В. Артамов
Мечта многих ребят, которые строят
модели судов,-создать мини-корабль,
очень похожий на понравившийся реальный
прототип. При этом хорошо бы участвовать
в соревнованиях с ним. Предлагаем
удачный вариант - модель английского
поисково-патрульного катера RAF 340,
выполненную в масштабе 1:42,7
по требованиям популярного класса EX.
Небольшой двухвальный корабль времен
второй мировой войны участвовал в
поисках и спасении сбитых или потерпевших
аварию над морем летчиков, отражавших
нападения германской авиации
на территорию Великобритании.
Судно развивало скорость до 45 узлов.
Упрощенная модель строится с использованием
в качестве мотоустановки
одного распространенного "лодочного
мотора" производства Ленинградского
завода. В качестве источника питания
лучше применить блок никель-кадмиевых
аккумуляторов емкостью 1,2 Ач и напряжением
от 7,2В до 9В. За неимением
таковых всегда выручит пара "квадратных"
батареек по 4,5В. Не забудьте про
выключатель в цепи мотор - батарея.
Работа над корпусом модели катера
начинается с изготовления из тонкого
листового пластика или электрокартона
контршаблонов. По ним подгоняются обводы
мастер-модели, вырезанной из пенопласта
типа ПС-4-40 или упаковочного.
Заготовка болванки собирается с
запасом по высоте над уровнем палубы
из двух кусков пенопласта, между которыми
заклеивается шаблон боковой
проекции корпуса (вырезается из электрокартона
или миллиметровой фанеры). Готовая мастер-модель
оклеивается обычной писчей или газетной бумагой
на жидком клее типа ПВА. Бумагу
предварительно замачивают на 30-40
минут. Оклейка ведется полосками,
образующими днище и борта (2 слоя с
послойной сушкой). После полного высыхания
на нее накладываются "ленты"
пропитанной эпоксидной смолой стеклоткани
толщиной 0,1-0,15 мм, в той же
последовательности, что и бумага. Силовая
обшивка кладется в два-три слоя.
Двух достаточно, если используется
смола ЭД-20. На транце стеклоткань не
нужна. После отверждения смолы
поверхность шкурится, шпаклюется, снова
вышкуривается начисто и грунтуется
жидким нитролаком. Затем пенопластовый
болван извлекается из полученной выклейки.
Как ни странно это покажется на первый
взгляд, бумага после смачивания и
нанесения на нее ограниченного количества
клея ПВА, разведенного кипяченой водой в
пропорции 1:1, пристает к пенопласту лишь
во влажном состоянии. Когда же она
полностью просохнет, бумажная
"корка" легко отстает от пенопластовой
мастер-модели. Стеклоткань же с бумажной
выклейкой схватывается намертво.
Кстати, это дает возможность надежно
вклеить все детали внутри корпуса. Если в
ваших планах предусмотрено изготовить
несколько корпусов, то процесс повторяется,
начиная с оклейки бумагой.
Для изготовления шпангоутов болван
распиливается лобзиком поперек по
разметке их местоположения. Полученные
таким образом контуры сечений точно
соответствуют внутренней форме корпуса
в местах вклейки шпангоутов. Сами
же шпангоуты и транец изготавливаются
из трехмиллиметровой фанеры и после
контроля и подгонки вклеиваются в
"скорлупу" на клее ПВА.
Далее производится разметка мест
установки оси руля и вывода дейдвуда.
Просверленные отверстия подгоняются
по конкретным узлам, особенно выход
дейдвуда. На подготовленные места
монтируется мотоустановка и блок питания.
Дейдвуд рекомендуем заклеить водостойким
клеем "Момент" или "Феникс", так как
от воздействия вибраций это соединение
нередко начинает пропускать воду.
Указанные же клеи эластичны и избавляют от
этой проблемы. Очень полезно оклеить
указанные стыки изнутри корпуса полоской
стеклоткани на эпоксидной смоле.
Теперь пора определиться, как лучше
изготовить палубу - цельносъемной или
заклеенной, но имеющей вырезы для доступа
к внутреннему оборудованию. При
этом палуба может быть сделана из фанеры
толщиной 1,2 мм, стеклотекстолита
или полистирола.
Руль поворота - из жести. Ось выполняется
из латунной проволоки или трубочки.
Перо руля припаивается к ней, после чего
смазанная густой смазкой ось ставится в
трубку-подшипник, вклеенную в корпус.
Во внутренней части выклейки корпуса
размечается положение линии палубы.
Вровень с нею по бортам приклеиваются
рейки 3х3 мм. Чтобы они хорошо
выгнулись по корпусу, их предварительно
распаривают в горячей воде. Для
поджима реек на период склеивания
используются бельевые прищепки. После
полного высыхания швов верхние
излишки "скорлупы" корпуса срезаются.
Внутренняя часть модели катера
грунтуется нитролаком три-пять раз. Сверху на
рейки устанавливается или приклеивается
палуба. Стык палубы и бортов начисто
вышкуривается и лакируется. Если
реализуется вариант палубы с вырезами
под люки, то проемы рекомендуется
окантовать рейками 3х5 мм.
Перед тем как приступить к надстройкам,
определите для себя, с какой степенью
копийности воспроизводить прототип.
Некоторые мелкие детали трудно сымитировать
при таком масштабе модели, и
поэтому рекомендуем сперва составить
список того, что копировать необходимо, а
что нет. Это заметно облегчит работу над
оформлением модели. Помните, что некоторые
детали имеют различную окраску, и
не стоит спешить сразу после изготовления
приклеивать их на палубу.
Крупные узлы - ходовую рубку,
вентиляционные шахты, трубы, площадку
станкового пулемета - можно изготовить из
1,2-мм фанеры или электрокартона
(прессшпана) толщиной 0,8 мм. Остальные
значительно более мелкие детали
можно выполнить и из других подходящих
материалов - кусочков полистирола,
пенопласта, дерева и жести. Антенны и
мачты выгибаются и спаиваются из проволоки,
растяжки - из ниток или лески.
Фанерные, картонные и деревянные детали
обязательно грунтуются нитролаком
три-пять раз и окрашиваются
водоупорными эмалями соответственно цветам
прототипа. Копийные элементы, сделанные
из пластмассы и металла, окрашиваются
без грунтовки. Готовые детали
надстроек крепятся на палубе, и затем на
них монтируется мелкая деталировка.
На виде сбоку прототипа катера показана
ватерлиния, что соответствует разделению
цветов окраски корпуса. Ниже
ватерлинии цвет черный. Надводная
часть корпуса и рубка имеют серый цвет
с синим оттенком. Спасательные круги и
надувные плотики - оранжевые. Входные
отверстия шахт вентиляции, трубы,
прожектор и мачта темно-серого цвета.
Круглая площадка под пулеметом и
шлюпка - белые. Основание круглой
площадки - коричневое.
|