Если имеется в наличии свободный гироскоп (с тремя
степенями свободы), то его можно переделать в
прецессионный, Для этого вертикальное кольцо нужно
освободить от наружной рамки и закрепить его в корпусе
модели так, чтобы главная ось гироскопа была направлена
горизонтально вдоль модели. Рассмотрим, как осуществляется
стабилизация курса с помощью прецессионного
гироскопа. При отклонении модели вправо или влево
от курса на рамку гироскопа, жестко связанную с
корпусом модели, будет действовать момент внешних сил
Вследствие прецессии главной оси гироскопа горизонтальное
кольцо повернется и через тягу 4 отклонит руль
модели в нужную сторону. Модель вернется на заданный курс.
Предположим, что модель уходит с курса вправо,
Тогда в результате разворота модели вокруг вертикальной
оси к рамке гироскопа будут приложены силы F1F2,
(рис. 3). Под действием этих сил, согласно закону
прецессии, главная ось гироскопа повернется вокруг оси
YY. Кормовой конец оси гироскопа опустится, а носовой
поднимется. Руль через тягу 4 будет перекладываться
влево до тех пор, пока модель не прекратит разворота
вправо. Как только модель судна под действием
положенного влево руля начнет поворачиваться влево,
направление действия сил F1 и F2 и направление
прецессионного движения изменятся на обратные. Ранее
опустившийся кормовой конец оси гироскопа теперь начнет
подниматься и руль будет отводиться в нулевое положение.
К моменту возвращения модели судна на курс руль
окажется в прямом нейтральном положении. Если модель
отклонится от курса влево, то гироскоп будет действовать аналогично.
Прецессионный гироскоп необходимо демпфировать,
т, е. немного уменьшить чувствительность поворота
гироскопа вокруг горизонтальной оси- При резких
кратковременных действиях внешних сил чрезмерно
чувствительный гироскоп совершает ненужные, вредные для
стабилизации курса, прецессионные движения, которые
передаются на руль. Демпфирование можно осуществить
поршеньком, связанным с горизонтальным кольцом и
передвигающимся в неподвижном цилиндрике,
При непосредственном воздействии гироскопа на руль,
руль обязательно должен быть балансирным или полуба-
10