|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ РЕЧНОГО ПАССАЖИРСКОГО КАТЕРА
А. ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ,
заслуженный тренер РСФСР,
мастер спорта
По Единой всесоюзной классификации модель гражданского судна
длиной 500 мм относится к классу BII. Двигатель на ней может быть
установлен любой. Однако зачет на ходовых соревнованиях идет по
максимальной скорости, а ее лучше всего обеспечивает резиновый
двигатель. Он позволяет катеру быстро пройти положенную дистанцию - 10 м.
Основные размерения модели в мм: длина - 500, ширина - 100,
высота борта - 45, осадка - 25; водоизмещение - 950 г.
Корпус модели округлой формы, долбленый или выклеенный из папье-маше по болванке.
Долбленый корпус. Подберите
сухой брусок (липа, ольха, сосна)
без сучков, трещин и свилеватостей -
с прямыми слоями древесины и придайте ему (проверяя
работу угольником) форму прямоугольника, чуть большего, чем
корпус модели. Сбоку на болванке нанесите линии шпации
(расстояния между шпангоутами), прочертите контур "вида сбоку"
модели и с помощью топора и рубанка начерно обработайте заготовку.
Со стороны палубы проведите линию диаметральной плоскости
(ДП) и разметьте шпации. По ним с помощью лекала обозначьте
контур палубы и вновь уберите лишнее дерево.
Следующий этап - "доводка" корпуса по шаблонам шпангоутов.
Переведите их на кальку с теоретического чертежа (проекция "корпус"),
тщательно перенесите на фанеру или картон и
вырежьте. Прикладывая каждый шаблон шпангоута к месту, отмеченному
на бруске, снимают с помощью ножа, рубанка и напильника лишнюю древесину. Затем
корпус окончательно выглаживают с помощью наждачной бумаги - сначала крупно-, а затем
мелкозернистой.
Перед выдалбливанием "сердцевины" корпуса просверлите побольше отверстий в палубе - так
легче выбрать древесину без сколов. Толщину бортов оставляют не менее 6-8 мм. Заднюю
часть модели продалбливают насквозь, а транец выпиливают из фанеры и приклеивают.
Корпус из папье-маше. Сначала изготавливают деревянную болванку. Ее смазывают тонким
слоем тавота или вазелина. Газетную бумагу рвут на кусочки. Первые
два-три слоя смачивают водой, накладывают без клея прямо на
жировой слой, последующие слои - на крахмальном клейстере.
Для большей прочности в него добавляют немного (6-8%)
жидкого столярного клея. Перед работой бумагу смачивают водой
и укладывают вперехлест, то есть каждый следующий кусочек
должен перекрывать предыдущий. Общая толщина 8 - 10 слоев бумаги.
Не спешите наклеивать сразу все слои, лучше делать это в несколько приемов,
нанося по 2-3 слоя. Перед каждой новой выклейкой не забудьте
просушенный корпус зачистить наждачной бумагой. Последний
слой зачищают особенно тщательно, не снимая с болванки, и
оклеивают марлей или старым капроновым чулком, применяя
водостойкий нитроклей (эмалит, АК-20 и т. п.). Затем приступают
к окончательной отделке: шпаклевке и окраске.
Надстройку и ходовую рубку также лучше выклеить из папье-маше
по размерам, указанным на чертеже.
Детали якоря, кулачкового стопора, вьюшки и бортовых отличительных огней вырезают из
целлулоида толщиной 0,8-1 мм и склеивают ацетоном или любым нитроклеем. Гребной винт,
кронштейн и руль изготавливают из листовой жести или латуни толщиной 0,4-0,5 мм, гребной
вал и носовой крючок - из велоспицы. Спасательный плотик и спасательные круги сгибают из
хлорвиниловой (резиновой) трубки соответствующего диаметра, состыковав их концы на
деревянных пробках. Кнехты делают из гвоздей и целлулоида. Для леерных стоек используют
стальные булавки, опаянные тонкой медной или латунной проволокой.
Ватерлинию вырезают из белого целлулоида толщиной 0,4-0,6 мм и шириной 1,5-2 мм
и приклеивают к борту эмалитом.
Окраска - одно из самых трудоемких дел. От нее во многом
зависит качество всей отделки модели. Наиболее чистую поверхность дают водостойкие нитроэмали, но можно использовать
и масляные краски (в том числе художественные в тюбиках). Чтобы
шпаклевка и краска держались крепче, поверхность надо
загрунтовать: под масляные краски - олифой или жидкой
масляной краской (желательно светлых тонов), а под
нитроэмали - клеем АК-20, эмалитом или
разведенным нитролаком. Когда загрунтованная поверхность высохнет,
все проступившие неровности заполняют густой шпаклевкой.
Затем поверхность еще раз зачищают наждачной бумагой и
наносят на весь корпус несколько слоев жидкой шпаклевки.
Самодельную шпаклевку под масляную краску составляют из олифы,
столярного клея и мела, добавляемого до получения рабочей
густоты. Под нитрокраски применяют готовые шпаклевки АШ-30,
АШ-24 и др. При необходимости можно приготовить и простую
нитрошпаклевку, замешав тальк (детскую присыпку) или зубной
порошок на любом нитроклее или нитрокраске. Во время шпаклевания
(а также окраски), нанеся 2-3 слоя покрытия, необходимо прошлифовать
корпус сначала наждачной бумагой крупностью 60, 80, а затем 120,
170 и 280. Водостойкие абразивы обильно смачивают водой, а простые
керосином. После шлифования модели керосином поверхность обезжиривают авиационным бензином.
Только после того как модель полностью прошпаклевана, приступают
к ее окраске. При работе нитрокрасками необходимо
помнить, что они малоукрывисты и быстро сохнут, поэтому не следует
проводить кистью по одному месту несколько раз. Краску
наносите тонким слоем короткими мазками навстречу друг другу,
перемещаясь в одном направлении.
При изготовлении модели надо стараться, чтобы она получилась
как можно легче, тогда будет возможность загрузить корпус
свинцовым балластом, что увеличит остойчивость и улучшит
устойчивость модели на заданном курсе.
|
Общий вид модели катера:
1 - крючок (проволока),
2 - якорь (целлулоид),
3 - флагшток с якорным огнем (дерево, проволока),
4 - леерное ограждение (проволока),
5 - цепной клюз (жесть),
6 - цепной стопор (дерево, проволока),
7 - шпиль (дерево, проволока),
8 - кнехты, 4 шт. (жесть, гвозди),
9 - вьюшка для швартовного троса, 4 шт. (дерево, жесть),
10 - спасательные круги, 12 шт., хлорвиниловая трубка,
11 - салон для пассажиров (фанера, жесть, оргстекло),
12 - отличительные огни (левый - красный, правый - зеленый), 2 шт. (жесть, целлулоид),
13 - прожектор (латунь),
14 - капитанская рубка (жесть, целлулоид),
15 - фок-мачта (дерево, проволока),
16 - сирена (латунь, алюминий),
17 - топовый огонь (оргстекло),
18 - радиоантенна (проволока),
19 - спасательный плот (дерево, пенопласт),
20 - грот-мачта (дерево, проволока),
21 - гакобортный огонь (оргстекло),
22 - флагшток (дерево, проволока),
23 - руль (жесть, латунь),
24 - гребной винт (жесть, латунь),
25 - кронштейн (жесть, латунь),
26 - гребной вал (проволока),
27 - резиномотор (резиновая нить ф 1 мм),
28 - иллюминаторы, 22 шт. (проволока),
29 - утки швартовые, 4 шт. (жесть).
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник: Речной катер /ж. "Моделист-конструктор" № 9, 1979, 11-13 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|