Матросам, старшинам, мичманам и офицерам —
товарищам по службе на эскадренных миноносцах
Черноморского и Северного флотов — посвящаю
Автор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Моря и океаны занимают около 70 % поверхности земного шара.
С древнейших времен море привлекало к себе внимание человека как
идеальный путь. Развивалось мореплавание. Коммерческие суда нуждались в защите от врагов. Стали
строить военные суда — корабли. Зарождалась история кораблестроения.
Первые корабли практически ничем не отличались от коммерческих
судов, ведь основным оружием моряков той поры являлось личное оружие абордажного боя.
Для размещения на борту воинов с боеприпасами не нужна была специальная
архитектура корпуса. Даже метательные машины и таран, а позднее
артиллерия, мало изменили внешний вид военных судов, так как средства
нападения и защиты на первых артиллерийских кораблях были несложными.
По мере изменения тактики войны на море менялись не только боевые
средства, но и мореходные качества кораблей. И уже к середине XIX в.
корабли приобрели специфический внешний вид, который с некоторыми
отклонениями сохранился до наших дней.
«Самые быстрые корабли» — так названа эта книга. На всех этапах
развития кораблестроения наблюдалось стремление достичь возможно
большей скорости кораблей. Но это стремление ограничивалось в основном
возможностями двигателя. Самые быстрые гребные корабли не
могли развить более 6—7 уз1.
Парусные корабли были более быстроходны, но и они показывали
не более 12—13 уз. Только с появлением механического двигателя открылась перспектива резкого увеличения скорости кораблей.
Возможно у тех, кто связан со службой на флоте или с кораблестроением, возникнет вопрос: почему
именно о скорости кораблей пойдет речь? Ведь наряду со скоростью боевые возможности корабля
определяются рядом других качеств, среди которых вооружение, мореходность2,
непотопляемость, управляемость, автономность и т. п. Тактико-технические элементы корабля
взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, не могут рассматриваться
изолированно. Вот почему круг затронутых в книге вопросов будет
намного шире, чем можно предположить по названию книги.
Действительно, можно создать быстроходный, но слабо вооруженный корабль, или же построить
быстроходный и хорошо вооруженный корабль со столь незначительной дальностью плавания, что его
просто невозможно будет использовать. Наконец, известны быстроходные, хорошо вооруженные корабли
с большой дальностью плавания, которые, однако, не могли решать боевые задачи в штормовом море,
так как их корпуса давали трещины, а случалось, и разламывались на две части.
Вот почему создание корабля основано на компромиссных решениях, когда улучшение одного качества
может быть достигнуто лишь за счет некоторого ухудшения других. Ведь практически невозможно
осуществить с желаемой полнотой совмещение в одном корабле всех средств нападения и защиты,
обеспечив при этом высокую скорость, приемлемую дальность плавания, мореходность и другие качества.
И все-таки лейтмотив книги — история борьбы за скорость. Для
любого морского транспортного средства скорость является первостепенным показателем. Но если для
коммерческого судна скорость — это оборачиваемость, то для корабля — важнейшее тактическое качество, в
значительной степени определяющее его боевую ценность.
Понятие «самый быстрый корабль» относительно. Корабли разных классов в зависимости от их тактического
назначения имеют далеко не одинаковую скорость полного хода.
Поэтому существовали и продолжают существовать самые быстрые
крейсеры, эскадренные миноносцы, тральщики и корабли других классов.
Автор не ставил перед собой задачу проследить за эволюцией скоростных
качеств кораблей всех классов, да в этом и нет необходимости.
В книге рассказывается о том, как ученые и кораблестроители вносили свой вклад в улучшение ходовых
качеств кораблей, как их труды воплощались в достижения, а порой оборачивались разочарованиями,
как на ошибках предшественников учились потомки.
Здесь уместны слова А. М. Горького: Прежде всего — и еще раз! — наша книга
о достижениях науки и техники должна не только давать конечные результаты человеческой
мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской
работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиск верного метода. Науку
и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как
арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций3.
Вопросы борьбы за скорость кораблей на протяжении многих лет
систематически освещались на страницах отечественной и зарубежной
печати. Первое издание настоящей книги, вышедшее в 1981 г., явилось
попыткой изложить в общедоступной форме историю борьбы за скорость
в надводном кораблестроении. При подготовке второго издания учтены
пожелания читателей, уточнены отдельные события, использованы новые материалы, опубликованные в
советской и зарубежной печати за последние годы, и фотографии из архива.
Автор надеется, что второе издание книги будет встречено читателями не
менее благожелательно, чем первое, и не оставит их равнодушными.
1 Узел — единица скорости в навигации, 1 уз=1 миля/ч. Морская миля равна 1852 м;
1/10 морской мили — кабельтов (применяется только в навигации).
2 Мореходность — способность корабля безопасно плавать и сохранять возможность
боевого использования всех видов оружия и технических средств в условиях интенсивного волнения моря и ветра.
3 Горький М. О темах//Собр. соч.: В 30 т. М.: Гослитиздат. Т. 27. 1953. С. 108.
|