ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок

МОДЕЛЬ КАТЕРА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

С. Захаров
старший инженер-конструктор
Центральной лаборатории морского
моделизма ДОСААФ

      МОДЕЛЬ катера на подводных крыльях (рис. 1) разработана в Центральной лаборатории морского моделизма ДОСААФ. Она успешно прошла ходовые испытания.

      Для постройки модели необходимы следующие материалы: фанера толщиной 1-4 мм, одномиллиметровый картон, клей БФ-2 или нитроклей АК-20, белая жесть, нитки № 40, гвозди, проволока и масляные краски: черная, красная и серо-голубая.
      Приступая к постройке модели, сначала на листе картона наносят сетку, у которой стороны квадратов равны 20 мм. Количество квадратов указано на рис. 2. Затем на сетке вычерчивают контуры палубы модели и килевой рамки, а на Другой сетке такого же размера - контуры шпангоутов и транцевой доски. После этого все шаблоны вырезают ножницами. С помощью шаблонов из трех-четырехмиллиметровой фанеры изготовляют настил палубы, килевую рамку, шпангоуты и транцевую доску (рис. 2).
      В килевой рамке, шпангоутах и транцевой доске делают поперечные пропилы, служащие для соединения деталей набора корпуса. От того, насколько точно выполнены эти операции, зависит качество изготовления всего набора корпуса. Детали набора склеивают и устанавливают на палубе модели.
      Затем из соснового или липового бруска изготовляют два стрингера сечением 4х4 мм и приклеивают к угловым вырезам шпангоутов. Один конец стрингера укрепляют в килевой рамке, другой - в транцевой доске; места соединения прижимают с помощью ленточной резины или бельевых зажимов. После высыхания клея весь набор корпуса модели тщательно зачищают напильником.
      Далее, на борт набора корпуса накладывают картон, на котором карандашом наносят контур бортовой обшивки корпуса, и ножницами вырезают шаблон. По этому шаблону изготовляют из одномиллиметровой фанеры две одинаковые бортовые стороны обшивки, промазывают их с внутренней стороны клеем, устанавливают на свои места и укрепляют мелкими гвоздями и бельевыми зажимами.
      Выступающие края бортовых обшивок корпуса зачищают напильником. В районе крепления кронштейнов носового и кормового крыла, а также носового крючка устанавливают на клею бруски из дерева мягких пород. Таким же образом изготовляют и устанавливают стороны обшивки подводной части корпуса. Когда клей высохнет, корпус модели зачищают напильником и наждачной бумагой.
      Рубку изготовляют из мягких пород древесины и тонкой фанеры и приклеивают к палубе. Спасательный круг вырезают из целлулоида, кнехты делают из гвоздей и целлулоида, а мачту - из тонкой проволоки толщиной 1,2-1,5 мм.
      Подводную часть модели до ватерлинии окрашивают в красный цвет, надводную часть корпуса, надстройку и все детали - в серо-голубой цвет, после чего модель должна просохнуть. А затем палубу модели покрывают жидким клеем АК-20 или светлым нитролаком.
      Как изготовить крылья, показано на рис. 3. Сначала на листе картона вычерчивают в натуральную величину шаблоны носового и кормового крыльев и вырезают их ножницами. По этим шаблонам из одномиллиметрового дюралюминия вырезают крылья. Края крыльев заостряют, а поверхность их тщательно зачищают личным напильником, а затем мелкой наждачной бумагой. Крылья изгибают по пунктирным линиям (рис. 3)
      в тисках, предварительно подложив под губки тисков небольшие куски фанеры для предохранения деталей от повреждения. На каждом конце крыла сверлят по два отверстия диаметром 2 мм, а в кормовом крыле - дополнительно 6 отверстий диаметром 1,5 мм для крепления кронштейна гребного вала.
      Крылья устанавливают в носовой и кормовой частях корпуса модели (рис. 4) и закрепляют мелкими шурупами или заклепками из гвоздей.
      Кронштейн гребного вала (рис. 5) и гребной винт изготовляют из жести толщиной 0,4 мм. Гребной вал, сделанный из проволоки диаметром 1,3 мм, припаивается к гребному винту и устанавливается в кронштейне. Другой конец гребного вала загибают в виде крючка. В носовой части корпуса вбивают крючок для крепления резиномотора.
      Резиномотор изготовляют из четырех или шести резиновых лент сечением 1х4 мм. На концах его делаются петли, которые обматываются нитками и надеваются на носовой крючок и вал гребного винта. Сняв резиномотор с носового крючка, его немного растягивают по длине и с помощью ручной дрели закручивают в сторону, противоположную вращению гребного винта. После этого резиномотор снова надевают на крючок. Выполнив это, моделист запускает модель. При отклонении модели во время хода вправо носовое крыло нужно повернуть немного влево и наоборот. Хорошо изготовленная модель может пройти расстояние 10-15 метров со скоростью 1 метр в секунду.
      Запуск модели необходимо производить в неглубоком водоеме при участии двух моделистов.


Рис. 1. Общий вид модели:
1 - корпус модели; 2 - рубка; 3 - мачта; 4 - бортовые отличительные огни (левый - красный, правый - зеленый); 5 - спасательный круг; 6 - иллюминатор (2 шт.); 7 - кнехты (4 шт.); 8 - гребной винт; 9 - кронштейн гребного вала; 10 - гребной вал; 11 - кормовое крыло; 12 - резиномотор; 13 - носовое крыло; 14 - носовой крючок.

Рис. 2. Детали корпуса модели:
А - килевая рамка; Б - настил палубы; В - шпангоуты.

Рис. 3. Подводные крылья:
А - носовое крыло; Б - кормовое крыло.

Рис. 4. Крепление крыльев:
1 - носовое крыло; 2 - кормовое крыло; 3 - кронштейн.

Рис. 5. Кронштейн гребного вала.



Источник: Модель катера на подводных крыльях / ж. "Военные Знания" №3, 1961, 31 с.
Scan: AAW, OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2015