Р. Петросян,
инженер, г. Москва
Очень быстроходные, маневренные, очень маленькие по сравнению с другими кораблями,
ракетные катера - грозный противник даже для самых крупных боевых кораблей. Обнаружить
ракетный катер очень трудно, а его внезапная атака может доставить неприятельскому кораблю
серьезные неприятности.
Главное вооружение катера - ракетная установка, способная
выпустить одновременно насколько ракет, и небольшая артиллерийская установка.
Расстояние до неприятельского корабля, его скорость и курс
определяет радиолокационная станция. Для управления артиллерийской
установкой имеются специальный радиолокатор и другие
автоматически действующие механизмы.
Модель ракетного катера, которую сделал Игорь Тележенко в Доме пионеров Октябрьского
района Москвы, на VIII Московских городских соревнованиях младших школьников в 1968 году
заняла первое место в классе моделей военных кораблей длиной до 1000 мм с резиномотором.
Наибольшая длина модели (рис. 1) - 850 мм, ширина - 180 мм. Двигателями служат два
резиномотора (по 50 - 60 ниток), которые вращают два гребных винта в разные стороны.
Корпус - наборный, на шпангоуты пошла фанера толщиной 4 мм, а обшивка - из
1,5-миллиметровой фанеры. Стрингеры выполнены из сосновой или липовой рейки. Транец и
переборка на третьем шпангоуте сделаны из фанеры толщиной 6 мм. В переборке до сборки
корпуса нужно выпилить окно для пропуски втулок мультипликатора и просверлить показанные
на чертеже шесть отверстий для крепления платы мультипликатора.
Готовые шпангоуты, транец и переборку укрепляют на стапеле, строго соблюдая расстояния
(шпации) между ними, указанные на проекции "Бок". Переборка и транец должны быть
подкреплены кницами, которые соединяют их со стрингерами и килевым брусом. Между
шпангоутом 1 и форштевнем вклеена бобышка из липы, обработанная по очертаниям носовой
части.
Закончив скрепление набора корпуса, приступают к его обшивке. Обшивка каждого из бортов и
обшивка транца - цельные, из фанеры толщиной 1,5 мм; обшивка днища - из фанеры
толщиной 1,5 мм - выполняется из нескольких части, предварительно выкроенных из бумаги по
месту. Палубный настил сделан из такой же фанеры. Изнутри корпус прокрашивается два-три
раза масляной краской. Когда она высохнет, нужно поставить на свои места наружные
привальные брусья, брызгоотбойные планки, выступающие подводные части, резиномотор,
мультипликатор, гельмпортовую трубу и руль. Дейдвудные трубы (рис. 2), кронштейны гребных
валов и гельмпортовую трубу ставят на клею, смешанном с опилками.
Рубка - съемная, она выполнена из оргстекла толщиной 1,5-2 мм. Воздухозаборники двигателей,
башня зенитной пушки, шлюпка 16, ангары зенитной установки 6 выдавлены из оргстекла
толщиной 1 мм, другие детали изготовлены из целлулоида, проволоки, оргстекла.
Фок-мачта вырезана из липы. На ней крепятся кронштейны из проволоки и листовой жести для
сигнального прожектора, двух пеленгаторных рамок, радиоантенны и клотикового огня. На
фок-мачте установлена антенна станции общего обнаружения 4, спаянная из медного луженого
провода; она должна быть выполнена особенно тщательно. Порядок спайки элементов антенны
следующий: на латунную или стальную сетку с ячейкой размерами от 0,5 до 1,5 мм напаивают
рамку 1, затем дуги 2 и т. д. в последовательности, указанной цифрами на рисунке. Паять следует
с кислотой.
Грот-мачта спаяна из проволоки диаметром 1,5 мм. Кожух антенны станции управлении
артустановкой выполнен из шарика для настольного тенниса; его мелкие детали - из целлулоида.
Снаружи модель окрашивают нитроэмалью; надводную часть - в серый (шаровый),
подводную - в красный или черный, ватерлинию - в белый цвет. Полируется корпус пастой № 290.
Все детали на палубе следует окрашивать нитроэмалью до их установки на место: кожух антенны
артустановки и якорный шпиль - в белый; огнетушители - в красный, якорь, якорную цепь,
киповые планки и кнехты - в черный цвет, а остальные детали - в шаровый.
Мультипликатор (рис. 3) увеличивает число оборотов гребных винтов по сравнению с оборотами
резиномотора в 2,14 раза, что при данных винтах обеспечивает модели наибольшую скорость
хода. Большее передаточное число не увеличивает скорости модели. Путем замени зубчатых
колес 6 и 8 другими можно изменять передаточное число в пределах от 1/4,5 до 4,5/1;
мультипликатор можно превратить в редуктор для другой модели. При этом необходимо лишь,
чтобы сумма чисел зубьев в любом случае была равна 88 при модуле зацепления m = 0,5.
Для соединения гребных валов с выходными валами мультипликаторе рекомендуется применять
гибкие валы, выполненные из стальной проволоки ф1 мм в виде цилиндрической пружины ф4
мм. С обоих концов пружины припаивают втулки для соединения пружины с валами.
Гребные винты 17 и их обтекатели изготовлены из латуни (для винта - вязкая латунь марки Л-62).
Очень важно соблюсти показанные на рисунке угол установки на ступице корня лопасти и угол
её закрутки; на одном винте оба угла отложены вправо, на другом - влево. Чтобы удобнее было
закреплять руль, в кормовой части палубы нужно сделать закрывающийся люк.