ЮМК
Лаборатория СУДОМОДЕЛИЗМА
shipmod


ЭСМИНЕЦ-РАКЕТОНОСЕЦ "СИРИУС"

В. Целовальников

      Эскадренный миноносец... Неувядаемой славой покрыли себя корабли этого класса. Вспомните славный "Стерегущий", легендарную "Керчь" в гражданскую войну, подвиг трех эсминцев на Черном море в Великую Отечественную и, наконец, героическую гибель эскадренного миноносца "Яков Свердлов", закрывшего собой от торпед немецкой подводной лодки крейсер "Киров". Можно без преувеличения сказать, что наибольшей популярностью у судомоделистов из моделей военных кораблей пользуется эскадренный миноносец. Это и не удивительно. Стремительные обводы, красивые надстройки, мощное вооружение и, наконец, быстрый ход - все это привлекает любителей судомоделизма.

      Модель эсминца сложна, поэтому к изготовлению ее может приступить моделист, имеющий определенные навыки в работе по постройке моделей. Сегодня мы расскажем о том, как построить модель такого корабля.
      В первую очередь закладывается корпус. Корпус делается наборным из дерева. Сначала из прямослойной сосны или ели надо выстругать стапельную доску, на ней провести диаметральную (продольную) линию и разметить шпации (расстояния между шпангоутами). Затем изготовить палубу. Для этого на фанеру толщиной 2-3 мм нанести диаметральную линию и шпации, с теоретического чертежа на каждом шпангоуте снять расстояния от диаметральной линии до края шпангоута и перенести их на фанеру. Полученные точки соединить с помощью лекал плавной кривой - это и будет контур палубы. Палубу и вырезы на ней для установки шпангоутов вырезать лобзиком.
      Для дальнейшей работы необходимо вычертить вид сбоку. Делается это следующим образом. На листе бумаги проводится линия и согласно теоретическому чертежу размечается на шпации. На линиях, проходящих через полученные точки, откладываются высоты каждого шпангоута. Остается с помощью лекал соединить полученные точки. Получим вид модели сбоку.
      Затем надо поместить на стапельную доску палубный настил. Палубе необходимо придать продольный прогиб - седловатость. Под палубу, на стапельную доску, подложите деревянные брусочки. Высоту брусочков возьмите с чертежа "Вид сбоку". Для этого прямой линией соедините носовую оконечность корпуса с кормовой. Расстояния между линией палубы и проведенной линией на каждом шпангоуте и будут высотами наших брусочков. Их следует слегка прибить к стапельной доске маленькими гвоздиками. Далее положите палубу на брусочки, концы ее закрепите и приступайте к изготовлению шпангоутов.
      С теоретического чертежа с помощью кальки или копировальной бумаги шпангоуты перенесите на 4-5 миллиметровую фанеру и выпилите их лобзиком, края шпангоутов обработайте напильником и наждачной бумагой. Для облегчения корпуса середину шпангоутов можно выпилить, оставив края шириной 6-7 мм. В верхней части шпангоутов вырежьте шипы, которые будут вставляться в палубные вырезы.
      В нижней части шпангоутов выпилите пазы для килевой рамы. Килевую раму вырезают из фанеры толщиной 6-7 мм (размеры и очертания рамы взять с чертежа "Вид сбоку"). В носу и корме на величину одной или двух шпаций из мягких пород дерева (липы, ольхи) сделайте деревянные бобышки. Бобышки обработайте по профилю носа и кормы рашпилем и наждачной бумагой, а внутри выдолбите. В нижней части бобышек вырежьте пазы для килевой рамы. Затем вставьте шпангоуты шипами в вырезы палубы, а бобышки слегка прикрепите к палубе гвоздиками и скрепите набор килевой рамы. Стрингеры (рейки 4х4, 5х5 мм) выпиливаются из прямослойных сосновых или еловых дощечек. Наметив вырезы на шпангоутах и бобышках, разберите набор корпуса; лобзиком и стамеской сделайте в шпангоутах вырезы так, чтобы стрингеры входили в них плотно. В палубе пропилите монтажные окна для удобства установки механизмов.
      До сборки корпуса места стыков смажьте два-три раза нитроклеем (эмалит. АК-20). Если такого клея нет, то его можно изготовить самому, растворив кинофотопленку или целлулоид в ацетоне или растворителе для нитрокрасок. Далее на клее и гвоздиках смонтируйте набор корпуса и дайте ему просохнуть. Просохший набор снимите со стапельной доски и обшейте 1-1,5 миллиметровой фанерой. Если фанеры нет, можно взять плотный картон. Листы обшивки гвоздиками и клеем прикрепите к шпангоутам и стрингерам. Закончив обшивку корпуса, промажьте его изнутри и снаружи два-три раза нитроклеем.
      До установки палубы в корпусе укрепите дейдвуды, редуктор, гельмпорт, мотор. Дейдвуды делаются из трубок сечением 5-7 мм, в концы их вставляются шарикоподшипники или самодельные втулки из бронзы или латуни. Валы изготовьте из прямой стальной проволоки толщиной 2-3 мм, на наружном конце их нарежьте резьбу для гребных винтов.
      Редуктор собирается из шестеренок различных часовых механизмов.
      На модель можно установить один мотор МУ-100 или два мотора МУ-50. Так как число оборотов этих моторов довольно велико, то редуктор делается на уменьшение оборотов, то есть шестеренки надо подбирать с отношением 1:2, 1:3. Редуктор устанавливается в корпусе и соединяется с валами.
      Готовый корпус шпаклюют и красят. Перед шпаклевкой его необходимо прогрунтовать нитролаком (нитроклеем) или олифой в зависимости от того, какой шпаклевкой вы будете шпаклевать модель. Под нитрокраску применяется нитрошпаклевка, а под масляную - шпаклевка на олифе.
      Сначала следует зашпаклевать щели и неровности густой шпаклевкой. Когда шпаклевка высохнет, ее надо зачистить шкуркой, а весь корпус покрыть 3-4 раза жидкой шпаклевкой, разведенной в растворителе. Высохшую поверхность корпуса обработать мелкой наждачной бумагой. Перед покраской на корпус наклеивают ватерлинию из белого целлулоида шириной 2-3 мм. Подготовив таким образом корпус, можно приступать к покраске.
      Надводная часть борта и надстройки красятся в шаровый (серо-голубой) цвет, а подводная - в красный или зеленый. Палубу желательно окрасить в коричневый (желтый) цвет.
      Затем следует покрасить модель 4-6 раз, зачистить ее мелкой наждачной бумагой и нанести 1-2 слоя жидкой краски (для ее приготовления краска, используемая вначале, разводится растворителем).
      Закончив работу с корпусом, вы можете приступить к изготовлению надстроек, мачт, вооружения и т. д. Надстройки делаются из фанеры, целлулоида, оргстекла, фольги, дерева по размерам, указанным на чертежах. Для леерных стоек можно использовать стальные булавки, вбив их по борту модели в палубу и надстройки, где положено, а лееры натянуть из ниток или тонкой проволоки.
      Для изготовления винтов из латуни или бронзы надо выточить ступицы, в них просверлить отверстия и нарезать резьбу. На поверхности ступиц сделайте пропилы для установки лопастей. Лопасти следует вырезать из латуни и впаять в пропилы ступицы. Винты обычно делаются 3- 4 лопастные. Их необходимо отполировать.
      Затем винты навинчиваются на валы и пропаиваются.
      Руль вырезается из латуни или жести, припаивается к баллеру, вставленному в гельмпорт (трубку), и закрепляется гайкой.
      Законченную модель надо отрегулировать (удифферентовать и откреновать) на воде. Модель должна видеть "на ровный киль".
      Для электропитания можно использовать карманные батареи КБС, а лучше малогабаритные аккумуляторы.
      На модель желательно поставить таймер (реле времени). Реле после прохождения моделью необходимой дистанции выключит электропитание.
      При первых запусках модель, естественно, будет уходить с курса в ту или иную сторону, но с помощью соответствующей перекладки руля надо добиться чтобы она ходила прямолинейно.
      Для удержания модели на заданном курсе можно применить гироскоп.


ОБЩИЙ ВИД МОДЕЛИ:
1 - гюйсшток; 2 - буксирный клюз; 3 - люк круглый; 4 - люк квадратный; 5 - кнехт буксирный; 6 - кнехт швартовый; 7 - киповая планка; 8 - якорь Холла; 9 - шпиль; 10 - стопор; 11 - пост управления шпилем; 12 - волновод; 13 - башня главного калибра; 14 - зенитная башня; 15 - иллюминатор; 16 - дверь; 17 - трап вертикальный; 18 - спасательный плот; 19 - спасательный круг; 20 - радиоантенна; 21 - индикатор локатора; 22 - магнитный компас; 23 - машинный телеграф; 24 - пелорус гирокомпаса; 25 - репитер гирокомпаса; 26 - оптический визир; 27 - тамбур схода; 28 - стол вахтенного офицера; 29 - сигнальный прожектор; 30 - антенна радиолокации; 31 - радиопеленгатор; 32 - фок-мачта; 33 - стрела; 34 - лебедка стрелы; 35 - дымовая труба; 36 - гудок; 37 - сирена; 38 - вентиляционный кожух; 39 - рабочий катер; 40 - командирский катер; 41 - трап наклонный; 42 - торпедный аппарат; 43 - грот-мачта; 44 - зенитный автомат; 45 - кранец; 46 - пост управления ракетами; 47 - забортный трап; 48 - трап- балка; 49 - зенитные ракеты; 50 - шпиль швартовый; 51 - бомбомет; 52 - стеллаж глубинных бомб; 53 - вьюшка; 54 - флагшток; 55 - гребной винт; 56 - гребной вал; 57 - кронштейн гребного вала; 58 - руль; 59 - носовая надстройка; 60 - кормовая надстройка.
Корабельные огни:
а - штаговый; б - бортовой отличительный правый; в - бортовой отличительный левый; г - буксирный (один из них топовый); д - топовый; е - гафельные (белый и красный); ж- флагманский; и - верхний кильватерный; к - якорный гакобортный; п - ходовой гакобортный; м - нижний кильватерный.

ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ


Источник информации: "Моделист-Конструктор" № 2, 1966, 11-15 с.
Scan & OCR: MasterRU

ReSim Laboratory   2004-2007