ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ МАЛОЙ КАНОНЕРСКОЙ ЛОДКИ "МКЛ"

И. Максимихин

      Шхерный монитор, морской бронекатер, малая канонерская лодка — так именовали один из боевых надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах, на мелководье, в шхерах.
      Появление такого подкласса артиллерийских надводных боевых кораблей не случайно, ибо с первых же дней войны на море перед командованием флота возникла проблема — как поддерживать высадку десантов на острова шхерного района, чем подавлять точечные, хорошо замаскированные цели, что противопоставить артиллерийскому, минометному и пулеметному огню обороняющегося противника.
      Уничтожить или хотя бы подавить эти огневые средства можно только прямой наводкой из корабельных орудий среднего калибра. Однако ни эсминцы, ни канонерские лодки использовать нельзя: им не пробраться и не развернуться в узкостях и на мелководье. Нужны специальные небольшие бронированные корабли с сильной артиллерией, в которых сочетались бы качества монитора и катера, — малые бронекатера.
      Артиллерийское вооружение МБК состояло из двух орудий в танковых башнях (были установлены башни с танка Т-34). Зенитное артиллерийское вооружение представлено одним 37-мм автоматом, двумя 45-мм полуавтоматами, двумя 12,7-мм пулеметами.
      Морские бронекатера во многом были схожи с танками и по некоторым техническим данным, и особенно по характеру действии. И те и другие предназначались прежде всего для непосредственной поддержки боя в упор, отличались скоростью, броневой защитой, огневой мощью и маневренностью. Для боевых действий в островных и шхерных районах морские бронекатера были просто незаменимы, как и танки для пехоты.

Постройка модели военного корабля — малой канонерской лодки , сокращенно МКЛ, —
рассчитана на учащихся средней школы в возрасте 11—14 лет.

      Наибольшая длина модели 705 мм, длина по грузовой ватерлинии 680, ширина 100 и осадка 30 мм. Водоизмещение модели около 1,5 кг.
      В качестве двигателей используются два микроэлектромотора марки ДП-10, питающихся от 2—4 батареек карманного фонаря (КБС).
      НАБОР КОРПУСА.
      Корпус любого корабля, судна или яхты имеет набор, состоящий из металлических или деревянных продольных и поперечных связей - киля, стрингеров, шпангоутов и бимсов.
      Киль модели делается из сосновой доски толщиной 10 мм. Шпангоуты и транец выпиливаются из фанеры толщиной 3 мм и устанавливаются на киль. Скрепляют их по углам четырьмя сосновыми рейками сечением 4х4 мм.
      Обшивка корпуса начинается с днища. Полоса картона размером 720x60 мм накладывается на днище набора и на килевой брус в соответствии с рисунком. На обшивку бортов потребуются две полоски картона. В носовой части полосы обшивки обоих бортов, огибая форштевень, клеятся друг на друга внахлест. Предварительно концы обшивок счищаются напильником на «ус».
      Палубу вырезают из картона по готовому корпусу и приклеивают ее после окраски и установки механической части.
      Механическая установка состоит из двух электродвигателей ДП-10, устанавливаемых на равном расстоянии от средней линии.
      Дейдвудная труба делается из полоски жести толщиной 0,5 мм. Длина полоски 140, ширина 15 мм. Полоска свертывается в трубочку с помощью тисков, стержня диаметром 4 мм (можно гвоздя), молотка и плоскогубцев. Шов трубочки пропаивается, а в концы вставляются подшипники из двух витков проволоки диаметром 1 мм, которые также пропаиваются. Вал — велосипедная спица.
      Установка гребных валов, дейдвудов и электромоторов производится с помощью шаблона по схеме, показанной на рисунке.
      Гребные винты диаметром 22—25 мм вырезаются из жести толщиной 0,5 мм; наружные концы лопастей изгибаются под углом 40—45° у правого винта правой кромкой, а у левого — левой кромкой вперед, смотря с кормы.
      Рули вырезаются из жести, и обе пластинки спаиваются с баллером в виде капли. Внутрь корпуса вклеивается «сухарик», в котором укрепляют баллер руля.
      Перед продолжением работы корпус окрашивается изнутри, и по готовому корпусу вырезается палуба. На ее лицевой стороне делается вырез 220х50 мм для доступа к электродвигателям и батарейкам.
      В носовой части палубу ограждает фальшборт.
      На уровне палубы по обоим бортам снаружи приклеиваются привальные брусья — две рейки.
      В середине палубы находится боевая рубка. В ней сосредоточено управление кораблем, двигателями, артиллерией и связь. Рубка делается из картона по развертке рисунка. Двери — также из картона. Иллюминаторы — боевые щели — из белого целлулоида. На крыше рубки имеется броневой колпак 0 15 мм и высотой 8 мм. Впереди колпака — два люка 0 14 мм, закрытых броневыми крышками.
      Сзади рубки находится надстройка размером 25х30х30 мм (изготавливается из картона). Палуба ее фанерная: это ходовой мостик корабля. По краю мостика установлены леерные стойки и леера, а в носовой части — волноотвод.
      МКЛ вооружены двумя орудиями главного калибра, одним универсальным зенитным орудием калибра 37 мм и двумя установками спаренных крупнокалиберных пулеметов.
      Основание башни и барбет выполнены из фанеры, верх — из картона; барабан и ствол из реек, люки из картона, скобтрап из проволоки.
      Судовые огни — топовый, гакобортный, кильватерные, бортовые, отличительные, якорные и сигнальные — делаются из рейки, проволоки и картона.
      Прожектор, магнитный компас и рулевой пост делаются из рейки. Штурвальное колесо — из старой шестеренки.
      Якорное устройство, шпиль, якоря — из рейки. Якорь-цепь — из проволоки; клюзы — из картона.
      Швартовое устройство — вьюшки, кнехты — делают из рейки и картона. Трос — суровые нитки. Киповые планки — из картона.
      Рангоут — мачта с реем и гафелем и флагшток — собирают из проволочек. Спасательные круги — из проволоки, шлюпки — из бруска дерева. Противопожарный инструмент — из проволоки, пожарные шланги — из полоски бумаги, огнетушители — из рейки.
      Для связи МКЛ имеет две штыревые и одну круговую антенны. Делают их из проволок.
      Стеллажи дымовой аппаратуры — из картона, баллоны — из рейки. Палубные люки. кранцы первых «выстрелов» и палубные ящики у носового орудия — из реек.
      Электромоторы включаются тумблером.
      Перед окраской на корпус наклеивается ватерлиния из полоски белого целлулоида шириной 1,5—2,0 мм.
      Вначале окрашивается надводная часть в серый цвет, причем наносить краску следует ниже ватерлинии. Когда краска просохнет, на расстоянии 30 мм от палубы накладывают листки белой бумаги, смазанной вазелином или солидолом, так, чтобы закрыть окрашенный борт, а на открытую подводную часть наносится краска другого цвета: красная или зеленая. После просыхания краски бумага снимается, и смазка стирается.
      Палуба окрашивается в черный цвет или в красно-коричневый.
      На борт накладываются на свежую краску буквы М. К, Л из целлулоида.
      Детали окрашиваются отдельно друг от друга.
      Для окраски можно использовать масляную краску, разведенную на олифе или на светлом масляном лаке, а также нитрокраску, разведенную на ацетоне или специальных растворителях.
      Нитрокраска «становится» быстро и полностью высыхает за 3—4 часа. Масляная краска сохнет не менее суток.
      Краски наносятся кистями с мягким волосом (№ 16—24) — для окраски больших поверхностей: № 6—12 — для мелких деталей. Кисти после работы обязательно моются и протираются насухо: от масляных красок — в керосине, а от нитрокрасок — в ацетоне.
      Модель окрашена. Краска высохла. Детали смонтированы на место. Модель готова. В знак завершения работы на модели поднимается военно-морской флаг.
      На стоянке флаг поднимается на кормовом флагштоке, а на ходу на гафеле.
      Соревнования таких моделей проводятся на дистанции 25 м.


Общий вид модели:
1 — гюйсшток; 2 — якорь Холла; 3 — кнехты; 4 — форпик; 5 — носовой шпиль; 6 — вьюшки тросов; 7 — барбет; 8 — палубные ящики; 9 — башни универсальных пушек; 10 — боевая рубка; 11 — палубные люки; 12 — ходовой мостик; 13 — 12,7-мм спаренные пулеметы; 14 — шлюпка; 15 — тумблер электродвигателей; 16 — киповые планки; 17 — дымовая аппаратура; 18 — трап; 19 — винт; 20 — руль; 21 — флагшток; 22 — антенны; 23 — вентиляционный грибок; 24 — башни универсальных пушек; 25 — 37-мм автомат; 26 — мачта с реем, гафелем и военноморским флагом; 27 — штурвальное колесо; 28 — магнитный компас; 29 — прожектор.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: ж. "Моделист-конструктор" № 4, 1973, 27-32 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2013
Hosted by uCoz