|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
МОДЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Щ-02
Р. Петросян,
Москва
Добиться всплытия модели подводной лодки в нужное время в заданном
квадрате - дело нелегкое. Среди разработанных у нас и за рубежом за
последние годы схем всплытия моделей лодок простой и оригинальной является
схема, предложенная юным корабелом из Дома пионеров Октябрьского района Москвы Вячеславом Щетининым.
Он построил модель Щ-02 с двумя резиномоторами и автоматом всплытия,
приводящим в действие носовые горизонтальные рули.
Поскольку корпус модели Щ-02, по
замыслам автора, изготавливается из
эпоксидной или полиэфирной смол, рекомендуем постройку этой модели
судомодельным кружкам, имеющим определенный опыт работы с пластиками.
Общий вид и основные размерения
лодки даны на рисунке 1. Размеры
корпуса, которые указаны на рисунке,
могут быть изменены по усмотрению строителя.
Толщина корпуса из пластика должна
составлять 2,5-3,0 мм. Места будущего разъема корпуса следует
наметить с учетом расположения и удобства монтажа механизмов. Для точной
и плотной стыковки частей корпуса
вклейте внутрь его цилиндрической
вставки, по ее концам, направляющие
кольца из текстолита. При этом не пытайтесь использовать оргстекло:
смолой оно не склеивается. Обработка наружной поверхности корпуса
проводится обычным способом мелкой наждачной бумагой, а затем
шпаклюется и окрашивается. Рубку лодки рекомендуется сделать из
оргстекла герметичной - это уменьшит объем пенопласта, который вам придется вклеить
внутрь корпуса при регулировке плавучести модели. Шпигаты для
приема водяного балласта просверлите на днище лодки, по ее
диаметральной плоскости. Не забудьте их хорошо обработать перед покраской модели.
На рисунке показана схема механического оборудования модели Щ-02.
Для установки кормовых горизонтальных рулей и втулки мультипликатора
сделайте две прорези и одно отверстие. В носовой части просверлите
два отверстия для подшипников оси носовых горизонтальных рулей. Обязательно
поставьте кронштейн для крепления пружины, соединенной с регулировочным
винтом 3, и упоры рычага 21 ограничения углов перекладки носовых
горизонтальных рулей.
Перископы, трапы, антенну, флагшток
и радиопеленгатор рекомендуем сделать съемными, так как на соревнованиях
перед запуском модели их разрешается снимать.
Устройство мультипликатора, служащего для увеличения числа оборотов
гребных винтов, дано на рисунке 2.
Его передаточное число - 2,08. Оно
наиболее выгодное для этой модели.
Мультипликатор устанавливается на кольцевом шпангоуте, соединенном с
корпусом лодки тремя винтами.
Принцип работы автомата всплытия
модели заключается в следующем. Когда резиномоторы закручены, они
оттягивают в сторону кормы нижнее плечо
рычага 21, вращающегося вместе с
осью 19, на которой закреплены носовые горизонтальные рули. Ось должна
быть закреплена в сухаре 4 таким образом, чтобы при оттянутом рычаге 21
рули находились в положении "погружение". Когда лодка пройдет некоторое
расстояние и раскрутившиеся моторы ослабят свое натяжение настолько,
что пружина 2, соединенная с регулировочным винтом 3, оттянет нижнее
плечо рычага к носу лодки, то рули
переложатся в положение "всплытие", и
модель под действием их подъемной
силы всплывет. Упоры рычага 21 служат ограничителями угла перекладки
носовых рулей. Их лучше сделать из
текстолита и установить так, чтобы угол
рулей в положении "погружение" был
не более 5°, а в положении "всплытие" - не более 15-20°.
Размеры рулей можно рассчитать по
рисунку 1. Профиль их должен быть
хорошо обтекаем. Материалом для изготовления рулей может
служить дюралюминий, текстолит или другой листовой материал толщиной 4-5 мм.
Помните, что значительное трение или заедание в подшипниках оси горизонтальных
носовых рулей сильно затруднит регулировку пружины 2. Поэтому подшипники 20
носовых рулей сделайте из латуни.
Регулировку автомата всплытия лодки можно производить путем изменения
натяжения пружины 2 гайкой 16 и перемещением коромысла 5 вдоль рычага 21.
Постарайтесь так отрегулировать механизм, чтобы перекладка горизонтальных
рулей на "всплытие" начиналась в самом конце заданной подводной дистанции
вашей модели. Если же лодка будет всплывать слишком рано, уменьшите натяжение
пружины и отпустите коромысло. Гребные винты для этой модели стандартные,
один - правого, другой - левого вращения. Их диаметр - 50 мм.
|
Рис. 1. Модель подводной лодки Щ-02:
1 — кронштейн для крепления пружины (текстолит),
2 — пружина,
3 — регулировочный винт,
4 — сухарь (дюралюминий марки Д16Т),
5 — коромысло (дюралюминий марки Д16Т),
6 — резиномотор (50—60 нитей),
7 — втулка крючка (2 шт., сталь),
8 — шпангоут (текстолит),
9 — мультипликатор,
10 — гребной винт правого вращения (латунь),
11 — гребной винт левого вращения (диаметр 50 мм),
12 — обтекатель гребных винтов (латунь),
13 — перо руля,
14 — штифт Ф 3 мм,
15 — винт МЗ,
16 — регулировочная гайка,
17 — упор,
18 — носовые горизонтальные рули (2 шт., дюралюминий),
19 — ось носовых горизонтальных рулей,
20 — подшипник горизонтальных рулей (2 шт., латунь),
21 — рычаг (сталь 45).
|
Рис. 2. Мультипликатор:
1 — крючок,
2 — втулка (2 шт., дюралюминий марки Д16Т),
3 — плата (1 шт., дюралюминий марки Д16Т),
4 — шестерня (1 шт., сталь 45Z=50, m=0,5),
5 — шестерня (1 шт., сталь 45Z=24, m= 0,5),
6 — шестерня (1 шт., сталь 45Z=24, m=0,5),
7 — подшипник № 100000 (2 шт., габариты 6х15х5 мм),
8 — вал 2-го винта (1 шт., серебрянка, круглая, Ф 3 мм, длина по месту),
9 — вал 1-го винта в сборе (1 шт., сталь),
10 — втулка (1 шт., дюралюминий марки Д16Т),
11 — подшипник № 1000099 (1 шт., габариты 9х20х6 мм),
12 — шайба (1 шт., латунь),
13 — шарикоподшипник № 1000095 (4 шт., габариты 5х13х4 мм).
|
Источник: Р. Петросян. Всплыть в заданном квадрате! / ж. "Моделист-конструктор" № 5, 1971, 37-39 с.
Scan & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2016 |
|