4 и 5. В углах каждого шпангоута и транца и с их нижней стороны делают выемки для стрингеров - палубных и днищевых и для киля.
      Шпангоуты и транец устанавливаются на киль (на свои места) строго по средней линии (диаметральная плоскость). Нижние кромки их должны совпадать с нижней кромкой внутреннего киля.
      Шпангоуты и транец скрепляются рейками-стрингерами, уложенными в угловые выемки и привязываются вокруг набора нитками. В носу рейки срезаются на ус и крепятся к килю булавками. Для большей прочности соединения в носу между стрингерами и килем (на клею) вставляются кусочки рейки в виде клина.
      От носовой оконечности набора через середину первого шпангоута проходит подпалубная продольная рейка длиной 205, шириной 15 и толщиной 5 мм. Она крепится в носовой части в паз килевых полос между палубными стрингерами и в выемку первого шпангоута.
      После высыхания клея набор корпуса зачищается напильником и оклеивается обшивкой из канцелярского картона.
      Оклейка начинается с днища (рис. 6), Одна сторона полоски картона длиной 520 и шириной 65 мм подгоняется к средней линии киля и приклеивается к килю, шпангоутам и стрингерам. Так же подгоняется и приклеивается днищевая полоса другого борта. Когда клей высохнет, обрезают излишки со стороны бортов, а борта зачищают напильником (вгладь с днищевыми и палубными стрингерами).
      Так же приклеиваются полоски картона бортовой обшивки (рис. 7) размером 520Х50 мм.
      Оклеенный корпус окрашивается изнутри масляной краской или нитрокраской, после чего приклеивается палуба из того же картона.
      Готовый корпус яхты окрашивается снаружи: днищевая обшивка и наружный киль в красный или зеленый, бортовая обшивка - в белый, палуба - в серый.
      В нижней части наружного киля укрепляется балласт из двух полосок металла длиной 160, шириной 25 и толщиной 4 мм. Вес обеих - 180-200 г.
      Для установки рангоута - мачты с гиком в носовой части палубы по средней линии вжимаются четыре обушка (для крепления галсового угла паруса стакселя и штагов). Вставляются по два обушка с каждого борта для вант и один обушок в транец для ахтер-штага.
      Обушки делаются из булавок и вжимаются в стрингера, подпалубную рейку и транец плоскогубцами.
      В середину третьего шпангоута вжимается обушок для протягивания гика-шкота и крепления стаксель-шкота.
      Мачта и гик делаются из сосновой рейки. Диаметр мачты внизу 7-8, а вверху - 5 мм. Диаметр гика у мачты и на ноке - 5 мм.
      Для распорки верхних вант на расстоянии 165 мм от верха мачты устанавливается краспица из фанеры (рис. 8).
      Перед установкой на место мачту оттакелаживают, то есть вяжут все нитки, которые будут удерживать ее на палубе.
      Гик крепится к мачте двумя обушками. Один из них вжимается в мачту на уровне 20 мм от палубы, другой - в торец гика. Таким образом, гик получает возможность перемещаться от борта к борту.
      Вначале вяжутся нижние ванты - по две на каждый борт, затем стакселя. С помощью ниток мачту устанавливают на место, придавая ей нужный наклон, туго стягивают нитки и, убедившись, что мачта стоит строго а диаметральной плоскости модели и имеет нижний наклон, крепят их насовсем. Затем привязывают по одной топ-вантике на каждый борт, штаг от верха мачты в нос и ахтерштаг от верха мачты в корму. Все туго натягивают и крепят.
      Паруса стаксель и грот выкраиваются из кальки по чертежу. В края парусов-шкаторины: в переднюю и нижнюю вклеиваются нитки, которыми они привязываются к мачте и гику.
      На кромки нижних и передних шкаторин парусов прибавляется по 5 мм. Латы и банты вырезаются из полосок кальки. Банты (на углы парусов) наклеиваются на готовый парус.
      Парус (стаксель) пришнуровывается к стаксель-лееру, парус-грот передней шкаториной к мачте от краспицы до гика и по гику от мачты до нока.



      Теперь научимся управлять яхтой. Для плавания яхты бейдевинд (под углом навстречу ветру) шкоты стакселя и грота обтягиваются, а для движения в галфвинд (полветра) шкоты потравливаются, то есть ослабляются. Шкоты крепим за кольцо на погоне.
      Практика показала, что неуправляемая модель яхты хорошо ходит по намеченному курсу только в бейдевинд и галфвинд (рис. 10). Поэтому, хотя задача регулировки упрощается, моделисту придется затратить много времени для того, чтобы умело расположить паруса и тем самым заставить модель идти в нужном направлении.
      При регулировке могут быть два положения. Одно - когда модель приводится к ветру, то есть стремится перейти линию ветра носом, и другое, когда она уваливается под ветер - поворачивает от ветра.
      В первом случае давление ветра на грот больше, чем на стаксель. Чтобы избавиться от этого недостатка, надо переместить галсовый угол стакселя ближе к носу или увеличить стаксель и уменьшить грот. Или увеличить наклон мачты в сторону кормы. В случае уваливания необходимо уменьшить стаксель или увеличить грот, или изменить наклон мачты в сторону носа.




Источники: В. Максимихин. Модель яхты "Звездочка-10" / ж. "Военные Знания" № 11, 1970, 46-47 с.
И. Максимихин. Яхта "Звездочка 10-Ю" / ж. "Моделист-конструктор" № 12, 1970, 12-14 с.
Scan: AAW Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015