Глава IV
КОГДА КОРАБЛИ НЕ ОПРОКИДЫВАЮТСЯ
В своем сочинении «О плавающих телах» Архимед
указал главное условие, при котором плавающее тело
находится в равновесии. Это указание Архимеда позволило
впоследствии сознательно создавать суда, которые
возвращаются в первоначальное, обычно вертикальное
положение после того, как наклонившая их сила перестает
действовать. Такие суда называют остойчивыми.
Остойчивость — это способность судна, выведенного
воздействием внешних сил из положения равновесия,
возвращаться к нему после прекращения этого воздействия.
Академик-кораблестроитель А. Н. Крылов в письме
адмиралу С. О. Макарову, написанном в 1903 году, очень
хорошо сказал, какова должна быть остойчивость корабля:
«...чтобы плавучесть утрачивалась раньше остойчивости
корабля, т. е. чтобы корабль тонул, не опрокидываясь».
Иными словами, чтобы недостаток остойчивости не
мог служить причиной гибели корабля.
Что же может предохранить судно от опрокидывания?
Представим себе, что на неподвижно стоящем судне
из-за неправильной загрузки трюма сыпучий груз стал
сваливаться к одному борту. От этого судно стало крениться,
постепенно увеличивая угол крена. Но вот наступил момент,
когда груз перестал пересыпаться, а крен перестал
расти, и судно осталось в накрененном положении.
КРЕНЯЩАЯ И ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ ПАРА СИЛ
Почему судно стало крениться и какая сила прекратила
увеличение угла крена?
Известно, что на судно, стоящее неподвижно на воде,
т. е. находящееся в равновесии, всегда действуют две
равные друг другу силы. Одна из них — это сила тяжести
судна со всеми находящимися на нем грузами, приложенная
69