ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


КАТАМАРАН КЛАССА "Ю"

В. Захаров

      В судомодельной лаборатории Московского Дворца пионеров имени Н. К. Крупской вот уже несколько лет строят катамараны с жестким парусом в классах моделей «С» и «Ю». Модели имеют хорошие ходовые качества. Так, на Всесоюзных соревнованиях моделей летом 1974 года Андрей Ильин занял 1-е место в классе моделей «С». Скорость его катамарану обеспечил жесткий парус-крыло несимметричного профиля. Такой профиль крыла дает большую подъемную силу, чем профиль мягкого крыла. Кроме того, крыло работает эффективно по всей высоте у мягкого же паруса верхняя кромка при ветре отклоняется.
      Для запуска на правый или левый галс крыло устанавливают соответствующим краем вверх. С одной из таких моделей мы хотим познакомить вас сегодня.



ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Площадь парусности — 40 дм2. Длина корпуса — 1325 мм. Ширина общая — 1300 мм.
Ширина корпуса на миделе — 50 мм. Водоизмещение — 2,5 кг.

      КОРПУС. На следующих страницах даны чертежи катамарана с корпусами из стеклопластика. На теоретическом чертеже штрихпунктирной линией показана линия прямого борта для фанерного варианта, а на сечении — вариант конструкции из фанеры. (Сечение крыла, теоретический чертеж и детали 20, 21, 24 даны в масштабе 1:1; все остальные — в произвольном масштабе.) Болванку для стеклотканевого корпуса (она делается по теоретическому чертежу) мы выполняли из дерева и грунтовали. В качестве разделительного слоя использовали мастику для полов. Сам корпус выклеивали из одного слоя стеклоткани АСТТ2б на основе эпоксидной смолы ЭД-6. Поверхность корпуса выравнивали сначала эпоксидной шпаклевкой, а затем нитрошпаклевкой. После каждой операции обрабатывали его шкуркой, не снимая оболочку с болванки. Стрингеры из сосновых реек 4х4 мм и закладные брусочки толщиной 15 мм под кронштейны и на транцы мы вклеивали на эпоксидной смоле. Палубу выпилили из фанеры 1,5-2 мм.
      Корпуса для катамарана можно сделать из других материалов. Например, из фанеры толщиной 1-1,5 мм, или из пенопласта, или же из фанеры и пенопласта. Важно добиться минимального веса и сохранить основные размеры. А в носовой части надо обязательно сделать развал. Если вы будете строить корпус из фанеры, то борта можете довести прямыми до форштевня, палубу вырезать по размерам чертежа, а развал вывести пенопластом. При сильных порывах ветра катамараны с прямыми носовыми обводами опрокидываются через нос. При обводах, показанных на нашем чертеже, катамаран удерживается от опрокидывания силами встречного потока воды.
      ШВЕРТЫ. Хорошие шверты получаются из дюраля или фанеры. Делаются они съемными. Наибольшая толщина профиля — 4-6 мм — располагается на 1/3 от передней кромки. Большое значение имеет качество обработки поверхности шверта. Швертовый колодец мы выклеивали из стеклопластика на плексигласовом контршаблоне. Зная, что у катамаранов на швертах возникают значительные вибрационные нагрузки, мы усилили соединение швертового колодца у днища стекложгутом. Шверт и швертовый колодец возвышаются над палубой на 5-6 мм и здесь соединяются винтом МЗ.
      СОЕДИНЕНИЕ КОРПУСОВ. Корпуса нашего катамарана соединяются двумя дюралевыми трубками диаметром 10-12мм с толщиной стенки 1 мм. Посредине к трубкам скобками на шурупах крепится продольная балка. Она выстругивается из сосны или ели.
      Концы трубок закрепляются в кронштейнах, установленных на корпусах. Отверстия под фиксирующие винты МЗ надо просверлить при сборке. При этом необходимо следить за параллельностью корпусов в вертикальной и горизонтальном плоскостях.
      Чтобы не путать носовую и кормовую трубки, а также правую сторону с левой, советуем сразу пометить концы трубок одной и двумя кольцевыми полосами красного и зеленого цвета, как ходовые огни судов.
      Кронштейны стягиваются шпрюйтами из стальной проволоки ф 0,5 мм с помощью винтов МЗ, как показано на чертеже. Первоначальный изгиб трубок должен быть на 10-15 мм меньше нормального и дотягиваться шпрюйтами. Низко располагать шпрюйты нельзя, так как они будут задевать за волны и резко снижать скорость.
      Стойки кронштейнов можно спаять из белой жести или латуни толщиной 0,5 мм; основание кронштейнов из жести толщиной 1-1,2 мм. Изгиб стоек придает им хорошую жесткость, а пространство между ними свободно пропускает случайные волны.
      К корпусу кронштейны крепятся шурупами 3х15 мм. Зазор между втулкой кронштейна и соединительной трубкой принят 0,2-0,4 мм.
      ПАРУС. У нашей модели жесткий парус. Мы выбрали для него авиационный профиль, дающий хорошую подъемную силу при больших углах атаки. Силуэт крыла прямоугольный, что позволяет менять галс, опрокидывая крыло. Кроме того, упрощается технология изготовления крыла. Размеры профиля и расположение лонжеронов показаны на сечении крыла.
      Промежуточные нервюры изготовляются из фанеры толщиной 1 мм, концевые — из фанеры толщиной 2 мм и без вырезов облегчения. Лобовая и задняя кромки выполнены из сосны; лонжероны—из сосновых реек (2х4 мм и двух реек 5х10 мм). Лобовой профиль подветренной стороны у нас выведен с помощью кусочков бальсы Металлические детали крепления мы вклеивали заранее, до обшивки крыла. Обшито крыло папироской бумагой на эмалите так же, как в авиамоделях. Весит крыло такой конструкции вместе с деталями крепления 400 г.
      КРЕПЛЕНИЕ ПАРУСА. На продольной балке ставятся детали крепления крыла: штаг-путенс, степс-гребенка, кронштейн для штанги управления и стойка рулевого управления. Крыло цапфой устанавливается на трубчатую стойку. В нижней части стойки прорезаются пазы шириной 1,5 мм (по толщине гребенки): один на глубину 2-3 мм, второй — на 7-9 мм. Эти пазы не позволяют стойке смещаться в сторону. Одна пара вант и штаг из стальной проволоки ф 0,5 мм крепятся к середине передней кромки крыла.
      Удобнее это соединение сделать разъемным, в виде карабина. Нижние концы талрепов присоединяются к штаг-путенсу и к обушкам, установленным на винтах соединительных трубок.
      Штанге упрввления крылом изготовляется из проволоки ф 3 мм, Один конец проволоки расклепывается, образуя ушко для крепления. К кронштейну штанга крепится винтом. Свободный ее конец проходит сквозь втулку на крыле и зажимается винтом.
      Собранный катамаран готов к запуску. Необходимо только отрегулировать центровку и настроить парус на нужный курс. Отметим, что центр парусности крыла располагается так же, как и у обычного паруса.
      РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО. Все наши яхты оборудованы автоматическим подруливающим устройством. Оно помогает модели удерживать курс относительно ветра и не терять скорость. Принцип действия устройства заключается в повороте пера руля в сторону, противоположную повороту флюгера.
      Флюгер зажимается на втулке поводка по выбранному направлению ветра. Поводок свободно вращается на оси и соединяется тягой с румпелем. Тяга выполняется из сосновой рейки; присоединительные лапки ее сгибаются из латуни или белой жести.
      ЦЕНТРОВКА МОДЕЛИ. Итак, вы построили модель и парус по размерам, указанным на чертеже. Теперь снимите руль и проведите центровку на курсе галфвинд (ветер сбоку). Крыло установите под углом 50° к ДП. Сделайте два-три пробных запуска, не меняя положения паруса. Будет очень хорошо, если для контроля направления ветра вы сможете одновременно запустить отцентрованную модель. Для возврата модели пользуйтесь леской на спиннинговой катушке.
      Если модель поворачивает под ветер (уваливается), передвиньте парус к корме на 15-30 мм или наклоните его назад и повторите запуск. Если поворачивает на ветер (приводится), теряет скорость, уваливается, снова идет, приводится и все повторяет сначала, то парус надо сместить вперед и повторить запуск.
      Когда модель станет ходить ровно по заданному курсу, центровку можно считать законченной.
      Проводится пробный запуск и на бейдевинд. Для этого парус устанавливают на угол 15-20° к ДП, При правильной центровке на галфвинд модель и в бейдевинд пойдет хорошо.
      Когда центровка будет закончена, обязательно запишите положение паруса, то есть расстояние от конца продольной балки до крепления штага, до стойки крыла и длину штага.
      Такая запись поможет вам в любое время быстро подготовить модель к соревнованиям.
      При установке подруливающего устройства центровку не следует менять и на других курсах. При запусках без руля на курсах бакштаг и фордевинд надо сместить парус вперед на 20-40 мм.
      На полных курсах подветренную ванту приходится устанавливать с наветренной стороны крыла.
      БАЛЛАСТ. В сильный ветер катамаран может опрокинуться. Чтобы предотвратить это, заренее приготовьте свинцовый балласт весом 300-400 г. Устанавливать его целесообразно на кормовом кронштейне наветренного корпусе.
      Счастливых стартов, капитаны!

Таблица плазовых координат.

Шп

 b1   b2   b3   h   h1 
0
0
16
49
0

106

1
11
24
55
16
87
2
21
29
47
22
73
3
25
29
30
52
4
19
23
22
43
5
10
15
6
46


Спецификация модели:

1 — корпус; 2 — шверт; 3 — дюралевая трубка; 4 — продольная балка; 5 — кронштейн штанги управления;
6 — стойка паруса; 7 — шпрюйт; 8 — парус; 9 — лонжерон; 10 — нервюры; 11 — штаг-путенс;
12 — степс-гребенка; 13 — штанга управления; 14 — кормовой кронштейн; 15 — носовой кронштейн;
16 — ванты; 17 — штаг; 18 — талреп; 19 — обушок; 20 — перо руля; 21 — флюгер; 22 — поводок;
23 — тяга; 24 — румпель; 25 — стрингер; 26 — пенопласт; 27 — вариант из фанеры;
28 — вариант из стеклопластика.




Источник: В. Захаров. Катамаран класса "Ю" / ж. "ЮТ для умелых рук" 1, 1976, 7-12 с.   
Scan: ??? Edit & OCR: MasterRU   
© ReSim Laboratory   2004-2016