цепные барабаны 6 и два шкива 7 с ленточными тормозами.
Зажатие и отжатие тормозов производится
штурвалами 8. Для управления двигателем брашпиля
служит штурвал 9 манипуляторного клапана.
Цепной ящик — особое корабельное помещение для
хранения якорной цепи. Цепной ящик представляет со-
бой выгородку в носовой части корабля под шпилем или
брашпилем. Каждая якорная цепь укладывается в от-
дельный цепной ящик в определенном порядке — змей-
кой. Такая укладка обеспечивает правильный и быстрый
выход якорной цепи из ящика при отдаче якоря. Форма
и площадь ящика определяются, исходя из калибра
якорной цепи.
Цепной ящик изнутри обшит досками и имеет стоки
для воды, попадающей в ящик вместе с цепью. Во избе-
жание ржавления цепи палубу цепного ящика покрывают
решеткой.
2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТОВ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА
МОДЕЛИ
Макеты якорей для модели должны выполняться в
том же масштабе, что и сама модель.
При изготовлении макетов якорей необходимо выдержать
соотношения между основными размерами якоря.
Эти соотношения легко найти по рис. 21 и табл. 3.
Допустим, что необходимо изготовить модель крейсера
в масштабе 1:100. Главные размерения и водоизмещение
прототипа этой модели известны. Например, водоизмещение
крейсера Д=15000 т. По табл. 1 находим,
что вес его станового якоря должен быть равен 6 000 кг.
На крейсерах в качестве становых якорей применяются
якоря Холла. С помощью табл. 3 по весу якоря найдем
длину его веретена А ==3230 мм.
Уменьшив эту величину в сто раз, получим длину
веретена макета якоря для модели крейсера равную 32,3 мм.
На рис. 21 даны буквенные обозначения основных
размеров различных якорей. В табл. 4 дана зависимость
между длиной веретена якоря А и остальными его размерами.
Пользуясь рис. 21 и табл. 4, легко определить
15