|
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА |
|
Судомодельный кружок
|
"ЗАРНИЦА" - КАТЕР НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ
В. Медведев,
г. Москва
Автор модели "Зарница" Евгений Зюрняев учится в 172-й школе
города Горького и уже несколько лет
занимается в кружке судомоделирования районного Дома техники.
Его "Зарница" - упрощенная миниатюрная копия
пассажирского судна на подводных крыльях.
Модель проста по устройству
и может быть создана в любом судомодельном кружке.
Почему мы рекомендуем строить эту модель?
"Зарница" обладает отличными ходовыми качествами.
Победив в городских и областных соревнованиях,
Е. Зюрняев затем не менее успешно выступал с "Зарницей"
на третьих Всероссийских соревнованиях
судомоделистов-школьников,
проходивших в 1970 году в городе Перми,
и стал там обладателем второго призового места:
модель прошла зачетную базу в 25 м со средней скоростью около 5 м/сек.
На Всероссийском слете юных техников, который состоялся в 1970 году в Туле,
Е. Зюрняев получил за модель "Зарница" первую премию.
"Зарница" экспонировалась также на Всесоюзной выставке
"Творчество юных" в Центральном выставочном зале в Москве.
Еще одна примечательная деталь. На третьих Всероссийских соревнованиях
судомоделистов-школьников резиномоторные модели
судов на подводных крыльях выступали впервые.
Старты их были очень интересны.
В 1971 году класс моделей
на подводных крыльях с механическим двигателем
включен в единую Всесоюзную классификацию
по судомодельному спорту.
Таким образом, каждый юный спортсмен, построив "Зарницу",
сможет выступить с ней в любых состязаниях судомоделистов.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
Длина наибольшая 910 мм.
Ширина наибольшая 230 мм.
Высота габаритная 110 мм.
Осадка (на стоянке) 30 мм.
Двигатель два резиномотора, каждый из которых собран из
100 круглых нитей длиной 700 мм и диаметром 1 мм.
Работу над моделью катера на подводных крыльях "Зарница" нужно начинать с изготовления корпуса.
Корпус можно сделать из березовой фанеры толщиной 1,5-2 мм. Он склеивается внакрой вместе с надстройкой. Швы с внутренней его стороны подкрепляются сосновыми планками сечением 5X5 мм.
При сборке корпуса рекомендуется пользоваться нитроклеем (эмалитом или АК-20). В средней части корпуса желательно поставить 2-3 рамочных шпангоута из фанеры: это придаст модели дополнительную жесткость.
Для удобства установки резиномотора и осмотра редукторов крышу надстройки сделайте съемной. Иллюминаторы прорежьте и с их внутренней стороны вклейте целлулоидную фотопленку без эмульсии, выкрашенную в синий или черный цвет.
Особое внимание следует обратить на изготовление крыльев. Их делают из листового дюралюминия толщиной 3 мм. При сборке каждое крыло крепится на стойке при помощи выступов, которые потом расклепываются, а к корпусу модели - дюралюминиевыми уголками с помощью болтов М4. Помните, что фигурные отверстия в стойках необходимы для изменения угла атаки и высоты установки крыльев.
Механическая часть модели катера "Зарница" состоит из носового и кормового редукторов, карданного соединения, гребного вала, кронштейна гребного вала и гребного винта.
Носовой редуктор - повышающий, с передаточным отношением 1:3. Для изготовления редукторов используются стальные цилиндрические зубчатые колеса с модулем примерно 0,5. Корпуса редукторов можно сделать из листового дюралюминия толщиной 3-4 мм. На оси шестеренок, крючки, кардан, гребной вал пойдет калиброванная сталь У8 или У10 диаметром 3-4 мм.
Оси зубчатых колес должны свободно вращаться в шарикоподшипниках или бронзовых втулках, запрессованных в корпус редуктора. В носовом редукторе стоит третье зубчатое колесо с тем же модулем, что и у двух первых, но меньшего диаметра (число зубьев не имеет значения). Необходимо, чтобы третья шестеренка заходила в зацепление с шестеренками Z1 и Z2 и выполняла роль стопора при заводке резиномоторов. Пружина стопора должна обладать достаточной силой для выхода шестерни Z3 из зацепления с шестернями Z1 и Z2 при выводе рукоятки стопора из Г-образного выреза в крыше надстройки.
Кормовой редуктор можно сделать из двух стальных цилиндрических шестеренок, имеющих одинаковый модуль зацепления. Этот редуктор служит только для соединения двух резиномоторов в один.
Гребной винт с диаметром 50 мм, с шагом 100 мм и толщиной лопасти 1 мм изготовьте из латуни. Ступицу винта лучше выточить из латунного прута диаметром 9 мм. Лопасти впаивают в пропилы ступицы гребного винта.
Прочие детали "Зарницы" следует изготавливать из материалов, указанных в спецификации.
Модель рекомендуется сначала зашпаклевать, потом обработать наждачной бумагой и уже затем покрыть нитрокраской. Название и номер модели следует отбить по трафарету загустевшей нитрокраской. Вместо кисти лучше пользоваться кусочком мелкопористого поролона.
Теперь можно приступить к ходовым испытаниям модели.
Только помните, что мощность у резиномоторов "Зарницы" значительная. Поэтому при постройке модели позаботьтесь о жесткости и прочности ее конструкции. Редукторы лучше всего закрепить в корпусе прямо через стенку надстройки с помощью болтов М4.
Будьте внимательны и осторожны при заводке моторов. Сорвавшись с крючка редуктора или дрели, резиномотор может разбить модель и нанести травму моделисту.
|
МОДЕЛЬ СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ "ЗАРНИЦА":
1 - перо руля,
2 - корпус,
3 - надстройка,
4 - кнехт,
5 - веерное ограждение,
6 - ветровое стекло,
7 - клотиковый огонь,
8 - мачта,
9 - квадратный иллюминатор,
10 - заборник вентиляционного устройства,
11 - бортовой огонь,
12 - ходовая рубка,
13 - прожектор,
14 - носовое крыло,
15 - дверь,
16 - гребной вал,
17 - иллюминатор,
18 - кормовое крыло,
19 - кронштейн,
20 - гребной винт,
21 - кокпит,
22 - скамейка,
23 - палуба с привальным брусом.
|
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник: "Зарница" - катер на подводных крыльях /ж. "Моделист-конструктор" № 3, 1971, 6-9 с.
Scan, Edit & OCR: MasterRU
| |
© ReSim Laboratory 2004-2015 |
|