ЮМК
БИБЛИОТЕКА
пред. оглав. след.
Шапиро Л. С..   Самые быстрые корабли


Матросам, старшинам, мичманам и офицерам —
товарищам по службе на эскадренных миноносцах
Черноморского и Северного флотов — посвящаю

Автор

ПРЕДИСЛОВИЕ

Моря и океаны занимают около 70 % поверхности земного шара. С древнейших времен море привлекало к себе внимание человека как идеальный путь. Развивалось мореплавание. Коммерческие суда нуждались в защите от врагов. Стали строить военные суда — корабли. Зарождалась история кораблестроения.

Первые корабли практически ничем не отличались от коммерческих судов, ведь основным оружием моряков той поры являлось личное оружие абордажного боя. Для размещения на борту воинов с боеприпасами не нужна была специальная архитектура корпуса. Даже метательные машины и таран, а позднее артиллерия, мало изменили внешний вид военных судов, так как средства нападения и защиты на первых артиллерийских кораблях были несложными.

По мере изменения тактики войны на море менялись не только боевые средства, но и мореходные качества кораблей. И уже к середине XIX в. корабли приобрели специфический внешний вид, который с некоторыми отклонениями сохранился до наших дней.

«Самые быстрые корабли» — так названа эта книга. На всех этапах развития кораблестроения наблюдалось стремление достичь возможно большей скорости кораблей. Но это стремление ограничивалось в основном возможностями двигателя. Самые быстрые гребные корабли не могли развить более 6—7 уз1. Парусные корабли были более быстроходны, но и они показывали не более 12—13 уз. Только с появлением механического двигателя открылась перспектива резкого увеличения скорости кораблей.

Возможно у тех, кто связан со службой на флоте или с кораблестроением, возникнет вопрос: почему именно о скорости кораблей пойдет речь? Ведь наряду со скоростью боевые возможности корабля определяются рядом других качеств, среди которых вооружение, мореходность2, непотопляемость, управляемость, автономность и т. п. Тактико-технические элементы корабля взаимосвязаны и взаимозависимы, а следовательно, не могут рассматриваться изолированно. Вот почему круг затронутых в книге вопросов будет намного шире, чем можно предположить по названию книги.

Действительно, можно создать быстроходный, но слабо вооруженный корабль, или же построить быстроходный и хорошо вооруженный корабль со столь незначительной дальностью плавания, что его просто невозможно будет использовать. Наконец, известны быстроходные, хорошо вооруженные корабли с большой дальностью плавания, которые, однако, не могли решать боевые задачи в штормовом море, так как их корпуса давали трещины, а случалось, и разламывались на две части.

Вот почему создание корабля основано на компромиссных решениях, когда улучшение одного качества может быть достигнуто лишь за счет некоторого ухудшения других. Ведь практически невозможно осуществить с желаемой полнотой совмещение в одном корабле всех средств нападения и защиты, обеспечив при этом высокую скорость, приемлемую дальность плавания, мореходность и другие качества.

И все-таки лейтмотив книги — история борьбы за скорость. Для любого морского транспортного средства скорость является первостепенным показателем. Но если для коммерческого судна скорость — это оборачиваемость, то для корабля — важнейшее тактическое качество, в значительной степени определяющее его боевую ценность.

Понятие «самый быстрый корабль» относительно. Корабли разных классов в зависимости от их тактического назначения имеют далеко не одинаковую скорость полного хода. Поэтому существовали и продолжают существовать самые быстрые крейсеры, эскадренные миноносцы, тральщики и корабли других классов. Автор не ставил перед собой задачу проследить за эволюцией скоростных качеств кораблей всех классов, да в этом и нет необходимости.

В книге рассказывается о том, как ученые и кораблестроители вносили свой вклад в улучшение ходовых качеств кораблей, как их труды воплощались в достижения, а порой оборачивались разочарованиями, как на ошибках предшественников учились потомки.

Здесь уместны слова А. М. Горького: Прежде всего — и еще раз! — наша книга о достижениях науки и техники должна не только давать конечные результаты человеческой мысли и опыта, но вводить читателя в самый процесс исследовательской работы, показывая постепенное преодоление трудностей и поиск верного метода. Науку и технику надо изображать не как склад готовых открытий и изобретений, а как арену борьбы, где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиций3.

Вопросы борьбы за скорость кораблей на протяжении многих лет систематически освещались на страницах отечественной и зарубежной печати. Первое издание настоящей книги, вышедшее в 1981 г., явилось попыткой изложить в общедоступной форме историю борьбы за скорость в надводном кораблестроении. При подготовке второго издания учтены пожелания читателей, уточнены отдельные события, использованы новые материалы, опубликованные в советской и зарубежной печати за последние годы, и фотографии из архива.

Автор надеется, что второе издание книги будет встречено читателями не менее благожелательно, чем первое, и не оставит их равнодушными.


1 Узел — единица скорости в навигации, 1 уз=1 миля/ч. Морская миля равна 1852 м; 1/10 морской мили — кабельтов (применяется только в навигации).

2 Мореходность — способность корабля безопасно плавать и сохранять возможность боевого использования всех видов оружия и технических средств в условиях интенсивного волнения моря и ветра.

3 Горький М. О темах//Собр. соч.: В 30 т. М.: Гослитиздат. Т. 27. 1953. С. 108.

Scan & OCR: aka Master
пред.
ReSim Laboratory   2006
след.