Головной организацией по разработке АСУ "Морфлот"
является Институт проблем управления Академии наук
СССР. Научное руководство разработкой осуществляет
академик В. А. Трапезников, главный экономист по разработке
АСУ "Морфлот" - академик Н. П. Федоренко.
АСУ "Морфлот" должна будет обеспечивать оперативный
контроль дислокации флота и перевозочного процесса,
оперативное планирование и регулирование работы флота и
портов. На нее возлагается также подготовка необходимых
материалов для фрахтования иностранных судов и
отфрахтования советских судов. Таким образом, вся
эксплуатационная деятельность морского транспорта,
рассматриваемая как единый процесс, будет организовываться
и регулироваться с помощью средств вычислительной техники
на основе разработанных программ, предусматривающих
оптимальные решения, минимальные издержки на весь процесс
перевозки и перегрузки грузов.
Автоматизированная система управления "Морфлот" будет
обеспечивать текущее планирование производственной
деятельности морского транспорта, контроль за техническим
состоянием флота, планирование и регулирование его ремонта
на заводах, планирование материально-технического снабжения
и учет материальных ценностей, бухгалтерский и
статистический учет и анализ производственной деятельности,
а также учет и анализ движения кадров.
Каждой из перечисленных функций должна соответствовать подсистема АСУ.
Подсистема "Оперативный контроль дислокации флота"
обеспечит автоматизацию контроля за местонахождением
судов с выдачей информации о географическом положении
судов с указанием стран, портов и районов Мирового океана
и направлений их движения. Предусматривается выдача
данных о судах, находящихся в круге переменного радиуса
с заданными координатами центра. На основе накопления
первичных данных предусмотрено получение статистических
данных о посещении судами портов, стран и участков мирового
океана за различные периоды времени.
Подсистема "Оперативный контроль перевозочного процесса"
обеспечит выдачу в установленном режиме времени
информации о ходе перевозочного процесса и его важнейших
характеристиках: сведений об объемах перевозок грузов
в каботаже и загранплавании в разрезе пароходств, видов
флота, родов грузов, направлений и условий перевозок;
информации о работе флота, участвующего в перевозках;
данные о работе портов, заявленном и фактическом наличии
грузов и обработке судов и вагонов.
Подсистема "Оперативное планирование и регулирование
работы флота и портов" обеспечит автоматизированное со-
28