ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
ЮМК
Судомодельный кружок


МОДЕЛЬ СУХОГРУЗНОГО СУДНА


И. Кириллов

      Эта модель построена в Доме пионеров Кировского района Москвы учеником 5-го класса Леней Крапчатовым. С ней Леня дважды выступал на Московских городских соревнованиях: в 1961 году он занял второе, а в 1962 году - первое место.


      Модель проста в изготовлении, ее вполне могут построить даже ребята, которые учатся в 5-6-х классах. Модель состоит из трех основных групп элементов: корпуса, винтомоторной ходовой группы и палубных надстроек.
      Для изготовления модели надо иметь кальку, фанеру (два куска толщиной 3 мм и один - 2 мм), сосновые рейки сечением 4х4 и 8х8 мм, брусок для сборки из любого дерева размером 16х х24х700 мм, мягкую древесину на бобышки 47 и 48 (рис. 3) и на рубку 6, небольшие кусочки твердой древесины для штампов, целлулоид толщиной 1 мм, стальные прутики толщиной 3, 4 и 10 мм, две трубки с внутренним диаметром 4 и 8 мм, кусочек жести, гвоздики, мелкие заклепки, тонкую медную проволоку, две шестеренки диаметром 15-30 мм и одну в два раза меньшего диаметра (8-15 мм), пластинку текстолита толщиной 5-7 мм. винты с гайками размером 3х х25 мм (4 шт.), кусочек стальной проволоки диаметром 1- 1,5 мм, лист плотного картона толщиной 1 мм. Необходимо иметь нитрошпаклевку, клей "АК-20" или нитролак "А-1Н" (эмалит) и краску.


      ПОСТРОЙКА КОРПУСА

      Корпус 1 начинайте изготовлять со шпангоутов, которые указаны на теоретическом чертеже (рис. 1) в натуральную величину. Справа на чертеже (десять шпангоутов) - носовая часть, а слева - кормовая часть корпуса. Шпангоуты скопируйте с теоретического чертежа на кальку. Лист кальки сложите пополам, линию сгиба положите точно по линии А-В теоретического чертежа, плотно прижмите кальку к чертежу, обведите чернилами очертания 1-го шпангоута и очертание заштрихованного прямоугольника в центре чертежа. Снимите кальку, переверните ее вверх другой стороной и против прочерченной линии очертите рукой линию на второй половине кальки. Развернув затем лист, вы получите полный чертеж шпангоута. Наклейте чертеж канцелярским клеем на 3-миллиметровую фанеру. После просыхания клея лобзиком вырежьте шпангоут. Все остальные шпангоуты изготовляются точно таким же способом.
      Готовые шпангоуты наденьте по порядку номеров на брусок, плотно прижмите один шпангоут к другому, а затем разделите на 18 частей кромки у 1, 10 и 19-го шпангоутов. При помощи скобы из медной проволоки соедините отметки линиями через все шпангоуты. Снимите шпангоуты с бруска и против каждой отметки вырежьте углубление размерами 4х4 мм для стрингеров. Для килевого и бортовых стрингеров на углах шпангоутов вырежьте выемки под стрингеры размерами 8х8 мм.
      Выпилите внутреннюю ненужную площадь шпангоута, оставьте лишь в трех точках "приросты" к шпангоутам. Шпангоуты 1 и 20 прибейте гвоздиками с клеем к передней 47 и задней 48 деревянным бобышкам. Бобышки предварительно обработайте по чертежу (рис. 3). Через отверстия в шпангоутах в бобышках выдолбите углубления для посадки бобышек на брусок.
      Брусок разделите на части по 34 мм, наденьте на него на отмеченные места шпангоуты. Затем укрепите на брусок при помощи углублений кормовую и носовую бобышки. Шпангоуты и бобышки приклейте клеем, чтобы они не качались на стапеле. Выдолбите в бобышках против выемок на шпангоутах углубления для стрингеров.
      Стрингеры начинайте ставить сначала бортовые. На углах шпангоутов прикрутите их к шпангоутам тонкой медной проволокой и хорошо приклейте эмалитом или другим нитроклеем. Поставьте килевой, а затем остальные стрингеры и крепко приклейте их. Носовую 47 и кормовую 48 бобышки обработайте до нормальных размеров. Неровности стрингеров снимите рубанком и напильником с крупной насечкой, затем эмалитом смажьте сверху стрингеры и шпангоуты.
      Корпус обшивается картонными полосками шириной 80-100 мм. Полоску картона необходимых размеров покройте нитрокраской, а после просушивания смажьте одну сторону загущенным эмалитом. Картон плотно прижмите к стрингерам. Через 3-5 мин. обшивка приклеивается к шпангоутам и стрингерам. После этого подгоните впритык следующую полоску картона. После оклейки корпуса выбейте выпиленные части из шпангоутов и выньте брусок, перепилив его на части. Корпус с внутренней стороны покрасьте нитрокраской с концентрированным раствором целлулоида. Это придаст картонной обшивке жесткость.
      Палубу сделайте из фанеры толщиной 1-2 мм. Приклейте ее, прикрепив временно гвоздиками. На полубаке палубу 53 сделайте после изготовления фальшборта 24, но не приклеивайте ее (на чертеже правый фальшборт снят). Фальшборт изготовьте из фанеры толщиной 1 мм. Прикрепите его к борту модели "на ус" клеем и прибейте гвоздиками. Носовой козырек и кормовую часть фальшборта изготовьте из целлулоида или картона, пропитанного клеем. После высыхания клея фальшборт зачистите напильником, а неровности на обшивке корпуса снимите "шкуркой".
      Корпус покройте два-три раза жидкой шпаклевкой.


      ВИНТОМОТОРНАЯ ГРУППА

      Редуктор 38 делается из шестеренок с соотношением числа оборотов от резиномоторов 1:2 на гребной вал, то есть один оборот резиномотора должен давать два оборота гребного вала.
      Редуктор 38 показан на чертеже схематически. Подберите необходимые шестерни Ж для осей резиномоторов и шестерню И на ось к гребному валу 40. Оси шестеренок и гребной вал изготовьте из стального прутика толщиной 4 мм. Поставьте шестерни на оси и просверлите через оси отверстия в ступицах. Закрепите шестеренку И шплинтом, а одну шестеренку Ж снимите с вала.
      Боковые пластинки редуктора изготовьте из текстолита. Просверлите отверстие на пластинке (согласно схеме редуктора 38) для оси шестерни И диаметром 4 мм. В отверстие пластинки вставьте ось с шестерней И, а шестерню Ж поставьте на пластинку без оси так, как показано на схеме - 38. Между зубьями шестерен проложите писчую бумагу, плотно прижмите шестерни друг к другу и в таком положении через отверстие шестерни Ж просверлите отверстие в пластинке сверлом диаметром 4 мм. Для оси второй шестерни просверлите отверстие точно таким же способом. Затем снимите шестерни с пластинки.
      На одной стороне пластинки поставьте керном метки для отверстий М соединительных винтов редуктора. Положите пластинки одну на другую, закрепите зажимами или ручными тисками так, чтобы пластинки не могли смещаться одна относительно другой. В таком положении просверлите все отверстия в пластинках.
      Сделайте угольник К из дюралюминия. На длинных концах осей просверлите отверстия 1,5 мм сверлом для колец 37 мотора, наденьте на оси шайбы по обе стороны шестеренок. Соберите редуктор. Чтобы не зажать шестеренки пластинками, на винты между пластинками наденьте трубки. Готовый редуктор смажьте маслом, зажмите один конец оси в патрон сверлильного станка и хорошо приработайте. Сделайте из стальной проволоки диаметром 1-1,5 мм кольца 37 для резиновых моторов. Концы колец загните внакладку и пропаяйте оловом.
      Дейдвудная труба 41 изготовляется из стальной или медной трубки с внутренним диаметром 7-10 мм. Подшипники Д выточите на токарном станке или вручную из бронзы, гребной вал 40 изготовьте из стальной спицы диаметром 4 мм. На одном конце нарежьте резьбу для посадки гребного винта. Гук 39 из стальной проволоки диаметром 1 мм изготовляется в виде колец внакладку. В середине кольца между собой спаиваются оловом. Набейте в трубу 41 густого масла или вазелина, наденьте ее на вал 40, а на резьбу вала навинтите гайку. Редуктор готов.
      Установив редукторы на модель, просверлите в бобышке 51 отверстие, вставьте в него трубу 41, изготовьте из липы подкладку 50 и приклейте ее густым клеем к дну корпуса. Затем прикрепите редуктор шурупами к подкладке 50. Дейдвудную трубу 41 закрепите в отверстие бобышки на шпаклевке с клиньями так, чтобы гребной вал вращался свободно.
      В переднюю бобышку вбейте из проволоки два крючка 27 для надевания на них резиновых лент.
      Трехлопастный винт 42 диаметром 46 мм вырежьте из жести. Зажмите винт на болте между двумя гайками. Гайки припаяйте к винту, снятому с болта. Затем навинтите его на резьбу гребного вала.
      Двойной руль 43 изготовьте из жести. Перья руля должны отстоять друг от друга на 50 мм. Их надо припаять к стальной крестовине 44, сидящей в отверстии баллера (оси) 45 руля и припаянной к ней оловом. Баллер руля 45 помещается плотно во втулке (гельмпорте) 46, вклеенной в отверстие задней бобышки 48.
      Модель имеет два двигателя. Каждый из них сделайте длиной 1 350 мм. Для этого надо взять 22 резиновые нити сечением 1х1 мм. Готовые двигатели проденьте одним концом через кольца 37. Оба заделанных конца каждого двигателя наденьте на крючки 27.


     ПАЛУБНЫЕ НАДСТРОЙКИ И ДРУГИЕ УСТРОЙСТВА

      Деталировка модели - важный этап работы судомоделиста. Очень часто моделисты с успехом делают корпус и ходовые механизмы, а дойдя до палубного оборудования, бросают работу. Наша модель оборудована минимальным количеством деталей и надстроек на палубе. Все необходимые детали даются в масштабе 2:3 натуральной величины (рис. 3), а основной чертеж - в масштабе 1:3 (рис. 2). Это дает возможность определять размер надстроек простым увеличением их в три раза.
      Подставку для модели (кильблоки) изготовьте из фанеры и брусочков древесины. Сконструируйте ее сами. Поставьте модель на подставку, а затем нанесите на палубу разметку надстроек и грузовых люков, пользуясь чертежом рисунка.
      Рубка 4 на главной палубе делается из четырех пластинок 3- миллиметровой фанеры (две 148х25 мм, одна 104х25 мм и одна 72х25 мм). Из пластинок сделайте коробку и приклейте ее к палубе (согласно разметке). Внутри коробки сделайте вырез для доступ а к редуктору. Затем сделайте вторую коробку так, чтобы она плотно входила в приклеенную к палубе коробку-рубку. На внутреннюю коробку приклейте шлюпочную палубу из 2-миллиметровой фанеры. Фальшборт 12 шлюпочной палубы сделайте из целлулоида или плотной бумаги, покрытой с двух сторон эмалитом. Рубка на шлюпочной палубе 5 и рулевая рубка 6 делаются из липового бруска (высота 52 мм, длина 113 мм).
      Дымовая труба 10 штампуется из целлулоида. Для этого в первую очередь изготовьте штамп для трубы. Заготовьте брусок дерева, у которого высота должна быть 50 мм, нижняя часть - 50х30 мм, верхняя - 35х21 мм, Затем закруглите по циркулю переднюю и заднюю части, а также вершину трубы. Вырежьте в куске фанеры отверстие так, чтобы штамп трубы проходил через нее свободно, с просветом по краям на толщину целлулоида. Над отверстием на фанеру прибейте гвоздиками в углы пластинку из целлулоида размером 100х х100 мм. Над электроплиткой осторожно нагрейте прибитую целлулоидную пластинку. Разогретый и мягкий целлулоид накладывается против отверстия на штамп трубы и быстро сверху прижимается к фанере руками. Размягченный целлулоид штампуется по форме трубы. Обе половины трубы штампуются раздельно. Плотно подгоните обе половины трубы друг к другу и склейте их эмалитом. Отрежьте вершину трубы (согласно чертежу), сделайте на колпаке трубы дымовую паутину (решетку), заклейте верх среза трубы целлулоидной пластинкой, а выше пластинки наклейте колпак трубы.
      Затем вырежьте на трубе угольник так, чтобы основание трубы хорошо устанавливалось на палубу рубки 5. Отверстия на трубе снизу заклейте пластинами целлулоида.
      Все остальные детали (клюзы, дефлекторы, шлюпки и т. д.) штампуются из целлулоида при помощи самодельных штампов.
      Грузовые люки 11 изготовляются из двух коробок, вставляющихся одна в другую. Внешняя коробка приклеивается к палубе, а внутренняя коробка - к крышке люка. Под крышками люков палубу надо вырезать для доступа к моторам.
      Мачты 18 грузового устройства изготовляются из дерева. Опоры В мачты состоят из двух кубиков, изготовленных из древесины 18х23х25 мм и приклеенных к фанерной пластине Г размером 3х18х92 мм. Марсовую площадку 16 согните из целлулоидной пластинки размером 2х28х120 мм. Коробку мостика 16 снизу просверлите в соответствии с чертежом и наденьте с клеем на мачту. Грузовые стрелы 21 изготовьте из стальной проволоки диаметром 3 мм и длиной 113 мм. Крепятся стрелы на шарнирах из проволоки и закреплены ниточными оттяжками 23. Блоки 22 склейте из целлулоида.


      ОТДЕЛКА МОДЕЛИ

      Все детали хорошо зачистите наждачной бумагой, грубые неровности на модели и надстройках зашпаклюйте густой шпаклевкой, втирая ее резиновой пластинкой или лезвием ножа, затем покройте при помощи кисти жидкой шпаклевкой один-два раза. После просыхания протрите поверхность модели наждачной бумагой с бензином. Если останутся неровности, следует повторить шпаклевку. После окончательной протирки наклейте ватерлинию 55 из целлулоидной узкой (2 мм) ленточки. Поставьте модель на воду и загрузите ее до ватерлинии свинцовыми пластинками. Пластинки укладываются через грузовые люки между стрингерами и приклеиваются густым клеем или шпаклевкой. Проделайте для клюзов и вентиляторов отверстия. После этого покрасьте модель нитрокраской при помощи пульверизатора: низ (до ватерлинии) синей или красной, верх - зеленой или черной, палубу - коричневой, а надстройки - белой краской. Металлические детали и верх дымовой трубы красятся в черный цвет.
      После окраски модели и деталей наклейте на рубку "окна" иллюминатора из цветного целлулоида 52. Согласно чертежу приклейте аккуратно эмалитом все детали палубы и надстроек модели, расчальте нитками стрелы. На этом изготовление модели заканчивается.


      ИСПЫТАНИЕ МОДЕЛИ

      Готовая модель на воде должна стоять ровно по ватерлинии. Убедившись в нормальной посадке модели, можете заводить мотор 36. Снимите палубу с полубака, отцепите с крючка петлю одного резиномотора и наденьте ее на крючок, зажатый в патроне дрели. Резиномотор заводите вдвоем: один должен держать модель и винт, второй - заводить дрелью резиномотор, растянутый примерно в два раза. Заведенный мотор наденьте на крючок модели. После этого заводите второй резиномотор на такое же количество оборотов.
      Модель с заведенными моторами поставьте на воду, придерживая винт и корпус руками. Модель должна плыть прямо. Если модель повернула в сторону, надо отрегулировать руль.


Общий вид модели:
1 - корпус модели; 2 - шлюпка; 3 - шлюпбалка; 4 - рубка главной палубы; 5 - рубка шлюпочной палубы; 6 - рулевая рубка; 7 - радиолокационная антенна; 8 - стойка антенны; 9 - прожекторы; 10 - дымовая труба; 11 - грузовой люк; 12 - фальшборт шлюпочной палубы; 13 - спасательные круги; 14 - лебедка грузовая (электромотор); 15 - нижний блок; 16 - марсовая площадка; 18 - мачта; 19 - леерное ограждение; 20 - шпиль; 21 - грузовая стрела; 22 - грузовой блок; 23 - походные крепления грузовых стрел; 24 - фальшборт; 25 - трап полубака; 26 - дефлекторы вентиляторов; 27 - крючки для резиномоторов; 29 - якорная цепь; 30 - клюз якорной палубы; 31 - кнехты швартовые; 32 - киповая планка; 33 - клюз бортовой швартовый; 34 - клюз якорный; 35 - якорь; 36 - резиновые моторы; 37 - кольца редуктора для резиномоторов; 38 - редуктор; 39 - кольца сцепления осей редуктора с гребным валом (гук); 40 - гребной вал; 41 - дейдвудная труба гребного вала; 42 - гребной винт; 43 - перо руля; 44 - крестовина рулей; 45 - баллер руля; 46 - втулка руля; 47 - передняя бобышка; 48 - задняя бобышка; 50 - подкладка под редуктором; 51 - бобышка дейдвудной трубки; 52 - окно рубки; 53 - палуба полубака; 54 - люки; 55 - ватерлиния; 56 - подставка шлюпбалки (ростры).
В - опоры мачты; Г - палуба грузовых лебедок; Д - подшипники гребного вала; Е - фундамент электромотора; Ж - шестерни резиномоторов; И - шестерни гребного вала; К - угольник крепления редуктора.


Источник: И. Кириллов. Модель сухогрузного судна / ж. "Юный Моделист-конструктор" № 7, 1964, 33-37 с.
Scan & OCR: MasterRU
© ReSim Laboratory   2004-2016