ВВЕДЕНИЕ
Способность двигаться по прямому заданному направлению
(курсу), а также изменять направление движения
(маневрировать) является важнейшим и необходимым
качеством любого судна. Эти качества обеспечиваются
симметричными и обтекаемыми обводами корпуса,
установкой на судне рулевого устройства, а также
использованием при маневрировании судовых двигателей
и движителей (гребных винтов).
На современных судах устанавливаются сложные автоматические
приборы и устройства, помогающие следить
за правильностью курса и вести судно точно по заданному пути.
К их числу относятся гироскопические компасы, лаги,
эхолоты, гирорулевые курсографы, одографы и другие
приборы.
Во многих случаях ходовые качества вновь проектируемых
судов предварительно проверяются на испытаниях
моделей этих судов в опытовых судостроительных и
научно-исследовательских бассейнах.
Любители-моделисты должны проводить ходовые испытания
при постройке модели и после ее окончания для
определения качеств и регулирования механизмов.
Морские моделисты ДОСААФ, как правило, испытывают
свои модели в открытых водных бассейнах, подверженных
действию ветра, волн и других внешних факторов.
Особым видом испытания любительских моделей являются
соревнования. В программу соревнований входят
испытания скорости и прямоходности (устойчивости на
курсе). Соревнования проводятся на установленной
дистанции фарватера, оборудованного на природной
акватории (пруду, озере, реке и т. п.).
Для самоходных моделей надводных судов и кораблей
Всесоюзными правилами соревнований морских мо-
3