пок и др., что вполне допустимо. Необходимость таких изменений может
появиться, если свободные площади на палубе стали слишком большими,
если проходы стали уже наименьшей допустимой величины, если обзор из
ходовой рубки стал слишком малым, если изменение длины корпуса влечет
за собой изменение числа пассажирских мест и, следовательно, числа
спасательных шлюпок и т. п.
При проверке вертикальных размеров многих деталей модели, как,
например, надстроек и рубок, нактоузов, шпилей, леерных стоек и др.,
удобно пользоваться нарисованным в масштабе и вырезанным из бумаги
шаблоном контура человека (рост человека следует принимать равным
1,7 м). Прикладывая такой шаблон к вычерченной детали, легко
обнаружить допущенную в ее высоте ошибку.
***
Приступая к изменению масштаба чертежа или к изменению длины
корпуса, следует помнить, что:
1. При изменении масштаба теоретического чертежа и чертежа общего
вида все размеры должны быть изменены пропорционально требуемому
изменению масштаба модели.
2. При изменении длины модели без изменения масштаба все размеры
теоретического чертежа (кроме высоты показанных на нем надстроек
и фальшборта) должны быть изменены пропорционально изменению длины
модели. Горизонтальные размеры деталей чертежа общего вида (кроме
размеров деталей, не зависящих от длины судна: шлюпок, дверей и др.)
должны быть изменены пропорционально изменению длины модели.
Горизонтальные размеры деталей чертежа общего вида (кроме
вертикальных размеров деталей, зависящих от длины судна, мачт, труб
и др.) не изменяются.
3. При изменении длины модели может встретиться необходимость
изменения ее внешней архитектуры.
4. Изменение длины моделей-копий (например, модели крейсера «Аврора»)
без изменения масштаба не допустимо.