|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ ПАТРУЛЬНОГО КАТЕРА
П. КУЗНЕЦОВ,
г. Владимир
Эта модель рассчитана на школьников
4-5-х классов, занимающихся в
кружке второй год. На областных
соревнованиях 1974 года Сережа Лебедев,
выступая с моделью с такими же
обводами и размерами, занял первое место.
Катер определенного прототипа не
имеет. При его конструировании
использовались материалы из различных источников.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МОДЕЛИ
Длина наибольшая, мм . . . . 485
Ширина, мм ......... 82
Осадка, мм ......... 28
Скорость масштабная, м/с ... 2,3
Двигатель .... электромотор
Винты ....... 2 шт.
Вооружение:
спаренные универсальные артиллерийские установки ...... 2 шт.
16-ствольный реактивный бомбомет 1 шт.
Глубинные бомбы .... 12-14 шт.
КОРПУС. Палубу, вырезанную из
фанеры толщиной 1 мм, с помощью
брусочков, определяющих ее прогиб,
закрепите на стапельной доске. Набор
корпуса из шпангоутов, фор- и ахтерштевней,
килевой планки и транца приклейте
к палубе. Между шпангоутами
по их периметру вклейте пластинки
пенопласта толщиной от 7 до 15 мм в
зависимости от кривизны участка (клей
ПВА, АГО, казеиновый или любой другой,
не содержащий ацетона). После
высыхания клея пенопласт надо
обработать до шпангоутов острым ножом,
а затем наждачной бумагой с крупным
зерном, укрепленной на бруске длиной
25-30 см. Затем смажьте корпус
эпоксидной смолой и оклейте тонкой
стеклотканью. Вместо этого для оклейки
модели можно применить марлю (2-3 слоя) на клею ПВА.
Густой эпоксидной шпаклевкой (смола
плюс отвердитель, плюс тальк) ровным
тонким слоем с помощью широкого
резинового шпателя покройте корпус,
заполнив все неровности. Обработайте
наждачной бумагой. Зашпаклюйте
нитрошпаклевкой, после высыхания
отшлифуйте и окрасьте нитрокраской.
Чистовую окраску из краскораспылителя
делают после установки дейдвудов, киля
с двумя рулями и наклейки ватерлиний.
Размер люка определяется типом двигателя.
Если применить электромотор
и малогабаритные аккумуляторы,
достаточно люка под главной надстройкой,
окантованного комингсами высотой 4-5 мм.
При резиномоторах люк надо
прорезать около восьмого шпангоута - там, где устанавливается редуктор.
ГЛАВНАЯ НАДСТРОЙКА изготовлена из
тонкой фанеры, обработанной наждачной
бумагой до 0,5-0,7 мм, по углам вклеены рейки 2х2 мм.
Надстройка несколько раз покрыта эмалитом,
отшлифована и окрашена нитрокраской.
Двери, смотровые щели, иллюминаторы,
вентиляционные решетки и другие
детали делаются отдельно и наклеиваются
на полностью подготовленную и окрашенную поверхность.
ОРУДИЙНЫЕ БАШНИ (верхняя и нижняя части отдельно)
отштампованы из оргстекла толщиной 1-1,5мм
и склеены дихлорэтаном. Поручни и выступы -
из медной проволоки; наклеиваются после
первичной окраски. Стволы - из стальной или латунной
проволоки вплавлены с помощью паяльника.
РЕАКТИВНЫЙ БОМБОMET - самая сложная часть модели;
собран из трубочек, накатанных из алюминиевой
фольги на цевье сверла ф 2,8-2,9 мм. Основание и стойка -
из оргстекла толщиной 1-1,5 мм. Зубчатый сектор вертикальной
наводки вырезан из часовой шестерни. Тяги,
запальные устройства и штормовой
стопор - из медной или латунной
проволоки. Стволы наклеены на полоски
целлулоида нитроклеем. Клей и краска,
проникнув в стыки трубок, свяжут все
детали достаточно прочно.
АНТЕННА РАДИОЛОКАТОРА для управления
артиллерийской стрельбой. Цилиндрическая
часть выгнута из нагретого оргстекла толщиной
1 мм на оправке, сферические донышки
вырезаны из мячика для пинг-понга,
подставка и основание выточены на токарном станке.
Леерные стойки и трап (из проволоки) вплавлены с помощью паяльника.
МАЧТА выгнута на оправке из латунной или медной фольги. Площадки
вырезаны из фольги или тонкой жести,
отбортованы на 1-1,5 мм или окантованы медной проволокой.
Все мелкие детали припаяны.
ТУЗИК вырезан из липы или отштампован из оргстекла толщиной 1-1,5 мм.
БОМБОСБРАСЫВАТЕЛИ выгнуты из латунной фольги,
ограждение спаяно из проволоки. Глубинные
бомбы выточены на станке или накатаны
из алюминиевой фольги, боковые
стенки вырублены высечкой и наклеены.
Все мелкие детали, вплоть до клотиков
и орудийных стволов, изготовлены
литьем под давлением из полистирола
(капрон или полиэтилен плохо клеятся
и "не держат" краску). Технология
изготовления остальных деталей
неоднократно описывалась в журнале
"Моделист-конструктор" и брошюрах ЦМК ДОСААФ.
ДВИГАТЕЛЬ. Если имеется батарея аккумуляторов
СЦС-1,5, или самодельные весом не более 200-250 г
и напряжением 8-9 В, можно установить
два мотора, в сборе с дейдвудами и
винтами (они бывают в продаже)
или один "Гном" с понижающим редуктором 1,5:1 на два винта.
"Силовая установка" обеспечит требуемую
масштабную скорость - прохождение 10-метровой дистанции за
7,5-8 с. Емкость самодельных аккумуляторов (кислотных) может
быть небольшой, поскольку во время соревнований моторы
работают не более 2 мин (4 зачетных запуска и 10 тренировочных).
Применять батареи 3336Л не имеет
смысла: они не обеспечивают нужную
силу тока, тяжелы и громоздки.
Два резиномотора по 25 нитей с повышающим редуктором 1:2 и хорошо
подобранными винтами ф 20-22 мм
также обеспечат быстрое прохождение
10-метровой дистанции, но они требуют
большего времени на регулировку скорости. Для вытяжки резиномоторов при
заводке в транце сделайте два отверстия 0 15 мм, окантуйте их
дюралюминиевыми пластинами толщиной 2 мм
с квадратными отверстиями 15х15 мм.
Тогда напаянные на крючки резиномоторов латунные кубики 14х14х1,5
надежно зафиксируют заведенные моторы.
ОКРАСКА МОДЕЛИ. Надстройки и надводная часть корпуса
светло-серые, палуба темно-серая, ватерлиния (шириной 1,5-2 мм) белая,
антенны, швартовые устройства, якоря и подводная часть корпуса черные.
Все детали выше ватерлинии нужно делать как можно легче, иначе при
малейшей волне модель на дистанции "раскачает". Если она и не перевернется,
то устойчивость на курсе потеряет наверняка.
|
Общий вид модели катера:
1, 39 - якорные огни,
2 - гюйсшток,
3 - леерное ограждение (устанавливается по периметру корпуса),
4 - якорный полуклюз,
5 - винтовой стопор,
6 - шпиль,
7 - волноотбойник,
8 - вьюшка,
9 - орудийная башня,
10 - вентиляционный грибок,
11, 50 - крышки люков,
12, 16 - антенны,
13 - остекление мостика,
14 - отличительный огонь (справа-зеленый, слева-красный),
15 - командирский мостик,
17 - прожектор,
18 - антенна радиопеленгатора,
19 - топовый огонь,
20 - навигационный локатор,
21 - локатор кругового обзора,
22 - клотиковый сигнальный огонь,
23 - флагманский огонь,
24 - мачтаб,
25 - фал гафеля,
26 - огнетушитель,
27 - магнитный компас,
28 - локатор управления артиллерийской стрельбой,
29 - верхний кильватерный огонь,
30 - воздухозаборник,
31 - контейнер со спасательным плотиком,
32 - вентиляционная решетка,
33 - реактивный бомбомет,
34 - тузик,
35 - кнехт,
36 - киповая планка,
37 - лотковые бомбосбрасыватели,
38 - флагшток,
40 - нижний кильватерный огонь,
41 - гакобортный огонь,
42 - буксирный кнехт,
43 - спасательный круг,
44 - рея мачты,
45 - прибор управления огнем,
46 - штурвал,
47 - выносной экран локатора,
48 - репитер гирокомпаса,
49 - машинный телеграф,
51 - клюз якорной цепи,
52 - якорь Холла.
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник: Патрульный катер /ж. "Моделист-конструктор" № 10, 1976, 33-36 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|