И. Максимихин
Шхерный монитор, морской бронекатер,
малая канонерская лодка — так
именовали один из боевых надводных
кораблей Краснознаменного Балтийского
флота, предназначенный для ведения
боевых действий в прибрежных районах,
на мелководье, в шхерах.
Появление такого подкласса
артиллерийских надводных боевых кораблей
не случайно, ибо с первых же дней
войны на море перед командованием
флота возникла проблема — как
поддерживать высадку десантов на острова
шхерного района, чем подавлять точечные,
хорошо замаскированные цели, что
противопоставить артиллерийскому,
минометному и пулеметному огню
обороняющегося противника.
Уничтожить или хотя бы подавить
эти огневые средства можно только
прямой наводкой из корабельных
орудий среднего калибра. Однако ни
эсминцы, ни канонерские лодки
использовать нельзя: им не пробраться и не
развернуться в узкостях и на
мелководье. Нужны специальные небольшие
бронированные корабли с сильной
артиллерией, в которых сочетались
бы качества монитора и катера, — малые
бронекатера.
Артиллерийское вооружение МБК
состояло из двух орудий в танковых
башнях (были установлены башни с танка
Т-34). Зенитное артиллерийское
вооружение представлено одним 37-мм
автоматом, двумя 45-мм полуавтоматами,
двумя 12,7-мм пулеметами.
Морские бронекатера во многом были
схожи с танками и по некоторым
техническим данным, и особенно по
характеру действии. И те и другие
предназначались прежде всего для
непосредственной поддержки боя в упор,
отличались скоростью, броневой защитой,
огневой мощью и маневренностью. Для
боевых действий в островных и
шхерных районах морские бронекатера были
просто незаменимы, как и танки для пехоты.
Постройка модели военного корабля — малой канонерской лодки , сокращенно МКЛ, —
рассчитана на учащихся средней школы в возрасте 11—14 лет.
Наибольшая длина модели 705 мм,
длина по грузовой ватерлинии 680,
ширина 100 и осадка 30 мм.
Водоизмещение модели около 1,5 кг.
В качестве двигателей используются
два микроэлектромотора марки ДП-10,
питающихся от 2—4 батареек карманного фонаря (КБС).
НАБОР КОРПУСА.
Корпус любого корабля, судна или
яхты имеет набор, состоящий из
металлических или деревянных продольных и
поперечных связей - киля, стрингеров, шпангоутов и бимсов.
Киль модели делается из сосновой
доски толщиной 10 мм. Шпангоуты и
транец выпиливаются из фанеры
толщиной 3 мм и устанавливаются на
киль. Скрепляют их по углам четырьмя
сосновыми рейками сечением 4х4 мм.
Обшивка корпуса начинается с днища.
Полоса картона размером 720x60 мм
накладывается на днище набора и
на килевой брус в соответствии с
рисунком. На обшивку бортов
потребуются две полоски картона.
В носовой части полосы обшивки обоих
бортов, огибая форштевень, клеятся друг
на друга внахлест. Предварительно
концы обшивок счищаются напильником на «ус».
Палубу вырезают из картона по
готовому корпусу и приклеивают ее после
окраски и установки механической части.
Механическая установка состоит из
двух электродвигателей ДП-10,
устанавливаемых на равном расстоянии
от средней линии.
Дейдвудная труба делается из полоски
жести толщиной 0,5 мм. Длина полоски
140, ширина 15 мм. Полоска свертывается
в трубочку с помощью тисков,
стержня диаметром 4 мм (можно гвоздя),
молотка и плоскогубцев. Шов трубочки
пропаивается, а в концы вставляются
подшипники из двух витков проволоки
диаметром 1 мм, которые также пропаиваются.
Вал — велосипедная спица.
Установка гребных валов, дейдвудов
и электромоторов производится с
помощью шаблона по схеме, показанной
на рисунке.
Гребные винты диаметром 22—25 мм
вырезаются из жести толщиной 0,5 мм;
наружные концы лопастей изгибаются под
углом 40—45° у правого винта правой
кромкой, а у левого — левой кромкой
вперед, смотря с кормы.
Рули вырезаются из жести, и обе
пластинки спаиваются с баллером в
виде капли. Внутрь корпуса вклеивается
«сухарик», в котором укрепляют баллер руля.
Перед продолжением работы корпус
окрашивается изнутри, и по готовому
корпусу вырезается палуба. На ее
лицевой стороне делается вырез 220х50 мм
для доступа к электродвигателям и батарейкам.
В носовой части палубу ограждает фальшборт.
На уровне палубы по обоим бортам
снаружи приклеиваются привальные
брусья — две рейки.
В середине палубы находится боевая
рубка. В ней сосредоточено управление
кораблем, двигателями, артиллерией и
связь. Рубка делается из картона
по развертке рисунка. Двери — также
из картона. Иллюминаторы — боевые
щели — из белого целлулоида. На крыше
рубки имеется броневой колпак
0 15 мм и высотой 8 мм. Впереди
колпака — два люка 0 14 мм, закрытых
броневыми крышками.
Сзади рубки находится надстройка
размером 25х30х30 мм (изготавливается
из картона). Палуба ее фанерная:
это ходовой мостик корабля. По краю
мостика установлены леерные стойки и
леера, а в носовой части — волноотвод.
МКЛ вооружены двумя орудиями
главного калибра, одним универсальным
зенитным орудием калибра 37 мм и двумя
установками спаренных крупнокалиберных пулеметов.
Основание башни и барбет выполнены
из фанеры, верх — из картона; барабан
и ствол из реек, люки из картона,
скобтрап из проволоки.
Судовые огни — топовый, гакобортный,
кильватерные, бортовые, отличительные,
якорные и сигнальные — делаются из
рейки, проволоки и картона.
Прожектор, магнитный компас и
рулевой пост делаются из рейки.
Штурвальное колесо — из старой шестеренки.
Якорное устройство, шпиль, якоря —
из рейки. Якорь-цепь — из проволоки;
клюзы — из картона.
Швартовое устройство — вьюшки,
кнехты — делают из рейки и картона.
Трос — суровые нитки. Киповые планки — из картона.
Рангоут — мачта с реем и гафелем и
флагшток — собирают из проволочек.
Спасательные круги — из проволоки,
шлюпки — из бруска дерева.
Противопожарный инструмент — из проволоки,
пожарные шланги — из полоски бумаги,
огнетушители — из рейки.
Для связи МКЛ имеет две штыревые
и одну круговую антенны. Делают их
из проволок.
Стеллажи дымовой аппаратуры —
из картона, баллоны — из рейки.
Палубные люки. кранцы первых
«выстрелов» и палубные ящики у носового
орудия — из реек.
Электромоторы включаются тумблером.
Перед окраской на корпус
наклеивается ватерлиния из полоски белого
целлулоида шириной 1,5—2,0 мм.
Вначале окрашивается надводная
часть в серый цвет, причем наносить
краску следует ниже ватерлинии. Когда
краска просохнет, на расстоянии 30 мм
от палубы накладывают листки белой
бумаги, смазанной вазелином или
солидолом, так, чтобы закрыть окрашенный
борт, а на открытую подводную часть
наносится краска другого цвета: красная
или зеленая. После просыхания краски
бумага снимается, и смазка стирается.
Палуба окрашивается в черный цвет или в красно-коричневый.
На борт накладываются на свежую краску буквы М. К, Л из целлулоида.
Детали окрашиваются отдельно друг от друга.
Для окраски можно использовать
масляную краску, разведенную на
олифе или на светлом масляном лаке,
а также нитрокраску, разведенную на
ацетоне или специальных растворителях.
Нитрокраска «становится» быстро и
полностью высыхает за 3—4 часа.
Масляная краска сохнет не менее суток.
Краски наносятся кистями с мягким
волосом (№ 16—24) — для окраски
больших поверхностей: № 6—12 —
для мелких деталей. Кисти после
работы обязательно моются и протираются
насухо: от масляных красок — в
керосине, а от нитрокрасок — в ацетоне.
Модель окрашена. Краска высохла.
Детали смонтированы на место. Модель
готова. В знак завершения работы на
модели поднимается военно-морской флаг.
На стоянке флаг поднимается на
кормовом флагштоке, а на ходу на гафеле.
Соревнования таких моделей проводятся на дистанции 25 м.