совместно разрабатывают такие важные темы, как пути
улучшения линейного судоходства, совершенствование
управления морским транспортом с применением
электронно-вычислительных машин, методологию обоснования
развития портов и др., обмениваются технической
информацией и опытом работы.
Есть еще одна форма взаимовыгодного сотрудничества
между Польшей и СССР, имеющая большое значение для
экономики обеих стран - это судостроение. До 1947 г.
Польша не строила морских судов. Теперь ее верфи выпускают
суда мирового класса и для собственных нужд, и для
многих стран мира. Только советский морской торговый флот
получил из Польши, начиная с 1950 г., 273 судна общим
дедвейтом 2 млн. 200 тыс. г. Целый флот! Здесь и
крупнотоннажные сухогрузные теплоходы, и балккерриеры, и большая
флотилия лесовозов, и танкеры. Суда польской постройки
принадлежат многим советским пароходствам. Их можно
увидеть во всех океанах, в европейских морях и у берегов
Кубы, в Австралии, Бразилии и Канаде, в Японии и Африке,
в Арктике и у берегов Антарктиды. В знак дружбы с польским
народом несколько советских судов носят дорогие сердцу
каждого поляка названия: "Варшава", "Гданьск", "Гдыня", "Адам Мицкевич".
У советских и польских моряков установлены дружеские
связи. 55 экипажей судов СССР вступили коллективными
членами в Общество советско-польской дружбы. Польских
моряков встречают как желанных гостей в советских портах.
Дружеские контакты моряков двух стран начинаются со
школьной скамьи. Между морскими учебными заведениями
СССР и ПНР установлено тесное сотрудничество. К примеру,
в конце мая 1970 г. в Щецин и Гдыню приходило с дружеским
визитом учебное судно Ленинградского высшего инженерного
морского училища имени адмирала С. О. Макарова.
На его борту было 145 курсантов из Ленинграда, Таллина
и Одессы. Советские и польские преподаватели и курсанты
обменялись опытом организации учебного процесса и морской
практики, досуга учащихся.
Протокол об установлении научно-технического сотрудничества
и обмене производственно-техническим опытом заключен
также между Министерством морского флота СССР
и Министерством путей сообщения и связи ВНР. Его
выполнение позволило значительно улучшить координацию
деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских
организаций и ускорить решение научных, технических и
производственных проблем в области морского и речного
транспорта (р. Дунай), представляющих для обеих сторон
взаимный интерес.
Известно, что страны - члены СЭВ координируют свои
43