ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ РАКЕТНОГО КАТЕРА

Р. Петросян,
инженер, г. Москва

      Очень быстроходные, маневренные, очень маленькие по сравнению с другими кораблями, ракетные катера - грозный противник даже для самых крупных боевых кораблей. Обнаружить ракетный катер очень трудно, а его внезапная атака может доставить неприятельскому кораблю серьезные неприятности.
      Главное вооружение катера - ракетная установка, способная выпустить одновременно насколько ракет, и небольшая артиллерийская установка.
      Расстояние до неприятельского корабля, его скорость и курс определяет радиолокационная станция. Для управления артиллерийской установкой имеются специальный радиолокатор и другие автоматически действующие механизмы.

Модель ракетного катера, которую сделал Игорь Тележенко в Доме пионеров Октябрьского района Москвы, на VIII Московских городских соревнованиях младших школьников в 1968 году заняла первое место в классе моделей военных кораблей длиной до 1000 мм с резиномотором.

      Наибольшая длина модели (рис. 1) - 850 мм, ширина - 180 мм. Двигателями служат два резиномотора (по 50 - 60 ниток), которые вращают два гребных винта в разные стороны. Корпус - наборный, на шпангоуты пошла фанера толщиной 4 мм, а обшивка - из 1,5-миллиметровой фанеры. Стрингеры выполнены из сосновой или липовой рейки. Транец и переборка на третьем шпангоуте сделаны из фанеры толщиной 6 мм. В переборке до сборки корпуса нужно выпилить окно для пропуски втулок мультипликатора и просверлить показанные на чертеже шесть отверстий для крепления платы мультипликатора.
      Готовые шпангоуты, транец и переборку укрепляют на стапеле, строго соблюдая расстояния (шпации) между ними, указанные на проекции "Бок". Переборка и транец должны быть подкреплены кницами, которые соединяют их со стрингерами и килевым брусом. Между шпангоутом 1 и форштевнем вклеена бобышка из липы, обработанная по очертаниям носовой части.
      Закончив скрепление набора корпуса, приступают к его обшивке. Обшивка каждого из бортов и обшивка транца - цельные, из фанеры толщиной 1,5 мм; обшивка днища - из фанеры толщиной 1,5 мм - выполняется из нескольких части, предварительно выкроенных из бумаги по месту. Палубный настил сделан из такой же фанеры. Изнутри корпус прокрашивается два-три раза масляной краской. Когда она высохнет, нужно поставить на свои места наружные привальные брусья, брызгоотбойные планки, выступающие подводные части, резиномотор, мультипликатор, гельмпортовую трубу и руль. Дейдвудные трубы (рис. 2), кронштейны гребных валов и гельмпортовую трубу ставят на клею, смешанном с опилками.
      Рубка - съемная, она выполнена из оргстекла толщиной 1,5-2 мм. Воздухозаборники двигателей, башня зенитной пушки, шлюпка 16, ангары зенитной установки 6 выдавлены из оргстекла толщиной 1 мм, другие детали изготовлены из целлулоида, проволоки, оргстекла.
      Фок-мачта вырезана из липы. На ней крепятся кронштейны из проволоки и листовой жести для сигнального прожектора, двух пеленгаторных рамок, радиоантенны и клотикового огня. На фок-мачте установлена антенна станции общего обнаружения 4, спаянная из медного луженого провода; она должна быть выполнена особенно тщательно. Порядок спайки элементов антенны следующий: на латунную или стальную сетку с ячейкой размерами от 0,5 до 1,5 мм напаивают рамку 1, затем дуги 2 и т. д. в последовательности, указанной цифрами на рисунке. Паять следует с кислотой.
      Грот-мачта спаяна из проволоки диаметром 1,5 мм. Кожух антенны станции управлении артустановкой выполнен из шарика для настольного тенниса; его мелкие детали - из целлулоида.
      Снаружи модель окрашивают нитроэмалью; надводную часть - в серый (шаровый), подводную - в красный или черный, ватерлинию - в белый цвет. Полируется корпус пастой № 290.
      Все детали на палубе следует окрашивать нитроэмалью до их установки на место: кожух антенны артустановки и якорный шпиль - в белый; огнетушители - в красный, якорь, якорную цепь, киповые планки и кнехты - в черный цвет, а остальные детали - в шаровый.
      Мультипликатор (рис. 3) увеличивает число оборотов гребных винтов по сравнению с оборотами резиномотора в 2,14 раза, что при данных винтах обеспечивает модели наибольшую скорость хода. Большее передаточное число не увеличивает скорости модели. Путем замени зубчатых колес 6 и 8 другими можно изменять передаточное число в пределах от 1/4,5 до 4,5/1; мультипликатор можно превратить в редуктор для другой модели. При этом необходимо лишь, чтобы сумма чисел зубьев в любом случае была равна 88 при модуле зацепления m = 0,5.
      Для соединения гребных валов с выходными валами мультипликаторе рекомендуется применять гибкие валы, выполненные из стальной проволоки ф1 мм в виде цилиндрической пружины ф4 мм. С обоих концов пружины припаивают втулки для соединения пружины с валами.
      Гребные винты 17 и их обтекатели изготовлены из латуни (для винта - вязкая латунь марки Л-62). Очень важно соблюсти показанные на рисунке угол установки на ступице корня лопасти и угол её закрутки; на одном винте оба угла отложены вправо, на другом - влево. Чтобы удобнее было закреплять руль, в кормовой части палубы нужно сделать закрывающийся люк.

Рис. 1. Общий вид и детали модели::
1 - воздухозаборники; 2 - башня артустановки; 3 - антенна управления огнем артустановки; 4 - антенна радиолокатора; 5 - сигнальный прожектор; 6 - ангар ракетной установки; 7 - командирский визир; 8 - рубка; 9 - якорный шпиль; 10 - вьюшка; 11 - сигнальный огонь; 12 - огнетушитель; 13 - сходни; 14 - поручень; 15 - гребень вала; 16 - шлюпка; 17 - гребной винт; 18 - перо руля.


ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник: Р. Петросян. Маленький силач / ж. "Моделист-конструктор", №10, 1969, 12-15 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016