миралтейства, и было решено все же построить корабль
по проекту Кольза.
«Кептен» был построен и в сентябре 1870 года вместе
с десятью другими кораблями броненосной эскадры под
командой адмирала Мильна вышел на парусные учения.
Чтобы выявить ходовые качества кораблей своей эскадры,
адмирал Мильн приказал устроить парусную гонку в
районе мыса Финистерре (вблизи северо-западной оконечности Испании).
Первый день гонки прошел спокойно, но после захода
солнца начало свежеть, и на кораблях из предосторожности
для уменьшения площади парусов взяли два, а потом
и три рифа (завязки на парусе, при помощи которых
уменьшают его площадь). Адмирал Мильн внимательно
следил с флагманского корабля за действиями шедшего за
ним «Кептена» и после полуночи, поскольку ветер все
крепчал, приказал подать флажный сигнал: «Кораблям
действовать по усмотрению». На этот сигнал все корабли
ответили: «Ясно вижу». В 1 ч 30 мин с флагманского
корабля видели, что «Кептен» идет с большим креном на
правый борт. Вскоре налетел шквал ветра с дождем, и
вокруг уже ничего нельзя было разглядеть. В 2 ч 15 мин
ветер стих, и луна осветила горизонт. «Кептена» не было
видно, но огни многих других кораблей эскадры
продолжали покачиваться над водой. На рассвете, по сигналу
флагмана все корабли собрались, кроме «Кептена».
Адмирал приказал начать поиски. Вскоре один из кораблей
подобрал с воды обломки «Кептена» и труп матроса с него.
Другой корабль в ближайшем испанском порту обнаружил
баркас (22-весельная шлюпка) с «Кептена» с
восемнадцатью членами экипажа. Один из спасшихся, старший
артиллерийский офицер «Кептена» рассказал: «Кептен»
шел с настолько большим креном, что кромка правого
борта касалась воды, на мостике вместе с вахтенным
офицером находился и командир корабля, один из опытнейших
моряков флота капитан Бургойн. Когда крепчавший ветер
накренил корабль еще, была подана команда «марса-шкоты
отдать», означавшая, что и последние паруса должны
быть убраны. Но этой команды не успели выполнить:
корабль лег бортом на воду, опрокинулся килем вверх и
затонул. Несколько корабельных шлюпок, катер и баркас,
сорвавшись, полетели в воду. На днище перевернувшегося
катера взобрались двадцать человек, в том числе и
капитан Бургойн. При попытке перебраться на проплывав-
78