Опыт Крымской войны (1853 — 1856) и гражданской войны (1861) в США наглядно
показал, что имевшиеся в составе флотов парусные деревянные корабли в условиях
быстро прогрессирующих боевых средств ведения войны на море не могли уже соперничать
с паровыми судами, покрытыми мощной броней, и все основные морские державы
лихорадочно приступили к постройке броненосных судов. В этой гонке строительства
флота не была исключением и Россия, практически оказавшаяся после поражения в
Крымской войне без боевых кораблей. Первоначально строились сравнительно небольшие
корабли с малой осадкой, приспособленные к плаванию лишь в водах Финского залива и
предназначенные для обороны с моря столицы государства Санкт-Петербурга и морской
крепости Кронштадт.
При выполнении этой судостроительной программы, утвержденной правительством в
1863 году и получившей наименование «мониторной», одновременно с постройкой кораблей
была произведена реорганизация большинства казенных и частных судостроительных
заводов и подготовлена база для создания более крупных океанских кораблей —
мореходных броненосцев, бронированных и небронированных фрегатов (крейсеров).
В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А. А. Попова
в Петербурге был заложен первый корабль этого класса, получивший впоследствии
наименование «Петр Великий». Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей,
оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением,
строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда
лет после окончания строительства «Петр Великий» считался лучшим и сильнейшим
кораблем в мире.
Признавая приоритет русских кораблестроителей в строительстве броненосцев, известный
английский конструктор Э. Рид в газете «Таймс» писал: «Русские успели превзойти
нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов
постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так
как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших
броненосцев».
Хотя преимущества «Петра Великого» по отношению к кораблям других классов и были
бесспорны, все же финансовые затруднения и промышленная отсталость России затянули
строительство броненосцев на многие годы. Лишь в 1883 году в Николаеве и Севастополе
возобновилась постройка броненосных кораблей «Синоп», «Чесма» и «Екатерина II»,
положившая начало возрождению Черноморского флота, а в 1885 году в Петербурге для
Балтийского флота — броненосцев «Император Александр II», «Император Николай I» и «Гангут».
Рассматривая развитие кораблей этого класса и совершенствование боевой техники и
вооружения флота в то время, Фридрих Энгельс в знаменитой работе «Анти-Дюринг» писал:
«... Соперничество между броневой защитой и пробивной силой орудий еще так далеко от
завершения, что в настоящее время военный корабль сплошь и рядом оказывается уже не
удовлетворяющим предъявляемым ему требованиям, становится устарелым еще раньше,
чем его успели спустить на воду...».
Русские судостроители неутомимо работали над улучшением качеств броненосных
судов. На кораблях стала устанавливаться более мощная нарезная артиллерия, увеличивалось
бронирование наиболее уязвимых мест. К началу 90-х годов был твердо установлен
калибр главной (305 мм) и средней (152 мм) артиллерии, а толщина брони доведена до 406
миллиметров.
Заложенный в 1890 году в Петербурге эскадренный броненосец «Наварин» стал
образцом кораблей этого класса. На Черном море при постройке заложенных в 1892 году
броненосцев «Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», «Три Святителя» и «Ростислав»
в их тактико-технические характеристики были также внесены существенные изменения.
Несмотря на долгие сроки строительства, к 1895 году на Балтике и на Черном море
было уже по пяти эскадренных броненосцев.
Однако этого числа кораблей было явно недостаточно для противоборства быстроразвивающимся
флотам Германии и Японии, не говоря уже об Англии. В принятых царским
правительством судостроительных программах 1895 и 1898 годов эскадренным броненосцам
по-прежнему была отведена ведущая роль. Вслед за «Сисоем Великим», «Полтавой»,
«Петропавловском» и «Севастополем», построенными еще по программе 1890 года, в
1901 — 1904 годах вошли в строй три однотипных броненосца: «Пересвет», «Ослябя» и
«Победа», предназначенные для самостоятельных крейсерств в открытом океане. Вместе с
ними — еще четыре эскадренных броненосца: «Бородино», «Князь Суворов», «Император
Александр III» и «Орел» (пятый корабль этого типа — «Слава» — вступил в строй
уже в 1905 году). Два корабля — «Цесаревич» и «Ретвизан» в силу загруженности отечественных
заводов были заказаны во Франции и в США. С учетом вошедшего в 1904 году
в состав Черноморского флота броненосца «Князь Потемкин-Таврический» Россия к началу
русско-японской войны 1904 — 1905 годов имела 24 корабля этого класса, в том
числе: на Балтике — 9, на Черном море — 8 и в составе 1-ой Тихоокеанской эскадры — 7 кораблей.
Русско-японская война выявила недостатки в конструкциях кораблей и внесла множество
нового в строительство броненосцев. В частности, она показала большую их
уязвимость от воздействия артиллерии, мин и торпед. Это потребовало коренных
изменений в размещении бронирования, вооружения и водонепроницаемых переборок,
увеличения скорости хода судов.
В связи с этим проектные данные уже находившихся на стапелях в Петербурге,
Николаеве и Севастополе эскадренных броненосцев «Андрей Первозванный», «Император
Павел I», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» подверглись коренной перестройке.
Вышеуказанные корабли явились последними в России эскадренными броненосцами. На
смену им шли другие, более совершенные и мощные линейные корабли с паротурбинными
энергетическими установками и диаметральным расположением орудийных башен.
В 1909 году на Новом Адмиралтействе и на Балтийском заводе были заложены четыре
таких корабля, получившие наименования «Севастополь», «Гангут», «Петропавловск» и
«Полтава». Через два года подобные корабли: «Императрица Мария», «Екатерина II» и
«Император Александр III» были заложены и для Черноморского флота. Последний
корабль этого класса — «Император Николай I» не был достроен.
Обладая самыми совершенными по тому времени вооружением и механизмами,
отличными скоростными и мореходными качествами, русские линейные корабли в годы первой
мировой войны не знали себе равных в мире.
Предлагаемый выпуск художественных открыток расскажет читателю о наиболее
примечательных броненосцах и линейных кораблях Российского флота.
Капитан 2-го ранга С. БЕРЕЖНОЙ
|